804 юриста сейчас на сайте

Консультируйтесь с юристом онлайн

804 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Общие вопросы

Перевод из украинского ВУЗа в ВУЗ России

Доброй ночи, я студенка Украинского ВУЗа, 1 курс. Могу ли я после окончания 1 курса перевестись в Россию учиться, и поступить там на 2 курс? И, возможно ли перевестись на бюджет? Что для этого нужно?

15 Февраля 2015, 02:55, вопрос №726268
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Юрист - Сергей
3949
ответов
1198
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Ростов-на-Дону
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
  • 3949ответов
  • 1198отзывов

«Студентка вуза Украины не имеет права на перевод в российское образовательное учреждение и вправе поступить в него лишь на общих основаниях.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ „О правовом положении иностранных граждан в РФ“ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут ответственность наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Так, в силу п. 3 ст. 57 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I „Об образовании“ (далее — Закон N 3266-I) обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в российских образовательных учреждениях осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. А согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ (далее — Закон N 125-ФЗ) подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации осуществляются по межгосударственным договорам, договорам между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами. Таким образом, российское законодательство об образовании в полном объеме на иностранных граждан не распространяется.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона N 125-ФЗ студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Такой порядок утвержден приказом Минобразования РФ от 24.02.1998 N 501 (далее — Приказ N 501). Однако он регламентирует процедуру перевода, а также перехода с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри вуза, только для студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации (п. 1 Приказа N 501). Данный порядок не может быть распространен на перевод студента из иностранного образовательного учреждения в российское или наоборот, поскольку согласно п.п. 2-3 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I „Об образовании“ действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется лишь на образовательные учреждения, созданные и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Кроме того, международные соглашения с участием Российской Федерации и Украины также не предусматривают возможности перевода обучающихся из образовательных учреждений одной страны в образовательные учреждения другой. Поэтому, на наш взгляд, студентка вуза Украины не имеет права на перевод в российское образовательное учреждение и вправе поступить в него лишь на общих основаниях.
К сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики нам найти не удалось. Не исключено, что наше мнение может расходиться с позицией органов государственной власти. Поэтому рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 300, а также соответствующим административным регламентом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2010 N 422.
К сведению:
Прием абитуриентов, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами, регулируется Порядком приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2011 N 2895 (далее — Порядок). В п. 82 Порядка конкретизировано, что прием иностранных граждан в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры может осуществляться как за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в том числе в пределах установленной Правительством РФ квоты), так и по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.*
Исходя из содержания п. 83 Порядка на бюджетное обучение в российские высшие учебные заведения могут быть приняты лица, не имеющие гражданства РФ:
— в пределах квоты, установленной Правительством РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 „О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования“. В этом случае абитуриент, помимо обязательных документов, должен предоставить также направление Минобрнауки РФ. Вступительные испытания для таких лиц не устанавливаются (п. 97 Порядка);
— в соответствии с международными договорами и межправительственными соглашениями РФ, как иностранные граждане, обладающие равными правами с гражданами РФ, в том числе правом на поступление в вуз по результатам вступительных испытаний;
— в соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ „О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом“ также на конкурсной основе наравне с российскими гражданами.
Иностранные граждане, лица без гражданства, не подпадающие под эти категории, могут приниматься в российские вузы на платной основе. Прием таких абитуриентов в образовательные учреждения для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами осуществляется в пределах численности, установленной лицензией учреждения на право ведения образовательной деятельности, на условиях, определяемых ежегодными правилами приема. При этом за обучение может платить не только сам иностранец, но и государство, гражданином которого он является.
Для обучения на договорной (платной) основе иностранный гражданин, равно как и гражданин Российской Федерации, в установленные образовательным учреждением сроки должен подать документы для участия в конкурсе, выдержать вступительные испытания и пройти по конкурсу на избранное направление подготовки (специальность).
Поскольку в рассматриваемой ситуации в российское высшее учебное учреждение изъявила желание поступить украинская студентка, обучающаяся на третьем курсе, то при совпадении образовательных программ учебных заведений по соответствующей специальности данная студентка может претендовать на поступление на второй и последующий курс на основании аттестационных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (п.п. 10, 13, 16.4, 46, 80 Порядка) как на платной, так и на бесплатной основе при наличии вакантных мест. Для этого в соответствии сп. 31 Порядка она должна в числе прочих документов предоставить документ об образовании, отражающий объем и содержание полученного образования, — академическую справку, которая, в силу ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000), признается в качестве документа, дающего право продолжить образование в высших учебных заведениях Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.»
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса

15 Февраля 2015, 07:12
q Отблагодарить
0 0
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

804 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут