8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Кто несет ответственность, если сданный в аренду автомобиль попал в аварию

Добрый день! Муж зарегистрирован как ИП. Вид деятельности такси. Имеет в собственности машины, диспетчерскую службу и наемных водителей. Трудоустроены официально не все водители. Но с каждым водителем заключен договор аренды автомобиля. В конце прошлого года случилась авария, виновник - водитель на машине мужа повредил дорогую иномарку. Водитель в трудовых отношениях с мужем не состоял, а эксплуатировал автомобиль по договору аренды. Ущерб пострадавшей стороне составил около 700 тысяч рублей. Суда не было. Сегодня мужа вызвали судебные приставы и сказали, что они обязаны арестовать имущество мужа на сумму 535 тысяч рублей, якобы пострадавшая сторона написала заявление на наложение ареста до решения суда. Завтра суд. Вопросы: 1- кто должен возмещать ущерб- собственник автомобиля или тот кто баыл за рулем? 2- у нас в совместной долевой собственности имеется земельный участок и на нем недостроенный дом. Дом в процессе строительства и не оформлен. Также имеется квартира в ипотеке. Может ли суд принять решение арестовать совместное имущество в счет погашения ущерба?

Показать полностью
, Светлана, г. Оренбург
Александр Самарин
Александр Самарин
Юрист, г. Москва
Эксперт
1- кто должен возмещать ущерб- собственник автомобиля или тот кто баыл за рулем?
Светлана

Здравствуйте. По общему правилу ответственность несёт арендатор

ГК РФ

Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
? 2- у нас в совместной долевой собственности имеется земельный участок и на нем недостроенный дом. Дом в процессе строительства и не оформлен. Также имеется квартира в ипотеке. Может ли суд принять решение арестовать совместное имущество в счет погашения ущерба?
Светлана

Могут требовать выдела доли мужа, но так как дом еще не оформлен, то он нигде не проходит и на него арест вряд ли наложат.

СК РФ

Статья 45. Обращение взыскания на имущество супругов
1. По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.
0
0
0
0
Может ли суд принять решение арестовать совместное имущество в счет погашения ущерба?
Светлана

Но если был договор аренды транспорта, то несёт арендатор, поэтому не должен суд принять такое решение.

Страховка была на машину?

0
0
0
0

Договор аренды без услуг по управлению был?

0
0
0
0
Денис Черчинцев
Денис Черчинцев
Адвокат, г. Армавир

Здравствуйте, согласно ст. 640 ГК РФ ответственность за вред несет арендодатель (Ваш супруг). Если он докажет, что вред возник по вине арендатора, то он может предъявить регрессное требование.

Статья 640. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

0
0
0
0

Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.

Все зависит от вида договора.

0
0
0
0

В данном случае скорее всего заключен договор аренды ТС без экипажа, то применимы положения ст. 648 ГК РФ. Ответственность несет арендатор (водитель).

0
0
0
0
Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.7
Эксперт
1- кто должен возмещать ущерб- собственник автомобиля или тот кто баыл за рулем?
Светлана

Если это был договор аренды, то да, возмещает тот кто был за рулем

у нас в совместной долевой собственности имеется земельный участок и на нем недостроенный дом. Дом в процессе строительства и не оформлен. Также имеется квартира в ипотеке. Может ли суд принять решение арестовать совместное имущество в счет погашения ущерба?
Светлана

Нет, так как взыскиваться будет с денежных средств, а не из имеющегос\я имущества

0
0
0
0
Здравствуйте, согласно ст. 640 ГК РФ ответственность за вред несет арендодатель (Ваш супруг). Если он докажет, что вред возник по вине арендатора, то он может предъявить регрессное требование.
Черчинцев Денис Викторович

А разве была аренда с экипажем?

0
0
0
0
Получается надо рукооводствоваться главой 59 ГК. А какой тогда статьей?
Светлана

В Вашем случае отвественность несет арендатор

0
0
0
0
Анна Проворова
Анна Проворова
Юрист, г. Москва

Светлана, добрый вечер.

По общему правилу, за все отвечает собственник, но так как у Вас заключен договор аренды, то возмещение вреда должно быть возложено на водителя, это скорее всего и прописано у Вас в договоре аренды.

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
2- у нас в совместной долевой собственности имеется земельный участок и на нем недостроенный дом.
Светлана

В счет погашения долга, по решению суда может быть выделена доля супруга-должника из общего имущества. Но есть вещи, на которые нельзя наложить арест.

Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

[Гражданский процессуальный кодекс РФ][Статья 446]

1. Взыскание по исполнительным документам не может быть
обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на
праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов
его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является
предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об
ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце
втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце
имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с
законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального
пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и
других предметов роскоши;
имущество, необходимое для профессиональных занятий
гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых
превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров
оплаты труда;
используемые для целей, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот,
олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до
выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и
сооружения, необходимые для их содержания;
семена, необходимые для очередного посева;
продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной
величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц,
находящихся на его иждивении;
топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления
своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего
жилого помещения;
средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
0
0
0
0
несет владелец авто, в вашем случае арендатор. Владелец авто — мой муж, который сдал автомобиль в аренду.
Светлана

Имеется ввиду тот, кто владел авто в момент аварии на законных основаниях, т.е. не был собственником, а владел.

0
0
0
0
Марат Васфиев
Марат Васфиев
Юрист, г. Уфа

Здравствуйте!

Согласно Гражданского кодекса РФ Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу данной статьи считаю что за вред причиненный будет отвечать арендатор.

А по второму вопросу, взыскание может быть обращено если дом не является единственным жильем.

Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

1. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

Система ГАРАНТ: base.garant.ru/12128809/52/#block_446#ixzz3abWsaLEr
0
0
0
0
Сергей Сергеев
Сергей Сергеев
Юрист, г. Нижняя Тура

Здравствуйте, Светлана.

Действительно, согласно статье 1079 ГК РФ ответственность несет лицо, на законных основаниях владеющее ТС, в том числе и арендатор.

Но при вероятность того, что Ваш супруг будет отвечать за причиненный вред имеется. Это возможно, если будет установлено, что виновник ДТП состоял с Вашим супругом (ИП) не в гражданско-правовых, а в трудовых отношениях.

В этом случае, действуют следующие правила:

Статья 1068. ГК РФ. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В связи с этим, а так же с учётом суммы ущерба рекомендую обратиться к специалисту по гражданско-правовым отношениям очно. Если не успеете, с учетом завтрашнего суда, то следует на суде заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с тем, что не своевременно получили копию искового заявления и не смогли обратиться за юридической помощью. которая Вам необходима. В подобных случаях суд удовлетворяет такие ходатайства.

С уважением, С.Сергеев

0
0
0
0
Ирина Фролова
Ирина Фролова
Юрист, г. Ставрополь
Эксперт

Здравствуйте, Светлана.

Согласно п.11
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 г
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, пункт 1 статьи 1095, статья 1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным
возместить вред.
19. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Согласно статьям 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.
На лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред жизни или здоровью в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).
Юридическое лицо или гражданин, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора, вправе предъявить требования в порядке регресса к такому работнику — фактическому причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (пункт 1 статьи 1081 ГК РФ).
20. По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению.
Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности.

То есть, ответственность за причиненный вред несет владелец авто, в вашем случае арендатор.

Еще утончите как был оформлен работник, который виновен в ДТП? Трудовой договор? Гражданско-правовой?

В вашем случае если иск будет предъявлен вам, необходимо будет подавать ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по ст.41 ГПК РФ и представлять суду договор аренды, а также просит суд снять арест с имущества.

В случае если трудовые отношения будут установлены, то сумму взыщут с вас как с работодателя, а вам уже данную сумму нужно будет взыскивать с работника в порядке регресса.

Согласно ст.1081 ГК РФ 1. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно ст.1068 ГК РФ
1.Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Желаю удачи!

0
0
0
0
Но потерпевшая сторона заявила ходатайство на наложение ареста на имущество мужа. Мужа сегодня вызывали судебные приставы и показывали исполнительный лист о наложении ареста на имущество на сумму 535 тыс.руб. Хотя суда не было. Суд завтра.
Светлана

Это называется обеспечительные меры суда в целях дальнейшего исполнения решения суда.

Попробуйте отменить обеспечительные меры согласно ст.144 ГПК РФ, либ обжаловать определение о принятии обеспечительных мер согласно ст.145 гпк рф.

2. В случае, если определение суда об обеспечении иска было вынесено без извещения лица, подавшего жалобу, срок подачи жалобы исчисляется со дня, когда такому лицу стало известно это определение.

В любом случае очное сопровождение вашего вопроса в суде необходимо, иначе можно потерять большие деньги.

Желаю удачи.

