Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

332 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
332 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Защита прав потребителей

Камеры для хранения вещей в магазинах и ответственность ЧОП за кражу

Меня интересует такая ситуация. Во всех супермаркетах заставляют оставлять пакеты и большие сумки в камерах для хранения. Я сама была свидетельницей попыткой открытия чужих ячеек. Некоторые ключи подходят одновременно для нескольких ячеек. В одном супермаркете я сама видела, как молодые люди взяли ключ из оной ячейки и поочередно пробовали открыть им занятые ячейки, куда посетители положили свои вещи. Одну им даже удалось открыть, но вовремя пришел владелец вещей начались разборки. Так вот, если вещи украдут, кто будет отвечать за кражу и возмещать стоимость украденных вещей? Какая ответственность ЧОП за кражу? Обязаны ли посетители в обязательном порядке оставлять свои вещи в этих так называемых камерах хранения?

20 Мая 2012, 09:57, вопрос №7756 Пользователь, г. Москва
155 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (4)

  • Юрист - Степанова Ольга Юрьевна

    Здравствуйте.

    Администрация магазина несет ответственность за сохранность вещей находящихся в камерах хранения в силу ст.886-888 Гражданского кодекса РФ.

    Администрация магазина в соответствии с Гражданским кодексом РФ, как хранитель, обязана обеспечить сохранность вещи(ст.891 ГК РФ). Если вы ставите сумку в закрывающуюся ячейку и получаете ключ (жетон) от этой ячейки, то получается, что с магазином заключен договор хранения.

    Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение.

    Администрация магазина не вправе понудить заключить договор хранения, в силу свободы договора, следовательно не вправе заставить покупателя оставлять вещи сумки и прочее в ячейке.

    20 Мая 2012, 10:14
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    а если вещи украдут, магазин будет компенсироать стоимость вещей или просто заявит о краже в милицию?

    20 Мая 2012, 10:29
  • Юрист - Воронин Сергей Викторович

    В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать Вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Также в пункте 13 Методических указаний розничной торговли города Москвы написано, что нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения.


    Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).

    Теоретически можно даже вызвать полицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли. Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение.
    Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение. Знайте свои права и не позволяйте морочить себе голову.

    Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они по своей воле сдают свои вещи на хранение в закрывающиеся кабинки с номерными ключами (наверное, некоторым так удобнее), то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества.

    Cтатья 886. Договор хранения По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Для безвозмездного договора хранения (который предполагается при сдаче вещей посетителей в “камеру хранения”) с этой целью продавец должен принять все меры для предотвращения возможности гибели имущества или повреждения.

    Статья 891. Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи 1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

    2. Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

    3. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах.

    Статья 902. Размер ответственности хранителя 2. При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: 1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; 2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
    И напоследок, расскажу как отстоять свои права. Если охранник в магазине превысил свои полномочия, вы имеете право написать заявление на имя начальника отдела внутренних дел по месту регистрации охранного предприятия. Оттуда жалоба пересылается в лицензионно-разрешительную службу, где была выдана лицензия на деятельность этого частного охранного предприятия. Ваша жалоба в полицию на сотрудника службы безопасности может стать поводом для проведения внеплановой проверки предприятия со стороны контролирующих органов. Усилить эффект можно обращением в Роспотребнадзор: в этом случае неприятности ждут администрацию магазина. Наконец, с самыми грубыми нарушениями со стороны охраника стоит обращаться напрямую в прокуратуру: только она может найти признаки уголовного дела.

    20 Мая 2012, 10:37
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Степанова Ольга Юрьевна

    Если вещи украдут - ответственность несет магазин, администрация обязана возместить ущерб, если откажут, необходимо обращаться в суд с иском о возмещении ущерба.

    Одновременно магазин обязан в вашем присутствии просмотреть видео наблюдение, и в случае хищения дорогих вещей,вызвать полицию, составить акт, полиция должна принять заявление.

    Если заявление пишите вы, то гражданским истцом по уголовному делу будете являться вы.

    Если ущерб небольшой, то органы могут отказать в возбуждении уголовного дела за малозначительностью, а вот убытки и моральный вред следует отнести к магазину.

    20 Мая 2012, 13:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Быховский Александр Владимирович
    Юрист, г. Мурманск
    Общаться в чате

    Полагаю, что в силу п.2 ст.887 ГК РФ ключ с номером от ячейки камеры хранения можно приравнять к письменному договору. Следовательно, администрация магазина принимает на себя ответственность хранителя и должна обеспечить сохранность вещи.

    20 Мая 2012, 14:53
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats