![]() | Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Работа застройщика считается завершенной только после того, как дольщик принял объект и подписал соответствующий акт.
Нередко возникает ситуация, когда собственник квартиры обнаруживает в ней недостатки спустя несколько месяцев или лет. Согласно законодательству застройщик обязан устранить любые недоделки и ошибки при возведении здания. Для этого нужно направить ему соответствующую претензию.
Когда нужно направить претензию застройщику?
Взаимоотношениям между застройщиком и участником долевого строительства посвящен Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ. В нем подробно прописан порядок устранения недостатков строительной компанией, а также действия, которые необходимо предпринять дольщику.
Претензия к застройщику представляет собой документ с требованием устранить допущенные при строительстве ошибки
Все, что будет обнаружено в течение пятилетнего гарантийного срока, должно быть исправлено застройщиком собственными силами либо при участии ТСЖ.
Составление письменной претензии к застройщику по качеству строения, нарушению сроков работ либо ликвидации выявленных недостатков становится основным доказательством досудебного урегулирования имеющегося спора. Это также показывает, что взаимодействие между собственником и строительной компанией осуществлялось строго в рамках закона.
Если жилец решил устранить недостатки сам, компания должна возместить его расходы.
Досудебная претензия застройщику

Составление документа начинается с указания в шапке юридического наименования застройщика, фактического и юридического адреса компании. Далее следуют Ф.И.О. генерального директора и ваши данные.
В основной части претензии следует указать все выявленные недостатки и обязать строительную компанию устранить их, выполнить иные требования собственника.
Если недостатки на объекте были обнаружены в течение 5 лет с момента его сдачи, застройщик должен исправить их за свой счет
Описание объекта претензии, то есть квартиры, должно сопровождаться точным перечислением реквизитов договора на долевое участие и указанием сведений о регистрации в реестре прав на недвижимое имущество. Также потребуются номер квартиры, ее площадь, местонахождение и полная стоимость.
В требованиях по устранению погрешностей следует ссылаться на закон, который обязывает застройщика незамедлительно приступить к выполнению работы.
Если были допущены грубые ошибки, которые привели жилой дом в некачественное и даже аварийное состояние, застройщик обязан устранить их в течение 10 дней после получения претензии.
Документ завершается условием, что в случае отсутствия реакции со стороны застройщика вы будете вынуждены обратиться в суд, и требовать устранения погрешностей, а также возмещения понесенных убытков и неустойки, привлечения застройщика к ответственности по Закону «О защите прав потребителей».

Как отправить претензию застройщику по почте?
Претензию застройщику относят к срочной документации, поэтому в случае отправления по почте необходимо выбрать вариант ценного письма с описью вложения и обязательным уведомлением о вручении. Перед отправкой следует подготовить претензию в двух экземплярах и принести в почтовое отделение, не запечатывая в конверт.
Отправляя претензию заказным письмом, вы можете быть уверены, что застройщик получит письмо в срок и незамедлительно ознакомится с ним.
На почте нужно заполнить выданный сотрудниками бланк по форме Ф-107, где указываются реквизиты получателя, перечень документов и объявленная ценность (если нужно).
После проверки правильности заполнения данных и соответствия описи вложению, один из заверенных экземпляров претензии помещают в письмо и запечатывают для дальнейшего отправления, а второй передают вам.
Претензию застройщику можно направить по почте или доставить лично под роспись
Как ответить застройщику при отказе?
Согласно законодательству компания, получившая претензию, обязана написать ответ с указанием принятого решения по устранению выявленных недостатков либо об отказе.
Застройщик может потребовать от собственника провести дополнительные экспертизы, а также привести доводы, опровергающие указанные в полученной претензии сведения.
Получив соответствующий ответ, вы вправе ответить на него новой претензией, дополнив ее недостающими сведениями. Так же можно направить исковое заявление в мировой или арбитражный суд по месту жительства.
![]() | Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Добрый день!
Вопросы по поводу претензий к застройщику в новостройке (Договор долевого участия).
Вопрос 1:
1. Квартиру приняли по акту, незначительные нарушения были, устранены.
2. Сейчас обнаружили, что стяжка пошла трещинами и пол не очень ровный, нужно устранить.
3. Есть компания, которая готова все переделать за N-ную сумму, но мне бы не хотелось это делать за свой счет (они готовы убрать все и залить заново ровно). Предварительно поговорил с прорабом застройщика,они готовы устранить за свой счет, но меня смущает порядок ремонта: они хотят просто расшить трещины и замазать их заново. Кроме того, делать же его будут те же люди, я не уверен, что они сделают хорошо.