0
0
0
0
Светлана
Светлана
Клиент, г. Оренбург

Не поняла вот эту Вашу фразу -То есть, ответственность за причиненный вред несет владелец авто, в вашем случае арендатор. Владелец авто - мой муж, который сдал автомобиль в аренду.

Олег Никитин
Олег Никитин
Юридическая компания "Юридическая компания Никитин и партнеры", г. Курск

1- кто должен возмещать ущерб- собственник автомобиля или тот кто баыл за рулем?

На основании ст.648 ГК РФ ответственность несет арендатор

2- у нас в совместной долевой собственности имеется земельный участок и на нем недостроенный дом. Дом в процессе строительства и не оформлен. Также имеется квартира в ипотеке. Может ли суд принять решение арестовать совместное имущество в счет погашения ущерба?

Да, может, но вы предоставьте договор аренды и необходимость в аресте имущества вашего отпадет

0
0
0
0
Алексей Ракитин
Алексей Ракитин
Адвокат, г. Волгодонск

Здравствуйте. Я так понял суд еще решение не принял, а ответчиком по иску выступает ваш муж.

В таком случае обращайтесь к суду с ходатайством о замене ненадлежащей стороны — ответчика, т.е. вашего мужа на водителя авто. К ходатайству приобщите договор аренды транспортного средства.

Статья 41. Замена ненадлежащего ответчика

1. Суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
2. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

0
0
0
0
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Добрый день.
На самом деле здесь все зависит от схемы работы — какой договор был заключен и т.п. (просто договор аренды тут не подойдет).
I) Прежде всего нужно учитывать, что в сфере работы диспетчерских такси (служб заказа такси, диспетчерских пунктов, диспетчерских служб такси – это по сути все синонимы) со своими заказами на услуги такси (включая тех, у кого есть мобильное приложение, тех, кто передает заказы по рациям, по мессенджерам, телефону и т.д.), то есть на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (тех, кто сотрудничает с агрегаторами Яндекс.Такси и т.п. мы сейчас в расчет не берем (там свои особенности), так как из вопроса следует, что у Вас свои заказы) есть 2 варианта работы:
1. Заключение с водителями договора на информационные услуги.
2. Заключение агентского договора с водителями на поиск и передачу заказов.
Принимать решение о том, на каком варианте лучше остановиться нужно исходя из схемы работы, ситуаций может быть 2:
Ситуация №1. У Вас есть заказы с оплатой по безналу от клиентов (как правило это корпоративные клиенты, которые заказывают у Вас услуги по перевозке сотрудников, либо это касается ситуаций, когда у Вас есть мобильное приложение для пассажиров с возможностью оплатить в приложении через эквайринг), с которых Вы удерживаете свой %, а остальное передаете водителю.
Ситуация №2. У Вас нет безналичных оплат от клиентов и как следствие все обороты по Вашему р/с – это поступления Вашей комиссии от водителей, как правило, путем внесения Вам денег на некий виртуальный «баланс» (иногда этот баланс водителя фиксируется в мобильном приложении для водителя, а иногда Вы просто сами ведете внутренний учет), с которого потом списывается Ваша комиссия по мере выполнения водителями заказов.
II) Оплата налогов и выбор системы налогообложения.
В ситуации №2 в принципе никаких проблем нет, поскольку все что падает Вам на р/с является Вашим доходом, поэтому Вы просто заключаете договор с водителем, платите налоги со своего оборота и все. Обычно в этом случае выбирается система налогообложения УСН 6%.
В ситуации №1 немного сложнее, поскольку не все суммы, которые падают Вам на р/с, являются Вашим доходом.
Например, Вам за год на р/с поступило 20 млн руб. Из них Ваш доход – это только 2 млн руб. (комиссия диспетчерской). Оставшиеся 18 млн руб. – это деньги, перечисленные водителям, которые не являются Вашим доходом. Риск заключается в том, что налоговая может потребовать оплатить налоги со всего оборота.
Решением в данном случае является агентский договор, который позволяет Вам платить налоги не со всего оборота в том числе при УСН 6%.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Из указанной нормы следует, что если компания заключает агентский договор и будет по нему получать денежные средства, то она не будет платить налоги с денежных средств, перечисляемых принципалу.
Указанная позиция также отражена в Письме МинФина от 21 апреля 2014 г. N 03-11-06/2/18218.
То есть Вы можете применять УСН 6% в данном случае и платить налог 6% только с суммы своей комиссии и не платить налог с денег, перечисляемых водителям. Также нужно учитывать, что ст. 346.16 НК РФ не позволяет в рамках УСН 15% ставить выплаты водителям себе в расходы, поэтому смысла пытаться применить УСН 15% и ставить выплаты водителям в расходы нет.
И дополнительно к указанному обоснованию у меня есть более 100 ответов налоговых на мои личные запросы относительно деятельности диспетчерских такси, в том числе из ИФНС г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят налоги с тех денег, которые они перечисляют водителям-физическим лицам, а платят налоги только с суммы своей комиссии (агентского вознаграждения). Но это исключительно при условии, что у Вас грамотный агентский договор, а не скачанный/взятый непонятно от куда, запросы были именно по моему агентскому договору, по которому работают мои клиенты.
Отмечу, что ЕНВД или патент (ПСН) не подходят для работы диспетчерских, которые просто передают заказы водителям.
Но здесь принципиально важно понимать, что указанные положения распространяются только на агентские договоры, но не распространяются на договоры на оказание информационных, диспетчерских и прочих услуг (см. приведенный п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ)!
Очень частая ошибка – люди заключают с водителем договор, по которому они оказывают водителю какие-либо услуги и называют это агентским договором, однако нужно понимать, что договор на оказание каких-либо услуг и агентский договор – это совершенно разные виды договоров и, если Вы одно с другим спутаете, то есть хорошие шансы, что налоговая потребует от Вас оплатить налоги со всего оборота, а именно:
— Договоры на оказание услуг регулируются Главой 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» (ст. 779 ГК РФ – 783.1 ГК РФ) и в отличие от агентского договора в НК РФ нет никаких положений, которые бы позволяли по договору на оказание услуг платить налоги не со всего оборота.
— Агентские договоры регулируются Главой 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование» (ст. 1005 ГК РФ – 1011 ГК РФ) и на них распространяется п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ.
Вывод №1: если у Вас есть безналичные платежи, то с водителями нужно заключать агентский договор. Если у Вас нет безналичных платежей, то по сути с точки зрения налогов не принципиально какой договор у Вас будет с водителем – агентский, на информационные услуги или еще какой-то, поскольку такой проблемы в этом случае изначально нет.
III) НДФЛ за водителей.
В ситуации №2, когда у Вас нет безналичных заказов и Вы ничего сами водителю не перечисляете, а все оплаты происходят наличными от пассажира водителю, проблем нет – Вы ничего водителю не перечисляете = вопрос об НДФЛ и страховых взносах не встает.
В ситуации №1, когда у Вас есть оплаты по безналу и Вы должны часть денежных средств перечислять водителям, встает вопрос о том, должны ли Вы платить за него НДФЛ и страховые взносы.
В ситуациях, когда водитель ИП или самозанятый формально такой вопрос не стоит –не должны (хотя нужно понимать, что, если ИП или самозанятый будет получать оплаты только от Вас, то есть Вы будете для него единственным источником поступлений, у Вас есть определенные риски признания отношений трудовыми, поэтому нужно крайне внимательно подходить к выстраиванию документов и выбору форм сотрудничества со всеми категориями водителей – и с ИП и с самозанятыми и с физическими лицами).
Что касается ситуаций, когда водитель просто физическое лицо (для многих это подавляющее большинство водителей) нужно понимать, что решение здесь то же самое – агентский договор. По агентскому договору водитель является Принципалом, а мы его Агентом, поэтому мы не являемся для него источником выплаты денежных средств и как следствие не должны платить за него НДФЛ и страховые взносы.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Письмах МинФина от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099 агент не является источником дохода для принципала и как следствие не является его налоговым агентом.
И аналогично по вопросу НДФЛ у меня есть более 100 ответов налоговых на мои запросы относительно деятельности диспетчерских со всей страны, в том числе из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят НДФЛ за водителей-физических лиц, поскольку они не являются источником выплаты денежных средств.
В дополнение еще есть Письмо Минфина России от 3 сентября 2015 г. № 03-04-06/50972 с разъяснениями конкретно по работе по агентскому договору с водителями такси-физическими лицами.
При этом отмечу, что, например, вариант «просто рассчитываться с водителями наличными без следов» не пройдет, поскольку если у Вас будет нормальный оборот, но не будет видно отношений с водителями, то налоговая быстро поймет, что у Вас есть кто-то, кто выполняет все эти заказы и докопается (это касается ситуаций, когда обороты больше, чем сам ИП один или директор в случае с ООО могут «накатать»).
Вывод №2: Для того, чтобы Вы имели право не платить НДФЛ и страховые взносы за водителей, Вы должны заключить с ними агентский договор. Договор на информационные услуги здесь аналогично не подходит. И аналогично если с Вашей Стороны нет перечислений водителю – можно заключать и договор на информационные услуги, поскольку в этой ситуации у Вас не будет расчетов с водителями.
IV) Риски штрафов за нарушения транспортного законодательства
Как Вы знаете, ближайшее время штрафы по КоАП РФ вырастут в разы и достигнут угрожающих размеров (хотя в сфере такси они и ранее были немаленькие), поэтому этот вопрос сейчас один из самых актуальных.
На практике с точки зрения транспортного законодательства есть 2 требования, которые часто не соблюдаются:
1.               С точки зрения закона у водителя должна быть лицензия (разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, далее по тексту для простоты буду писать просто «лицензия»), требование не распространяется на ситуации, когда у Вас все перевозки – это перевозки по предварительным заказам (трансферы).
2.               С точки зрения закона Перевозчик (в нашем случае водитель) должен быть индивидуальным предпринимателем, а он у нас физическое лицо.
И вот здесь возникает ключевой вопрос: кто будет нести ответственность за отсутствие лицензии (и как следствие за отсутствие путевого листа и т.д.) и отсутствие статуса ИП – сам водитель или диспетчерская также может быть привлечена к ответственности за отсутствие у водителя лицензии/статуса ИП?
Сразу отмечу, что по моей личной практике указанный вопрос мало касается взаимоотношений с налоговыми органами. Как уже было приведено выше – на уровне МинФина и ФНС есть огромное количестве разъяснений, из которых следует, что Вы с водителями вправе заключать договоры как с физическими лицами. Причина здесь довольно простая – налоговый орган не является органом, в предмет ведения которого входит контроль за соблюдением транспортного законодательства. Налоговую интересуют только Ваши налоги. Если налоги оплачены в соответствии с законодательством – налоговой все равно на наличие или отсутствие у водителей лицензий, поскольку они руководствуются исключительно положениями НК РФ, а не транспортным законодательством.
Поэтому по текущей практике этот вопрос больше касается различных проверок со стороны ГИБДД и иных органов, которые контролируют исполнение транспортного законодательства.
Здесь есть смысл обратиться к судебной практике. Я не буду подробно разбирать судебную практику по этому вопросу, однако отмечу, что по текущей практике ответственность за отсутствие лицензий несет непосредственно сам водитель, если авто не в собственности диспетчерской (о ситуации, когда авто в собственности диспетчерской речь пойдет дальше).
Например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа Ф03-3096/2017 от 15 августа 2017 г. по делу А24-4570/2016 судом рассматривался спор между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и диспетчерской такси, а именно ФАС предъявила к диспетчерской претензии о том, что она передает заказы такси водителям-физическим лицам без лицензии и требовала прекратить подобную деятельность, оформить лицензии, однако суд не согласился с данной позицией, настоял на том, что диспетчерская – это просто посредник, которая имеет договор с водителем, из которого следует, что все обязанности по оказанию услуг по перевозке возложены на водителя и как следствие она не несет ответственности за соблюдение водителем требований транспортного законодательства.
Вывод суда: диспетчерская, передавая заказы водителю, не является перевозчиком, в данной ситуации перевозчиком является сам водитель = диспетчерская не несет ответственности за отсутствие лицензий у водителей.
Однако важно учитывать, что все это актуально исключительно при грамотном оформлении документов и при грамотной схеме работы.
Также стоит учитывать, если Вы от имени своей компании, на которую оформлена диспетчерская, будете выдавать водителям путевые листы или оформите лицензии на себя – все риски перейдут на Вас (вообще в ситуации, когда есть лицензия на авто, ответственность всегда будет нести компания, на которую оформлена лицензия), поэтому этого делать нельзя (про схему работы со своими авто речь пойдет дальше).
Вывод №3: При грамотном оформлении деятельности по сегодняшней практике все штрафы будут «падать» на водителя. При этом в договоре с водителем обязательно должны быть правильно прописаны пункты про то, что по всем нарушениям транспортного законодательства водитель несет ответственность сам, а также прописать перечень тех требований, которым водитель должен отвечать.
V) Риски ответственности за ДТП (причинение вреда здоровью пассажиров, другим авто, имуществу и т.д.).
Вот этот вопрос самый непростой. Дело в том, что даже сами агрегаторы такси, например, тот же Яндекс.Такси (и это при том, что сам Яндекс.Такси работает только с ИП и ООО и по своим документам все полностью перекладывает в части ответственности на них) не может защититься от того, что суды по искам по ДТП взыскивают ущерб с Яндекса.
Таких Решений куча, например, можно обратить внимание на Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26.07.2019 г. по делу №2-4007/2019.
Причем риски, как правило, остаются независимо от того, какой договор мы заключаем с водителем – хоть агентский, хоть на оказание информационных услуг.
Например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 5-КГ17-220 Верховный суд признал тот факт, что диспетчерская, которая просто оказывала информационные услуги водителю, несет ответственность за совершенные водителями ДТП.
На самом деле есть определенные варианты настройки деятельности таким образом, чтобы минимизировать риски ответственности за ДТП с водителями, однако здесь я их уже приводить не буду, так как это достаточно большой объем информации.
VI) Отмечу, что есть 3 формы заключения договора с водителем:
1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает договор — здесь думаю все понятно. 2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру, если водителю неудобно подъехать к Вам в офис или Вы подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре обязательно прописывается, что он заключается путем обмена сканами.
3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди диспетчерских — Вы размещаете у себя на сайте или в мобильном приложении для водителя договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:
3.1. Наличие грамотной формы заявки на сайте.
3.2. Наличие грамотного договора-оферты с водителем.
3.3. Правильное формирование реестра водителей по итогам заполнения формы заявки на сайте (этот пункт как правило вызывает наибольшие затруднения, так как к реестру есть ряд требований и не каждый разработчик может их грамотно реализовать на практике так, как это нужно налоговой).
Отмечу, что если грамотно все оформить, то при работе через оферту у Вас весь документооборот будет в удобном и полностью электронном виде и «вживую» встречаться с водителями Вам не нужно будет и вручную тоже ничего подписывать не нужно будет.
VII) ОКВЭД.
Отмечу, что для диспетчерских со своими заказами мы используем в качестве основного код ОКВЭД «63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг».
Но здесь правда нужно добавить оговорку про то, что нужно каждую ситуацию смотреть индивидуально и иногда мы корректируем ОКВЭД с клиентами, в частности часто мы еще используем также следующие коды ОКВЭД:
82.20 Деятельность центров обработки телефонных вызовов.
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
63.91 Деятельность информационных агентств.
VIII) Также отмечу, что частой проблемой является ведение расчетов с нерезидентами (то есть когда водитель нерезидент РФ). По нерезидентам есть ряд особенностей по заключению договора (однако сразу отмечу, что особенности несущественны и с нерезидентами Вы заключаете также агентский договор/договор на информ. услуги, как и с резидентами, то есть законно работать с нерезидентами можно). Также если Вы будете перечислять деньги водителям-нерезидентам, то Вы попадете на валютный контроль и там тоже есть свои особенности, в том числе в плане подбора адекватных банковских тарифов.
IX) Также отдельный большой вопрос – РАБОТА НА СВОИХ АВТОМОБИЛЯХ, когда автомобиль водителю предоставляет сама компания, на которую оформлена диспетчерская. Тут возникает уже множество дополнительных нюансов, а, кроме того, при кривой схеме работы со своими авто есть немалые риски признания отношений с водителями трудовыми.
Х) ТАКЖЕ ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО С ИЮЛЯ 2019 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН ОБ ОНЛАЙН КАССАХ В ТАКСИ. ДАННЫЙ ЗАКОН АНАЛОГИЧНО НАКЛАДЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК НА МОДЕЛЬ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКИХ.
Однако эти нюансы здесь я описывать не буду (объема не хватит), но с радостью готов буду с ними поделиться с любым желающим в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

