8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Отказ в получении удостоверения "участник боевых действий"

Здравствуйте. С 01.01.12 вступили в силу дополнения к закону "О ветеранах", где говорилось, что военнослужащие, проходящие службу на территории Р. Таджикистан до 1996 года приравниваются к участникам боевых действий. Мы с мужем попали в эту категорию, но в данный момент возникают проблемы с оформлением. Военкоматы ссылаются на разные причины - не было получено ранений, то еще какие-то невнятные объяснения, хотя сослуживцы в разных регионах данные удостоверения получили. Подскажите, куда обращаться и как добиться компетенции лиц, выполняющих свои функции в военкоматах?

, татьяна волгина, г. Москва
Тамара Филатова
Тамара Филатова
Юрист, г. Москва

ЗДравствуйте Татьяна!

Ваш случай не является единичным, в подтвереждение чего ниже приведено обращение участника боевых действий в Таджикистане всем первым лицам РФ, которому было отказано в получении им соответствующего статуса.

Однако несмотря ни на что, Вы имеете право отстоять свои права и интересы в судебном порядке.

Для этого необходимо подать исковое заявление о признании отказа в выдаче Вам удостоверения участника боевых действий незаконным.

Если все переговоры по данному поводу с военкоматом были в устной форме, то Вам необходимо для начала получить письменный отказ, который Вы сможете обжаловать в суде.

Если у Вас имеются какие-то документы, подтверждающие отказ военных организаций присвоить Вам статус участника, то можете начинать действовать.

Смогу оказать квалифицированную помощь в составлении необходимого искового заявления со ссылками на законодательные акты, а также проконсультировать по правильной позиции.

Для правовой экспертизы копии документов можете высылать на мою эл. почту tomaraf@mail.ru

C уважением Ф. Тамара

Президенту Российской Федерации
МЕДВЕДЕВУ Дмитрию Анатольевичу
103132, г. Москва, Старая площадь, дом 4
Председателю Правительства Российской Федерации
ПУТИНУ Владимиру Владимировичу
103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
МАТВИЕНКО Валентине Ивановне
103426, Москва, Б.Дмитровка, 26
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
НАРЫШКИНУ Сергею Евгеньевичу
103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.
Здравствуйте, уважаемые руководители нашего государства!
Обращается к Вам майор запаса, Гусев Андрей Михайлович, проходивший службу на различных должностях в Группе Пограничных Войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, от имени всех воинов-пограничников Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, военнослужащих 201 мотострелковой дивизии, отдельного сводного стрелкового батальона Республики Казахстан в Республике Таджикистан, 387 парашютно-десантного полка 105 дивизии ВДВ, в/ч 52788, г. Фергана, 35 отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ, в/ч 32363, г. Капчагай, выполнявших свой воинский долг в Таджикистане в 90-е годы прошлого столетия.
Поводом для обращения к Вам послужил следующий законодательный казус.
Мы все с нетерпением ждали принятия поправок к закону «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан). И вот почти через 20 лет, 7 ноября 2011 года, закон был подписан Президентом РФ и с 1 января 2012 г. вступил в силу.
Однако реализация данного закона на практике продемонстрировала его двоякое толкование исполнителями на разных уровнях. Когда мы стали подавать заявления в соответствующие органы (военкоматы, отделы ФСБ, пограничные органы) о признании нас ветеранами боевых действий, то столкнулись со странной ситуацией. В ряде исполнительных органов документы брали почти безоговорочно (таких мест крайне мало, но честно говоря они есть), в некоторых военкоматах документы отказывались принимать ссылаясь на то, что ещё нет разъяснительных документов к Закону, в частности приказа министра обороны (которого действительно до сих пор нет), большинство должностных лиц стали требовать обязательно предоставить справку из Центрального архива МО или ФСБ (для пограничников), так как записи в военных билетах и личных делах офицеров и прапорщиков не являются документальным подтверждением нашего участия в боевых действиях. Тем не менее, процесс сбора документов сдвинулся с места.
Каково же было наше удивление и возмущение когда в ответ на наши заявления нам стали поступать отказы в выдаче удостоверений участников боевых действий.
Сотрудники, указанных органов, в своих отказах ссылаются на приказ ФСБ № 588 от 04.12.2008 г., приказ Министра обороны №1177 от 2.11.2009 и инструкцию Минтруда и соц. развития № 69 от 11.10.2000 г. Все эти документы вводят в действие «Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий».
В перечисленных приказах (инструкциях) говорится, что для получения удостоверения необходимо предоставить документы, подтверждающие непосредственное участие нас в боевых действиях, в частности выписки из Приказов соответствующих командиров (начальников) или справки архивных учреждений подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Вроде бы всё логично, но здесь и кроется вся проблема. Дело в том, что мы проходили службу в Таджикистане в соответствии с соглашениями между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. № 144 "О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации", законами и постановлениями правительства России, в которых черным по белому было написано, что мы выполняем задачи:
– по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооружённых конфликтов;
– по охране и обороне важных государственных объектов в условиях военного конфликта;
– в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
– по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Выполнение военнослужащими РФ иных задач, не предусмотренных межгосударственными соглашениями и Постановлениями Правительства РФ, не предполагалось.
В соответствии с действующим в тот период законодательством и составлялись все служебные документы, и производились записи в приказы по части, в военные билеты и в послужные списки личных дел. Фраза про боевые действия нигде не фиксировалась, так как кадровые органы не имели на это права согласно действующего, в то время, законодательства.
Когда в Государственной Думе РФ рассматривался законопроект № 528777-5, внесенный правительством РФ, его формулировка гласила – «О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан)», в данной формулировке законопроекта никто подвоха не видел. Единственное опасение было из-за вносимого законопроектом дополнения в Раздел III Приложения к Федеральному закону «О Ветеранах» (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ) позицией: «Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года», т.к. данная формулировка фактически свидетельствовала о том, что мы участвовали в боевых действиях в Республике Таджикистан, что вступало в противоречие с действовавшими на тот период официальными документами, записями в наших личных делах, военных билетах и выданных нам справках об участии в решении задач в зоне вооруженного конфликта, в зоне чрезвычайного положения, но не как ни об участии в боевых действиях.
Однако хотелось верить, что все будет хорошо, т.к. официальные лица открыто заявляли: проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева о проработке вопроса распространения статуса ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооруженных конфликтов в 90-х годах прошлого столетия (№ Пр-2494 от 19 сентября 2009 г.).
Но когда проект превратился в закон № 307-ФЗ от 07.11.2011 г. там осталась только формулировка «боевые действия в Республике Таджикистан» и теперь получается, что закон есть, но он не работает. Для должностных лиц, работающих в соответствующих инстанциях принимающих решения о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, записи в наших личных делах и военных билетах о том, что мы выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооружённых конфликтов не стали аргументом для присвоения нам статуса ветерана, как и факты прохождения службы в воинских частях в определенный период боевых действий на территории Республики Таджикистан и наличие льготной выслуги.
Для примера можно привести разъяснения отдела правового обеспечения Управления кадров ФСБ России:
"Факт предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» не является основанием для признания их участниками боевых действий и к Федеральному закону «О ветеранах» отношения не имеет.
Кроме того, не может служить подтверждением участия в указанных боевых действиях льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, предусмотрен нос постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, для лиц, выполнявших задачи по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта, а также выполнявших в Республике Таджикистан задачи по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения, поскольку в Федеральном законе речь идет именно о боевых действиях, и не о чем другом.
Следовательно, лица, претендующие на получение удостоверения ветеранов боевых действий в связи с их участием в боевых действиях в Республике Таджикистан в период сентября-ноября 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г. должны документально подтвердить факт непосредственного участия в боевых действиях в указанные периоды".
Доходит до смешного, даже те военнослужащие, кто был награждён боевыми государственными наградами, но при этом не имеет записи об участии в боевых действиях, получают отказ.
Сейчас пошла волна отказов, по решению о выдаче нам удостоверений ветеранов боевых действий, из вышеуказанных инстанций, на сто человек, подавших заявление, одному-двум приходит положительный результат. Эти отказы соответственно превратятся в бум судебных разбирательств. Налицо противоречия между старыми законами, постановлениями и принятыми законами, подзаконными актами. Между нами, воевавшими в Республике Таджикистан и клерками, печатающими отказные материалы. А всего этого могло и не быть, если бы формулировка в законе была-бы написана так же, как это сделано например для Чеченской Республики: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта». Учитывая, что Закон уже принят, и никто его менять не будет предполагаем необходимым и достаточным добавить аналогичную формулировку в приказы ФСБ № 588 от 04.12.2008 года, Министра обороны №1177 от 2.11.2009, постановление Министерства труда РФ № 69а от 11.10.2000 г, а также в соответствующие данным документам Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеранов боевых действий и определить конкретные воинские части, дабы исключить двоякое толкование норм закона. Данные изменения и дополнения смогли бы на наш взгляд снять возникшую проблему, тем более, что при принятии указанного Закона все мы изначально уже были учтены как ветераны боевых действий. Об этом свидетельствует запись в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту закона. В частности в этих документах прописано следующее:
"Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан (сентябрь - ноябрь 1992 г.; февраль 1993 г. - декабрь 1997 г.) составляет около 33,6 тыс. человек (Минобороны России - 26,6 тыс. человек; ФСБ России - 7 тыс. человек), из них не имеют статус "ветеран боевых действий" - 23520 человек (30% являются участниками боевых действий в Афганистане и на территории Северо-Кавказского региона).
Предоставление дополнительных мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в связи с принятием и реализацией проекта федерального закона может коснуться 23 тыс. граждан.
Предполагаемые расходы федерального бюджета на эти цели в 2012 году составят 719,1 млн. рублей".
Об этом же говорится в Заключении Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению:
"Данный Федеральный закон распространяет статус ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и участвовавших в боевых действиях на территории этого государства (военнослужащие, направленные органами государственной власти Российской Федерации в Республику Таджикистан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1993 №144 "О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации".
Уважаемые руководители нашего государства, мы надеемся, что нас не оставят наедине с нашей обидой и непониманием, что найдутся способы решить данную проблему на законодательном уровне или на уровне руководителей ФСБ РФ, министерства обороны, министерства труда и социального развития. Мы надеемся, что в подзаконных актах этих ведомств будут внесены соответствующие поправки, с учетом специфики решаемых военнослужащими России специальных служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.
Очень хочется жить в правовом государстве, в котором законы принимаются ни ради буквы закона, а для своих сограждан, честно выполнивших свой священный долг перед Родиной, когда это требовалось.
В заключение приведу выдержку из Пояснительной записки к проекту данного Федерального Закона, подтверждающую благие намерения инициаторов данного закона:
"В ходе выполнения боевых задач на территории Республики Таджикистан военнослужащие с честью выполнили свой воинский долг, проявили при этом мужество, смелость и героизм, за что многие из них были награждены государственными наградами. В ходе выполнения боевых задач в Республике Таджикистан в указанные периоды 302 военнослужащих погибло (умерло), а 384 военнослужащих получили ранения, контузии или увечья".
Принятие данного федерального закона позволит установить участникам боевых действий на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта правовые гарантии социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С уважением, А. Гусев.

0
0
0
0
Консультация юриста бесплатно
Услуги юристов в Москве
Мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Похожие вопросы
Военное право
Сколько боевых дней закрывают для получения удостоверения участника боевых действий?
Какое количество дней закрывают для получения удостоверения участника боевых действий. Мне закрыли 5 дней хотя их было гораздо больше. Могу ли я получить удостоверение участника боевых действий. Служил в\ч3655. -1 бон .2 рот.2звот. новодчик оператор бмп-2.
, вопрос №1468951, Вячеслав, г. Ростов-на-Дону
1 ответ
Военное право
Могу ли я претендовать на получение удостоверения участника боевых действий?
Здравствуйте! В период с июня 1996 по май 1998 проходил срочную службу на территории Республики Дагестан. В военном билете написано о службе в зоне ЧП, 1 месяц службы за 3 месяца стажа. Если я правильно понял, в законе прописано, что к участникам боевых действий относятся военнослужащие, проходившие службу в данные годы на территории Чечни и прилегающих территориях. Вопрос такой: могу ли я претендовать на получение удостоверения участника боевых действий? Спасибо.
, вопрос №1013241, Илья, г. Москва
1 ответ
Все
Имею ли я право на получения удостоверения участника боевых действий
Здравствуйте! Согласно Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, территория ЧР с 1999г. являлась зоной проведения КТО. В 2011-2012 г. я проходил военную службу по контракту в н.п. Ханкала, ЧР, при этом получал ежемесячно доплату за КТО. Занимались сопровождением колонн по территории ЧР, Дагестана, Северной осетии, охраной блок. постов. Имею ли я право на получения удостоверения участника боевых действий.
, вопрос №774317, Александр, г. Владивосток
1 ответ
Военное право
Имею ли я право на получение удостоверение участника боевых действий
Здравствуйте. Проходил срочную службу в республике Дагестан в период с июня 2010 по декабрь 2010. Участвовал в боевых выходах (6 дней боевых), а так же в боевых сопровождениях колонн, имел ранение (контузия). В военном билете записей никаких нет об участии в боевых действиях. Имею ли я право на получение удостоверения участника боевых действий? Если да, то что мне для этого нужно?
, вопрос №137860, Игнат Титаренко, г. Санкт-Петербург
1 ответ
Военное право
Тема: Получение удостоверения "Участника Боевых Действий в Чечне"
Тема: Получение удостоверения "Участника Боевых Действий в Чечне" Здравствуйте. Меня зовут Андрей Бадгауэр. Я проживаю в Ставропольском крае. Мой вопрос касается сферы военного ведомства и заключается в следующем: Я хочу получить своё удостоверение участника ( или ветерана) боевых действий на территории Чеченской республики. С 2001 по 2003 год я проходил срочную службу в войсках МВД РФ. Сразу после окончания обучения в сержантской школе в г. Шахты Ростовской обл. , был направлен в г. Грозный, где в течение примерно полутора года я в составе нашей роты охраны и сопровождения воинских грузов выполнял СБЗ (Специальные Боевые Задачи по охране и сопровождению воинских грузов): основные факты, подтверждающие наше выполнение СБЗ должны храниться в журналах СБЗ , в которых мы каждый раз расписывались перед непосредственным выездом на задание. После окончания службы каждому из нас выдали справки о нашем участии в проведении контртеррористических операций на территории чеченской республики, но в данных справках указывалось, что у каждого из нас НЕТ боевых дней. Именно поэтому мне и многим моим сослуживцам было отказано в получении удостоверения участника боевых действий. В момент увольнения мало кому из нас было дело до выданных справок – основное желание ЭТО ПОПАСТЬ ДОМОЙ КАК МОЖНО СКОРЕЕ. Единственно кому повезло чуть больше остальных – это наши водители и операторы - наводчики БТР-80. Им закрыли пару дней боевых и этого основания было достаточно для выдачи удостоверения. В любом случае все вопросы, связанные с нашими боевыми днями, решались внутри руководства батальона и распределялись между офицерами. Поэтому, я полностью уверен, что мудрый адвокат легко найдёт нужные веревочки и зацепки в тёмных делах тех далёких дней, и поможет мне и многим ребятам получить своё ЧЕСТНО ЗАСЛУЖЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ! В моём ближайшем окружении ещё как минимум трое таких ребят как я. А если поикать, то можно найти и ДЕСЯТОК наших парней. И я уверен, что они тоже согласны ЩЕДРО ОТБЛАГОДАРИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ВОССТАНОВИВШЕГО СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. Эти ребята из моей же роты, поэтому возможно вести сразу несколько дел – что в несколько раз увеличит ИНТЕРЕС И МОТИВАЦИЮ АДВОКАТА. Скажите, есть ли в вашей организации специалист, готовый взяться и РЕШИТЬ ДАННЫЙ ВОПРОС? С Уважением, Андрей Бадгауэр. Мой контактный телефон 8 (903) 418-53-70 Почта: badgauer@gmail.com
, вопрос №71310, Андрей Бадгауэр, г. Пятигорск
1 ответ