8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Получение служебного жилья

МОГУ Я ПОЛУЧИТЬ СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЁ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ С СЕМЬЁЙ ПО НОВОМУ МЕСТУ СЛУЖБЫ,ЕСЛИ НЕТ СОВМЕСТНЫХ ДЕТЕЙ,А ТОЛЬКО ДЕТИ ЖЕНЫ?

, Иванов Константин, г. Краснодар
Сергей Сыроватский
Сергей Сыроватский
Юрист, г. Ростов-на-Дону

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления ( ст. 93 ЖК РФ).
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих".
На первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). При этом указанное жилье предоставляется и совместно проживающим с военнослужащими членам их семей. Лишь по истечении первых пяти лет военной службы указанные военнослужащие имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в случаях получения служебного жилого помещения по установленным нормам военнослужащие, относящиеся к рассматриваемой категории, должны сниматься с учета нуждающихся в получении жилых помещений. В последние годы эти нормы устанавливались самостоятельно субъектами Российской Федерации и составляли в среднем от 9 до 12 кв. м жилой площади.
В проекте нового Жилищного кодекса Российской Федерации предполагалось установить на федеральном уровне' минимальный размер нормы предоставления жилого помещения не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Заметим, что такого рода предложение даже было принято Государственной Думой в первом чтении, однако, принимая окончательный вариант ЖК РФ, законодатель от этого положения отказался, предоставив органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать такого рода размеры, исходя из достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других значимых факторов.
Представляется, что снятие с учета нуждающихся в получении жилых помещений тех военнослужащих, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1998 г. и были по установленным нормам обеспечены служебными квартирами, должно осуществляться без одновременного перевода занимаемых ими служебных квартир из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования. В противном случае будет нарушен принцип очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленный ст. 57 ЖК РФ. Заметим, что механизм перевода служебного жилья военнослужащих в неслужебное действующим законодательством не урегулирован.
На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:
1) военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
4) военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.
Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
2) курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
3) граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
4) военнослужащие — иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
5) военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
6) военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет)16.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебному осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.
К сожалению, до настоящего времени Министерство обороны Российской Федерации не приняло нормативного правового акта, определяющего, какие должностные лица вправе принимать такие решения.
Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья. Государство гарантирует военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
В.Е. Фортушин отмечает, что ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. 33) устанавливал общее правило, предусматривавшее предоставление жилых помещений (в том числе служебных) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. В действующем ЖК РФ отсутствуют подобные универсалии17.
В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывается на фактически внеочередной порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим — не позднее трехмесячного срока со дня их прибытия на новое место военной службы. Безусловно, что эта норма без создания достаточного фонда служебного жилья будет носить чисто декларативный характер, однако в силу ее наличия любое подзаконное регулирование очередности предоставления служебного жилья военнослужащим будет являться по своей сути незаконным.
Ранее служебные жилые помещения должны были предоставляться военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагались их воинские части. Однако в сложившихся условиях дефицита жилых помещений уже не представляется возможным обеспечить всех военнослужащих служебными жилыми помещениями в населенных пунктах по месту их военной службы. В этой связи правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпело некоторые изменения. Так, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен нормой о том, что при отсутствии возможности предоставить военнослужащим и членам их семей служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, им может предоставляться жилье в других близлежащих населенных пунктах. При этом законодатель не определил, насколько близлежащими должны быть эти населенные пункты: граничащими с местом службы, находящимися в пределах определенной километровой зоны или расположенными в пределах одного субъекта Федерации.
ЖК РФ сохранено действовавшее ранее правило о том, что под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 104 ЖК РФ). Однако в отличие от прежнего законодательства ЖК РФ сформулировал данное положение в императивной норме (ЖК РСФСР 1983 г. в ст. 101 допускал исключения из указанного правила).
Для служебных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим, связанный с особым порядком их предоставления, а также особым порядком совершения операций с ними.
ЖК РФ закрепляет норму о том, что служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, а исключительно тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (ч. 2 ст. 99). Это правило в полной мере относится к военнослужащим. Также предоставление служебных жилых помещений военнослужащим связано с выполнением ими функций военной службы. Это означает, что служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим только на срок военной службы. Отсюда следует, что как только военнослужащий прекращает свою военную службу, он должен освободить служебное жилое помещение. На практике же в связи с трудностями обеспечения постоянными жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, многие из граждан, уволенных с военной службы с правом на получение постоянного жилья, годами удерживают предоставленные им ранее служебные квартиры.
Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем. Это объясняется строго целевым назначением указанных помещений. Поэтому названные сделки не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нарушены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст.ст. 166—168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для договора найма служебных жилых помещений ЖК РФ предусматривает только письменную форму (ч. 7 ст. 100), нотариальная форма в указанных случаях не требуется. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в личном деле военнослужащего, а другой — у военнослужащего.
Условия и порядок заключения договоров найма военнослужащими служебных жилых помещений конкретизированы Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487.
Указанное Положение предусматривает, что договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:
1) для военнослужащих — граждан Российской Федерации — на срок действия контракта о прохождении военной службы;
2) для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — до окончания военной службы по призыву.
Договор прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — при их увольнении с военной службы по призыву.
Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:
1) досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
2) обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужащего; по инициативе командования (только в судебном порядке — ч. 3 ст. 101 ЖК РФ).
В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
При досрочном расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую запись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения договора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гербовой печатью воинской части.
Сведения о предоставляемых военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещениях отражаются в учетных документах жилищно-эксплуатационных организаций (частей).
ЖК РФ не содержит положений об изменении договора найма служебного жилого помещения. Однако это не означает, что такой договор не может быть изменен. В ст.ст. 450—453 ГК РФ установлены общие правила об изменении любых гражданско-правовых договоров, которые могут быть применены и к любому договору найма специализированного жилого помещения.
Выселение из служебных жилых помещений регулирует ст. 103 ЖК РФ, которая предусматривает возможность выселения из специализированных жилых помещений:
а) без предоставления другого жилого помещения;
б) с предоставлением другого жилого помещения.
Только с предоставлением другого жилого помещения в черте данного населенного пункта из служебных жилых помещений могут быть выселены:
— члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
— пенсионеры по старости;
— члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
— инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Заметим, что гражданам, выселяемым из служебных жилых помещений в соответствии со ст. 103 ЖК РФ, должно быть предоставлено жилое помещение, которое может и не быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.
Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, в ЖК РФ существенно сокращен по сравнению с ЖК РСФСР 1983 года.
В него не включены, например, такие категории граждан:
— участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
— лица, проработавшие в организации — наймодателе более 10 лет (в том числе и военнослужащие);
— одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие лица, которые прежде не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, ЖК РФ существенно расширил круг лиц, которые могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем следует обратить внимание на ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, устанавливающую, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (т. е. до 1 марта 2005 г.), не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение ранее не допускалось ЖК РСФСР 1983 г.