0
0
0
0

1. Обращаю внимание, что с ЯНВАРЯ 2020 г. действует специальное предложение для диспетчерских такси (служб заказа такси) со своими заказами на услуги такси, всю подробную информацию Вы можете получить у меня в чате (КНОПКА «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» ВОЗЛЕ ФОТОГРАФИИ АККАУНТА).
2. В рамках специального предложения обратившись в чат АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО ЛЮБОЙ может получить:
2.1. Правовое обоснование работы диспетчерской в письменное виде (как в части уплаты налогов только со своей комиссии даже при УСН 6%, так и в части того, что Вы не должны платить НДФЛ за водителей, а также по иным вопросам) со ссылками на положения налогового кодекса, официальные разъяснения практических органов и с конкретными примерами из моей личной практики.
2.2. Бесплатную первичную консультацию по рискам получения диспетчерской штрафов за отсутствие у водителей лицензий, путевых листов и за иные нарушения транспортного законодательства.
2.3. Бесплатную первичную консультацию по вопросам ответственности диспетчерской за ДТП, совершенные водителями, получившими заказ от диспетчерской (в свете позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 5-КГ17-220).
2.4. Бесплатную первичную консультацию по оптимизации и упрощению документооборота, в том числе построению электронного документооборота через договор-оферту (в том числе информацию по формированию реестра водителей) на сайте/в Вашем мобильном приложении без необходимости подписывать какие-либо документы в бумажном виде с правовым обоснованием почему это абсолютно законно и с разъяснением ряда обязательных требований к электронному документообороту.
2.5. Бесплатную первичную консультацию по вопросу о том, как происходит процесс отчетности в налоговую, какие допускаются типичные ошибки и как их избежать, почему некоторым диспетчерским налоговая доначисляет налоги в то время как другие годами успешно отчитываются в налоговую без каких-либо проблем.
2.7. Бесплатную общую информацию о том почему некоторым диспетчерским банки блокируют счета по 115-ФЗ, причем часто это происходит повторно и после открытия счета в другом банке, как этого избежать, типичные ошибки в отношениях с банками.
3. Также дополнительно обратившись в чат Вы можете (обсуждается индивидуально):
3.1. Получить помощь в правовой настройке Вашей диспетчерской, в том числе в настройке оптимальной модели работы, настройке документооборота в упрощенном порядке, минимизации рисков получения штрафов за нарушения транспортного законодательства при передаче водителям заказов, ответственности за ДТП и т.п.
3.2. Получить помощь в подготовке следующих документов:
3.2.1. Договора с водителем, который будет максимально защищать Ваши интересы и минимизирует риски ответственности за действия водителей, а также позволит минимизировать налоговое бремя исключительно законными путями.
3.2.2. Договор с Вашими заказчиками (корпоративными клиентами, а в случае наличия мобильного приложения или сайта, через который Вы получаете заказы, то договора-оферты, который заказчики (пассажиры), будут акцептовать (принимать) прямо в Вашем мобильном приложении/на сайте, а также помощь в подготовке политики конфиденциальности для Вашего мобильного приложения/сайта.
3.2.3. Любых иных документов, которые Ваш необходимы для работы в качестве диспетчерской службы (каждую ситуацию смотрим индивидуально и индивидуального решаем какие будут нужны документы в Вашем случае).
3.3. Получить консультацию по схеме работы со своими авто (как построить документооборот, как взыскивать ущерб в случае повреждения авто водителем, как переписать на водителя штрафы ГИБДД, полученные водителем, как правильно подписывать акты приема-передачи авто (именно здесь очень много ошибок, как ни странно), как решать вопрос с лицензиями, путевыми листами, кассой, БСО и т.п. 
3.4. Получить информацию по банковским тарифам, которые позволяют делать перечисления денежных средств водителям напрямую с р/с безопасно и с комиссией 0,2-0,5% без лимитов по месячным переводам.
3.5. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ С УЧЕТОМ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА ОБ ОНЛАЙН КАССАХ В СФЕРЕ ТАКСИ В 2019 Г.
4. Также обращаю Ваше внимание на то, что за период с октября 2018 г. по июль 2019 г. моей командой были направлены запросы в налоговые по всей России по вопросу работы диспетчерских такси.
По итогу направления запросов на ЯНВАРЬ 2020 г. нами получено уже порядка 100 (!!!!!) ответов из налоговых со всей страны, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ г. МОСКВЫ (есть ответы из 10 Московских налоговых), г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (есть ответы из 5 Питерских налоговых), ряда городов МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, г. НОВОСИБИРСКА, г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА, г. ВОЛГОГРАДА, г. САМАРЫ, г. ПЕРМИ, г. КРАСНОДАРА, г. СОЧИ, г. РОСТОВА-НА-ДОНУ, г. ЧЕЛЯБИНСКА, г. КРАСНОЯРСКА, г. ВЛАДИВОСТОКА, г. ХАБАРОВСКА, г. КИРОВА, г. ЯРОСЛАВЛЯ, г. УФЫ, г. АРХАНГЕЛЬСКА, г. МУРМАНСКА, г. ПСКОВА, г. ЧЕБОКСАРЫ, г. ОРЛА, г. ВЛАДИМИРА, г. ГЕЛЕНДЖИКА, г. НОВОРОССИЙСКА, г. УЛЬЯНОВСКА, г. КАЛУГИ, г. ОРЕНБУРГА, г. СМОЛЕНСКА, г. ЭЛИСТЫ, а также из многих других городов и районов России.
Во всех ответах налоговые последовательно и непротиворечиво подтверждают следующее:
1.  При работе по моему агентскому договору Вы не платите налоги с денег, перечисляемых водителям. Налоги платите только с суммы своей комиссии.
2. При заключении с водителем моего агентского договора Вы не платите НДФЛ за водителей.
3. С водителями Вы имеете право работать просто как физ. лицами.
Все ответы есть в оригинале со всеми номерами, датами, наименованиями налоговых органов, подписями ответственного инспектора (поэтому можно все ответы использовать в общении с Вашей налоговой и банком).
Внимание! Все запросы сделаны исключительно по моему агентскому договору, при использовании «кривых», некорректных, непроверенных договоров ссылаться на ответы при общении с налоговой или банками не получится. Наличие ответов не освобождает от необходимости работать по правильной схеме и не освобождает от строгого соблюдения всех требований (а их не мало) в части ведения как бумажного, так и электронного документооборота. 
ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ (!!!), ЧТО В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ТАКСИ КАЖДЫЙ ОБРАТИВШИЙСЯ КО МНЕ В ЧАТ НАЧИНАЯ С ЯНВАРЯ 2020 г. (КНОПКА «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» ВОЗЛЕ ФОТОГРАФИИ АККАУНТА) МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО ВСЕ УКАЗАННЫЕ 100 ОТВЕТОВ НАЛОГОВЫХ СО ВСЕЙ СТРАНЫ В ВИДЕ ОРИГИНАЛОВ СО ВСЕМИ НОМЕРАМИ, ДАТАМИ, ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ЛИЦЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.
 