Можно ли как-то организовать это так, чтобы мне сделали нормально и за счет застройщика. Предварительно поизучал вопрос, все начинается с составления претензии застройщику, но в данном случае, они, вроде как, и признают свою вину. Можно ли настаивать на том, чтобы застройщик полностью переделал стяжку или (что еще лучше), чтобы задачу выполнил подрядчик?
Вопрос 2.
1. Как я уже говорил, Акт о приемке квартиры подписан в Марте;
2. При этом, по договору, дом должен был быть сдан в Июле прошлого года;
3. В конце прошлого года относил застройщику письмо с просьбой прокомментировать ситуацию мне по почте, отметка о регистрации письма есть. От застройщика ответа не было.
4 Можно ли затребовать с застройщика компенсацию за просрочку в данном случае? Какой порядок действий?
Вопрос 3.
Повлияют ли Вопрос 1 и Вопрос 2 на возможность начала ремонта в квартире? :) Или нужно будет ждать пока все утрясется? Можно ли также пока оформлять жилье в собственность?
Андрей, претензия нужна обязательно. ФЗ № 214 в ст. 7 предусмотрено:
Т.е. Вы должны выразить в этой претензии выбранное Вами требование безвозмездном устранении недостатка, а также назначить разумный срок для устранения.
Переделывать стяжку полностью или нет — вопрос к специалистам. Только строительная экспертиза может ответить на этот вопрос — есть ли необходимость полностью переделывать стяжку. Считаю, что Вы здесь не вправе диктовать застройщику каким образом он будет устранять недостаток. Или проводите экспертизу за свой счет, и если эксперт укажет на необходимость полного демонтажа стяжки, тогда направляйте застройщику соответствующее требование.
Если Вы выберите 3-й вариант, предусмотренный ст. 7., то в случае возникновения спора, застройщик также сможет провести экспертизу, и будет настаивать на снижении компенсационных расходов.
У застройщика не нужно просить комментировать ситуацию, а необходимо предъявлять соответствующую претензию, в которой требовать выплаты неустойки предусмотренной законом.
п.2 ст. 6 ФЗ № 214
Для регистрации возникшего права собственности нет никаких препятствий.
Ничего не мешает обратиться к застройщику и по первому вопросу и по второму.
А делать ремонт или нет решать уже Вам. Вопрос, связанный с требованием о выплате неустойки, уж точно никак не влияет на производство ремонта.
А вот со стяжкой — решайте сами. Если можете начать делать ремонт, не трогая при этом полы, то делайте
Дополню по 2 вопросу.
Ваше требование о выплате Вам неустойки застройщик обязан выполнить в течение 10 дней ( ФЗ «О защите прав потребителей»).
В случае невыполнения указанного требования, Вы вправе в судебном порядке, кроме неустойки требовать от застройщика возмещения морального вреда (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»), выплаты штрафа в размере 50% от всей взыскиваемой с застройщика суммы ( ст. 13)
При обращении в суд Вы освобождены от уплаты гос. пошлины
Добрый день!
Уточню, верно ли я понял. Поправьте, если что не так.
Т.е. я могу, условно, пойти завтра в офис застройщика, вручить ему письмо примерно содержащее: "Согласно договору такому-то срок сдачи объекта такого-то был в Июле 2016, а Акт мы с вами подписали в Марте 2017, прошу в соответствии с ФЗ "О Защите прав потребителей" возместить мне неустойку в размере (видимо 1/300 * 0,1 * Сумма по договору * Число дней просрочки). Д/С прошу перевести мне по след. реквизитам".
Естественно, письмо в двух экземплярах, на одном получить от них отметку.
Если в течение 10 (рабочих?) дней не поступают средства и застройщик со мной на контакт не вышел, то я могу идти в суд и приплюсовать еще 50% к сумме оплаты в счет ФЗ?
Андрей, добрый день.
В дополнение хотел бы обратить внимание вот на что.
Таким образом, вам нужно определиться с конкретным требованием в претензии к застройщику.
Уважаемый Андрей, информационное дополнение:
Главное при предъявлении претензии к застройщику — это правильно зафиксировать все недостатки и в письменном виде своевременно предъявить претензию к застройщику.
С уважением, Алексей Байкалов.
Да, Вы верно поняли.
Добрый день! Прошу сообщить — данный недостаток зафиксирован актом обследования и технического состояния помещения? Если нет — то в обязательном порядке это необходимо сделать — вызывайте специалистов Вашей управляющей компании подав письменное заявление в котором всё укажите (с приложением фотоснимков проблемных участков) и просите направить комиссию для произведения тех. осмотра помещения, составления подробного акта технического состояния с указанием причин возникновения недостатков и виновных лиц.
Это тоже нарушение договора — в данном случае изучите договор там должен быть пункт — штрафных санкция за пропуск сроков сдачи дома и жилого помещения. Сразу подавайте письменную претензию на взыскание неустойки за просрочку выполнения обязательств по договору. Если претензию не удовлетворят — то соответственно подадите иск в суд и взыщите.
Это письмо храните у себя — это будет одним из письменных доказательств на Вашей стороне если дело дойдёт до суда.
Да, можно порядок действия указан чуть выше.
В данном случае говорить это одно… слова потом играть роли не будут сейчас говорят одно — потом другое… Рекомендую подать письменную претензию, в которой изложите подробно ситуацию с приложением копии акта тех. состояния и фотоснимков и просите — произвести ремонтные работы по устранению недостатков такие как __________ или возместить денежные средства на произведение ремонтных работ сторонней организацией. В случае не удовлетворения требований в установленные законом о ЗПП сроки будем вынуждены требовать возмещения понесённых расходов за ремонт.
Вот если претензия будет застройщиком проигнорирована — то соответственно делайте ремонт за свой счёт с привлечением подрядчика — а потом предъявите застройщику требование оплаты понесённых расходов — если не будет платить — то взыщите через суд подав исковое заявление на взыскание средств, и штрафных санкций за просрочку выполнения требований и отказ от удовлетворения претензии в соответствии с ФЗоЗПП. С Уважением...
Абсолютно верно. Только, если договор заключен с дольщиком – физическим лицом, сумма неустойки умножается на 2.
Т.е. формула такая:
Н = СД х 1/300СР х ДП х 2
где
Н – неустойка,
СД – сумма договора,
СР – ставка рефинансирования, а сейчас это учетная ставка (есть на оф.сайте ЦБ)
ДП – дни просрочки.
А если изначально договор был с юр. лицом, но право перешло к юр. лицу по договору цессии, то умножается на 2? Дата договора цессии раньше даты плановой сдачи дома.
Договор цессии не влияет на формулу определения неустойки.
Вы юридическое лицо? Я понять не могу. По смыслу вашего вопроса я поняла что Вы- физическое лицо, а теперь Вы пишите, что юридическое. Цессия не имеет значения. Значение имеет то, кто является конечным потребителем
Если физ.лицо — то умножаете на 2. Я Вам выше уже писала.
Повторюсь.
Опечатался. Имел в виду, что изначала долевое участие было у организации, затем перешло ко мне (физ. лицу) по договору цессии. Но я вас понял, спасибо.
8.02.2016 написал претензию к застройщику на конденсат внутри стеклопакета. Сказали исправление в течение 45дней. На 45й календарный день после моего звонка сообщили что возможно на следующей неделе починят. Дом сдан и кадастровый на руках почти год. Но дом на гарантии 5 лет.
Добрый день. Был ли дан официальный ответ письменно от застройщика? Можете отправить им исковое заявление, должны зашевелиться. Если нет — идите в суд.
Никакого ответа. Только мои звонки с вопросами о сроках. Сроки исполнения в претензии тоже не написаны. Есть смысл в суд подавать?
Есть. 1) У вас в договоре с застройщиком должен быть прописан претензионный срок рассмотрения спорных вопросов. В этот период они обязаны дать официальный ответ.
2) ГК РФ устанавливает, что срокиответа могут быть предусмотрены законом или договором, если вы состоите с частной организацией в договорных отношениях в качестве потребителя, то срок рассмотрения претензии ЗоЗПП устанавливает 10 дней.В иных случаях стороны могут установить сроки рассмотрения претензий в договоре.Если сроки договором не установлены, то применяется понятие разумного срока (аналогия с ФЗ, 30 дней).Только законом о защите прав потребителей установлено право суда оштрафовать продавца (подрядчика, исполнителя) за отказ исполнить добровольно требования потребителя.
Добрый день. Претензия застройщику о выплате неустойки была написана несколько мес.назад. Застройщик не отказывается выплатить сумму, но денег у него нет. На сегодняшний день размер неустойки увеличился в 2 раза. Можно ли изменить сумму, прислав еще одну претензию, или надо писать заявление застройщику заявление об изменении размера неустойки?
Добрый день.
Напишите ему такую же претензию как и первую, только с расчетом неустойки на текущий день.
Если застройщик добровольно не выплачивает средства, то рекомендую рассмотреть возможность обращения в суд, то, что он говорит об отсутствии денег не значит что их нет на самом деле.
Во всяком случае. обратившись в суд вы точно ничего не потеряете.
При необходимости могу составить для вас соответствующее исковое заявление.
С уважением, Любовь.