0
0
0
0
Похожие вопросы
700 ₽
Миграционное право
Имеет ли он право подать субсидию на жилье
Муж получал гражданство 2016 году в Калуга по программе переселенца из Донецка. Имеет ли он право подать субсидию на жилье. Так же сейчас является ветераном боевых действий.
, вопрос №4076515, Людмила, г. Москва
Трудовое право
Здравствуйте, я уборщик производственных и служебных помещений, должна ли я мыть крыльцо?
Здравствуйте,я уборщик производственных и служебных помещений,должна ли я мыть крыльцо ?
, вопрос №4076170, Елена, г. Москва
Недвижимость
Как добиться перезаключения договора до получения постоянного жилья?
Я- офицер ВС РФ в отставке, уволенный по достижению выслуги 20 лет в 2019 году с оставлением в списке очередников, нуждающихся в жилом помещении . Признан нуждающимся в 2005 г. На время прохождения службы по контракту проживал ( и проживаю) в квартире, принадлежащей Мин. Обороны по договору краткосрочного найма. Договор заключён в 2009 г. на пользование частью трёхкомнатоой квартиры ( 72 Кв.м.), т.к. был одинок. В настоящее время у меня семья, 4 человека пользуемся всей площадью квартиры. Росжилкомплекс, который в настоящее время управляет жилищным фондом Мин. обороны, отказал в продлении или перезаключении договора найма ссылаясь на то, что я не действующий военнослужащий и не имею право на жильё по договору найма. Как добиться перезаключения договора до получения постоянного жилья?
, вопрос №4074174, Людмила Огаркова, г. Москва
Социальное обеспечение
Здравствуйте, должна ли вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника
Здравствуйте, должна ли вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника правоохранительных органов при назначении пенсии на льготных условиях по потере кормильца в 50 лет предоставлять справку о нахождении на иждивении супруга на момент его гибели?
, вопрос №4074067, Елена, г. Курск
Все
Я ветеран боевых действий и нет жилья хотел бы просить субсидию
Я ветеран боевых действий и нет жилья , хотел бы просить субсидию на покупку жилья ,и если дом стоит один миллион рублей то сколько могут дать денег
, вопрос №4073422, Александр, г. Екатеринбург
Дата обновления страницы 29.01.2015