Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Неуведомление ФМС
ИП не уведомил ФМС о принятии на работу гражданина Белоруссии. Какие могут быть последствия? И как их избежать или минимизировать?
ИП не уведомил ФМС о принятии на работу гражданина Белоруссии. Какие могут быть последствия? И как их избежать или минимизировать?
Виктор
Добрый день.
Уведомлять ФМС о принятии на работу граждан республики беларусь не требуется, поэтому Вам ничего не грозит, не переживайте.
В случае пребывания более 30 суток они должны самостоятельно зарегистрироваться.
«Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
Статья 97
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Уведомлять ФМС о принятии на работу граждан республики беларусь не требуется, поэтому Вам ничего не грозит, не переживайте.
Васильев Дмитрий
Здравствуйте. Этот вопрос с 2015 года является спорным.
вот тут он изложен оч хорошо
важны вот эти моменты
С одной стороны, п. 8 ст. 13 новой редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ говорит о том, что с 01.01.2015 уведомить ФМС надо о приеме на работу и об увольнении любого иностранца.
С другой стороны, согласно п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4 действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Указанное решение является международным нормативно-правовым актом, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Кроме того, согласно ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999), граждане России и Беларуси являются также гражданами единого союзного государства.
вот это тоже пишут верно
Однако в феврале 2015 года нам стала поступать тревожная информация от наших партнеров, коллег, что ФМС стали (во всяком случае, устно) указывать на то, что неуведомление ФМС о приеме на работу граждан Белоруссии, принятых после 01.01.2015 является неправомерным. В связи с чем, чтобы исключить любые риски наших подписчиков, мы рекомендуем направлять такие уведомления в отношении любых иностранных граждан, в том числе граждан Белоруссии, как минимум до получения новых разъяснений ФМС по данному вопросу.
Примечание:
Если организация не уведомляла о приеме таких иностранцев в 2014 году, то это правомерно.
Если не уведомляли о принятых в текущем году, (2015) то либо нужно готовится к отстаиванию своих интересов в суде по приведенным выше аргументам; либо направить все же уведомление в ФМС и быть также готовым к отстаиванию своих интересов в суде.
Коллега,
«разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.»
насколько я помню — разрешение — отдельно, а уведомление фмс — отдельно.
В то же время, если есть информация, что ФМС сейчас стали докапываться при отсутствии уведомления я бы обратился за разъяснениями в УФМС своего города за разъяснениями, важно, какая позиция именно у них.
Васильев Дмитрий
вот и я об этом и статья об этом). вопрос не простой. если что — придется в суде отбиваться. пока штраф будет врятли, но тут от трактовок фМС зависит очень многое
Виктор, добрый день!
В 2014 году ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
дополнена ч. 8
«Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.»
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ст. 2 115-ФЗ
иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
В тоже время, как отметил коллега, в настоящее время действует и
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 1996 г. N 4
О РАВНЫХ ПРАВАХ
ГРАЖДАН НА ТРУДОУСТРОЙСТВО, ОПЛАТУ ТРУДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ГАРАНТИЙ
порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
С учетом вышеизложенного для минимизации рисков возбуждения адм. дела по ч. 3 ст. 18.15 КоАП целесообразно направить в соот. тер.упр ФМС запрос о разъяснениях применительно к сложившейся конкретно у вас ситуации.
Также надо отметить, что согласно ст. 1.5 КоАП
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах привлечение Вас к административной ответственности маловероятно
Дополню свой ответ.
Согласно 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), составляет 1 год. Течение срока в данном случае начинается на следующий день после трех рабочих дней с даты заключения с гр. Беларуси соот. договора. По истечение указанного срока, в силу ст. 24.5 КоАП, адм. дело возбуждено быть не может.
Если срок еще не прошел, помимо прочего, можно апеллировать к ст. 2.9 КоАП ввиду малозначительности совершенного правонарушения
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Не согласна. ВС РФ говорит о том.ч то течение срока начинается со дня обнаружения правонарушения. Ведь доказательством правонарушения является протокол ФМС.
Каравайцева Елена
Это вы путаете длящееся и не длящееся адм. правонарушение, в данном случае правонарушение не является длящимся, почитайте внимательно разъяснения ВС, особенно в части, к какой категории относятся адм. правонарушения, выразившееся в неисполнении в определенный законом срок определенных обязанностей
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Уведомлять ФМС о принятии на работу граждан республики беларусь не требуется, поэтому Вам ничего не грозит, не переживайте.
Васильев Дмитрий
Этот вопрос с 2015 года является спорным.
Балашов Владимир
Уведомление должно быть обязательно, никакой спорности нет, так как граждане Беларуси являются иностранцами в РФ (несмотря на их особый статус)
об этом же говорит и Письмо УФМС по г. Москве
Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве
Письмо от 08.06.2015 № МС-9/21-4586н.
Направляю информацию в формате ответов на задаваемые вопросы, поступающие на официальный сайт УФМС России по г. Москве в раздел «часто задаваемые вопросы», а также в раздел обращений граждан на электронную почту Управления в режиме on-line.