0
0
0
0
Похожие вопросы
486 ₽
Вопрос решен
Побои
И что делать, чтобы ничего не было?
Здравствуйте! Вчера меня побил муж. Я ездила в больницу, оттуда сообщили в полицию. У меня перфорация барабанной перепонки и ушиб мягких тканей головы. Сегодня хотела забрать заявление, но участковый сказал, что не будет нести ответственность за травмы и передаст дело в военную прокуратуру (супруг военный). Скажите, пожалуйста, что ему за это будет? И что делать, чтобы ничего не было?
, вопрос №3992795, Эльвина, г. Оренбург
Гражданское право
Какая будет ответственность если в этом году получать переводы от разных людей на свою личную карту, не являясь: ип, самозанятым, раьотающим физ лицом
Какая будет ответственность если в этом году получать переводы от разных людей на свою личную карту, не являясь: ип, самозанятым, раьотающим физ лицом. Но эти деньги идут на оплату кредитов и обычные траты на жизнь.
, вопрос №3992596, Анастасия, г. Москва
386 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Покупатель самостоятельно несет ответственность за внешний вид и комплектацию товара, после получения и подписания наряда на выдачу товара" Как правильно мне правильно поступить?
Здравствуйте, заказывал онлайн на сайте DNS монитор, но пришёл с дефектом (трещина на корпусе), по горячей линии сказали обратиться по форме обратной связи на сайте, после обращения написали: "Согласно правилам доставки, указанным на официальном сайте: «После подписания клиентом акта приема-передачи претензии по внешнему виду и комплектации НЕ ПРИНИМАЮТСЯ! Покупатель самостоятельно несет ответственность за внешний вид и комплектацию товара, после получения и подписания наряда на выдачу товара»" Как правильно мне правильно поступить?
, вопрос №3991919, Максим, г. Екатеринбург
Административное право
Какую ответственность несут хозяева
Живу в частном секторе и двое больших собак моего соседа загрызли мою маю маленькую собачку. Их собаки без ошейников и намордников ходят по улице. Как нам быть в такой ситуации. Если загрызают собак и кошек, а что может быть с людьми. Какую ответственность несут хозяева
, вопрос №3991634, Наталья, г. Ярославль
ДТП, ГИБДД, ПДД
Если я страхую автомобиль, но вписываю два других водителя а себя нет.Я могу также управлять машиной
Если я страхую автомобиль,но вписываю два других водителя а себя нет.Я могу также управлять машиной
, вопрос №3991687, Валентина, г. Ангарск
Дата обновления страницы 26.12.2019