8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Увольнение с внутренних войск

Добрый день. Я военнослужащий по контракту , до конца контракта осталось 1.5 года . Но желания служить нет , да и работу более высоко оплачиваемую нашел . Хочу разорвать контракт , по несоблюдению контракта . Как мне это сделать и по каким статьям я могу уволиться . Можно ли без более резких причин уволиться , по собственному желанию ? Заранее спасибо !

, Никита, г. Нижний Новгород
Сергей Сыроватский
Сергей Сыроватский
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Основания, при которых военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы
Основания, по которым военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, досрочно увольняется с военной службы
Случаи, когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы

В ст. 50 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон о воинской обязанности) содержатся общие положения об увольнении с военной службы, которые конкретизированы в Положении о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.99 № 1237.Так, увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Законом о воинской обязанности производится:

в запасесли военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе
в отставкуесли военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией негодным к военной службе
с военной службыесли военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы

В п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” говорится о том, что военнослужащие, проходящиевоенную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом о воинской обязанности.

В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень оснований увольнения с военной службы, указанный в ст. 51 Закона о воинской обязанности, больше подходит под перечень оснований ее прекращения, за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования. В отношении лиц, не закончивших учебу, действуют положения ст. 35 Закона о воинской обязанности относительно возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности путем направления для прохождения военной службы по призыву.

В п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К их числу по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, как исключение из списков личного состава воинской части умершего (погибшего) военнослужащего либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, которое названо в п. 7 данной статьи.

Увольнение военнослужащего по основаниям п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности может иметь место по разным причинам.

Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока (подп. “б” п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности).

Что касается досрочного увольнения военнослужащего-контрактника с военной службы, то в ст. 51 Закона о воинской обязанности названы два вида оснований.

Первый вид оснований, который содержится в пп. 2 и 6 данной статьи, указывает случаи, когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы.

Второй вид оснований, который содержится в п. 3 данной статьи, указывает случаи, когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

По каким основаниям военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы?

Первая группа таких оснований предоставляет право соответствующему федеральному органу исполнительной власти, где военнослужащий проходит военную службу по контракту, досрочно уволить военнослужащего с военной службы.

К числу оснований досрочного увольнения первой группы относятся:

  • организационно-штатные мероприятия;
  • невыполнение военнослужащим условий контракта;
  • отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска.

При этом военнослужащий, уволенный в связи с невыполнением им условий контракта, если он на момент увольнения не выслужил срок военной службы по призыву, направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

В случае, когда военнослужащий досрочно увольняется с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, инициатором увольнения выступает суд.

Что касается такого основания увольнения, как переход на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы РФ, то фактически такое основание увольнения свидетельствует об изменении содержания военной службы и является по существу переводом военнослужащего по правилам ст. 44 Закона о воинской обязанности.

В каких случаях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями?

Содержание такого основания увольнения раскрывается в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, где названслучаи, когда производится увольнение со ссылкой на подп. “а” п. 2 ст. 51 Закона о воинской обязанности.

Случаи увольнения военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в т. ч. при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 Закона о воинской обязанности и Положением о порядке прохождения военной службы и отсутствии согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности);
  • при признании военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в т. ч., если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
    Досрочное увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями применяется, если:
  • отсутствуют другие основания для увольнения;
  • отсутствует согласие военнослужащего с назначением на другую воинскую должность.

По существу увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями является увольнением военнослужащего по инициативе “работодателя” при отсутствии на то вины в действиях самого военнослужащего.

В каких случаях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы?

Основания увольнения этого вида могут быть поделены на две группы.
Первая группа оснований – когда досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, возможно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, по заключению аттестационной комиссии (п. 6 ст. 51 Закона о воинской обязанности).

Положение о порядке прохождения военной службы в п. 13 ст. 34 особо указывает на то, что порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы по данному основанию и оформление соответствующих документов определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Вторая группа оснований досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, когда он имеет право на такое увольнение (п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности), включает в себя такие основания, которые по существу являются исключающими вину военнослужащего.

Во-первых, возможно увольнение по собственному желанию при наличии на то уважительных причин. К числу уважительных причин для увольнения по собственному желанию отнесено существенное и (или) систематическое нарушение в отношении военнослужащего условий контракта.

Б., прослуживший в Вооруженных Силах 25 лет, был досрочно уволен с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.
Не согласившись с приказом об исключении его из списков личного состава части, Б. обратился в военный суд с жалобой, в которой просил признать этот приказ незаконным. Б. считал, что нарушен порядок увольнения, что необходимо обязать командование предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам на 30 суток и выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания.
Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу Б.
Московский окружной военный суд отменил решение гарнизонного суда и вынес новое решение об отказе в жалобе Б. В определении окружного военного суда было указано, что Б. имел бы право на получение отпуска и единовременного пособия, если бы он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Вынесение такого решения обосновывалось ссылкой на то, что в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” нет прямого указания о распространении вышеперечисленных прав и льгот на военнослужащих, уволенных в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта (т. е. уволенных по другим основаниям).
По протесту Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ определение окружного военного суда было отменено Военной коллегией Верховного Суда РФ и оставлено в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование своего решения Военная коллегия Верховного Суда РФ указала на то, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности на военнослужащего, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. “а” данного пункта (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта), распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На права и льготы при увольнении с военной службы особо было указано и Пленумом Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 14.02.00 № 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

В числе уважительных причин при увольнении со службы по собственному желанию – наличие семейных обстоятельств.

Перечень таких семейных обстоятельств дан в подп. “в” п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности. К ним относятся:

  • невозможность проживания члена семьи по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и отсутствие возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • изменение места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанное с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I или II группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца).

Во-вторых, досрочное увольнение военнослужащего с военной службы возможно по состоянию здоровья.

При увольнении по данному основанию необходимо, чтобы военно-врачебная комиссия признала военнослужащего ограниченно годным к военной службе, т. к. согласно п. 2 ст. 33 Закона о воинской обязанности на военную службу по контракту может быть призван лишь тот гражданин, который признан годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В-третьих, досрочное увольнение военнослужащего возможно по инициативе “третьих лиц” – в связи с необходимостью осуществления законодательной власти в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, осуществления на постоянной основе полномочий представительных и исполнительных органов различного уровня – от субъекта РФ до муниципальных образований, на основе актов избрания военнослужащих в соответствующие органы.

Согласно ст. 45 Закона о воинской обязанности, прекращение действия контракта по данному основанию сопровождается приостановлением военной службы военнослужащего в занимаемой им должности на весь срок его полномочий в указанных органах. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом.

Положение о порядке прохождения военной службы в п. 4 ст. 19 уточняет, что военнослужащие, заключившие новые контракты, назначаются на прежние воинские должности или с их согласия – на иные воинские должности.

Нормативная база
    Федеральный закон от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (с изм. и доп.)Федеральный закон от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с изм. и доп.)Указ Президента РФ от 16.09.99 № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изм. и доп.)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.00 № 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”

0
0
0
0
Похожие вопросы
Автомобильное право
Обязана ли я хранить бухгалтерские документы после увольнения
Меня уволили из организации. При увольнении ревизию документов, находящихмя у меня не провели. Обязана ли я хранить бухгалтерские документы после увольнения.
, вопрос №4095335, Светлана, г. Москва
Военное право
Здравствуйте, вопрос по поводу увольнения
Здравствуйте, вопрос по поводу увольнения
, вопрос №4095333, Анна, г. Москва
Трудовое право
Подскажите, пожалуйста, как правильно составить заявление на увольнение с указанием статей ТК и указанием выплат, в какие сроки должны выплатить + выплаты отпускных
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно составить заявление на увольнение с указанием статей ТК и указанием выплат, в какие сроки должны выплатить + выплаты отпускных. Так как работодатели безответные люди и выплачивать день в день не будут, а с большими звдержками.
, вопрос №4094865, Вика, г. Москва
700 ₽
Вопрос решен
Военное право
Подскажите, надо ли писать рапорт об увольнении со службы если контракт о службе отменили приказом как нереализованный?
Здравствуйте! Подскажите, надо ли писать рапорт об увольнении со службы если контракт о службе отменили приказом как нереализованный?
, вопрос №4094724, Анастасия, г. Москва
Трудовое право
КТС в удовлетворении требований работника отказала, так как в ТК РФ не закреплена обязанность работодателя по оплате работы на условиях внутреннего совместительства в повышенном размере
С работником заключили договор о внутреннем совместительстве. По этому договору работник трудился 16 часов в неделю , получая доплату за фактические отработанные часы. Работник обратился в КТС с заявлением об оплате 16 часов в неделю как сверхурочной работы, пояснив ,что договор о внутреннем совместительстве заключался лишь для того, чтобы освободить работодателя от обязанности оплачивать в повышенном размере сверхурочно отработанные часы и от ответственности за нарушение предельно допустимого количества сверхурочных работ.Тогда как в ст. 22 ТК РФ вменяет работодателю в обязанность оплачивать в равном размере труд равной ценности. И сверхурочная работа , и работа на условиях внутреннего совместительства выполняется за рамками нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому эти виды работ являются трудом равной ценности. КТС в удовлетворении требований работника отказала, так как в ТК РФ не закреплена обязанность работодателя по оплате работы на условиях внутреннего совместительства в повышенном размере. Правомерно ли решение КТС?
, вопрос №4094469, Сабина, г. Усть-Лабинск
Дата обновления страницы 04.11.2014