Каковы правила трудоустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации?
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан (в редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 204‑ФЗ, от 24.11.2014 № 357‑ФЗ), постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 320‑ФЗ).
На какой срок выдается патент? Как его продлить?
В соответствии с частью 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Необходимо ли получение разрешения на работу для трудоустройства граждан Беларуси и Казахстана? Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Нужно ли иностранному гражданину, получившему патент, продлевать миграционный учет?
В соответствии с п. 42 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 – 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109‑ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии.
Территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Как узнать о готовности заграничного паспорта к выдаче через Портал?
Информация о готовности паспорта направляется в Личный кабинет пользователя Портала. Также на сайте Управления функционирует сервис проверки готовности паспорта в онлайн-режиме.
Кто может быть признан беженцем?
В соответствии с п. 1 части 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах»:
беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
лицо, ходатайствующее о признании беженцем, – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, из числа:
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.
Главный специалист-эксперт
ОСОСМИ ОКО УФМС
России по г. Москве Т. Н. Стретович
Какие могут быть последствия? И как их избежать или минимизировать?
Виктор
Последствием может стать административный штраф
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Здравствуйте. С 2015 года, уведомлять о приеме на работу граждан Беларусь также стало необходимым.
Согласно:
Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года)
Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года)
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами, основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,
руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,
желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,
выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,
движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,
обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,
подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,
принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.Статья 97 Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.
Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.
4. Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.
5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
Вопрос
Сотрудник гражданин Белоруссии, нужно уведомлять ФМС России о
заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых
договоров? Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после заключения
или расторжения договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) в
2014 не нужно если трудовой договор составлен в 2014, то я уведомляю только об увольнении? правильно? об отъездах и отпусках я уведомляю?Ответ
С 2015 года работодатель должен уведомлять миграционную службу о
приеме на работу и увольнении любого иностранца. Это правило распространяется и на граждан республики Беларусь.Поскольку трудовой договор с сотрудником заключен в 2014 году,
когда действовали иные правила, уведомить ФМС организации необходимо только в случае расторжения трудового договора с данным сотрудником.Об отъездах и отпусках уведомлять ФМС не нужно. Такая обязанность
не предусмотрена законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ.При его выезде за рубеж ФМС России уведомляет пограничная служба.
Уведомлять о предоставлении отпуска без сохранения заработной
платы необходимо только в том случае, если сотрудник обучается в РФ по очной форме обучения. Это предусмотрено абз. 1 п. 18 ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ.Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан
При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. от 10 октября
2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.В частности, для ведения трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).
При этом граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении этого срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке.
Следует учитывать, что миграционную службу нужно уведомить о приеме на работу и увольнении сотрудников – граждан республик Беларусь, Армения и Казахстан.*
Нина Ковязина, заместитель
директора департамента образования
и кадровых ресурсов Минздрава России2. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров миграционную службу. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от
28 июня 2010 г. № 147.Помимо этого миграционную службу необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен приложении № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора.
Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктом 2приложения № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи
13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.Нина Ковязина, заместитель
директора департамента образования
и кадровых ресурсов Минздрава России3. Ситуация: нужно ли уведомлять миграционную службу о приеме на
работу иностранца, временно или постоянно проживающего в РоссииДа, нужно.*
Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего
в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу
необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.Указанные уведомления необходимо направить не позднее трех рабочих
дней с даты заключения или прекращения трудового договора. При этом уведомление можно направить лично на бумажном носителе или в форме электронного документа через Интернет.Формы уведомлений о заключении и расторжении трудового договора, а также порядок подачи этих документов утверждены приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Нина Ковязина, заместитель
директора департамента образования
и кадровых ресурсов Минздрава России
www.26-2.ru/qa/2790-nujno-li-uvedomlyat-migratsionnuyu-slujbu-o-prieme-na-rabotu-i-uvolnenii-grajdanina
Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечания:
1.В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был установлен Правилами подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 183.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее — орган службы занятости населения), о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Согласно п. 6 Правил уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи.
Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 данной нормы предусмотрено, что при длящемся административном правонарушениисроки, предусмотренные в части 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Между Россией и Белоруссией есть ряд договоров, которые устанавливают особенности приёма граждан на работу. Например, в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» сказано следующее: "… действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется". Если толковать норму буквально, то можно сказать, что уведомлять ФМС о заключении/расторжении трудового договора не нужно. Но так как официальной позиции ФМС в своих разъяснениях пока не высказала, то во избежание штрафных санкций мы рекомендуем уведомлять миграционную службу о приёме/увольнении белорусов.
www.4do.4dk.ru/articles/priyem-na-rabotu-inostrantsev-iz-eaes-osobennosti-nyuansy/
Статье 97 не предусматривает как наличие разрешения, так направление уведомления.
В то же время, если есть информация, что ФМС сейчас стали докапываться при отсутствии уведомления я бы обратился за разъяснениями в УФМС своего города за разъяснениями, важно, какая позиция именно у них.