Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

36 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
36 юристов сейчас на сайте
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Авторские и смежные права

Защита авторских прав на музыку в свадебной видеосъёмке

Здравствуйте. Вопрос о защите авторских прав на музыку.

Ситуация следующая:

Я занимаюсь любительской видеосъёмкой свадеб, и при монтаже использую для озвучивания музыкальные произведения, официально защищённые авторским правом. Готовый свадебный фильм продаю заказчику.

Вопрос:

Нарушаю я или нет авторские права правообладателей этих музыкальных произведений? Можно ли использовать музыку без нарушения авторских прав?

Спасибо.

27 Марта 2013, 21:44, вопрос №56872 Вячеслав, г. Москва
Свернуть

Екатерина Белова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Задать вопрос юристам сайта.

Сегодня 03.12.2016 мы ответили на 907 вопросов. Среднее время ответа — 14 минут.

Ответы юристов (2)

  • Юрист - Филатова Тамара Арновна

    Здравствуйте Вячеслав!

     В соответствии со ст. 1259 ГК РФ Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    . Согласно ст 1271 ГК РФ авторупроизведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии состатьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

     Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

    1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

    2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

    3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

    4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

    5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

    6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

    7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

    8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

    9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

    10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

    11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

     То есть, использование звукозаписи ( части) любым вышеуказанным способом является исключительным правом автора. Поэтому если Вы не получили разрешение автора ( заключили Договор ) на использование  музыкального  произведения, то Ваши действия являются неправомерными.

    Согласно ст. 1301 ГК РФ  в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

    в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

    в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

     То есть, поскольку Вы нарушаете исключительное право автора на произведение, то он  имеет право   потребовать выплаты компенсации  в вышеуказанном размере.

     Таким образом. Вам следует заключить лицензионное Соглашение с автором на использование его произведений.

     С  уважением Ф. Тамара

    27 Марта 2013, 22:40
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Добрый день, Тамара! Благодарю за ответ!

    Прочитав Вашу информацию, я делаю вывод, что нарушением прав является даже тот факт, что песни просто играют на тех же свадьбах в виде фоновой музыки!

    Получается, что как только хоть кто-то слышит песню, происходит нарушение прав! Ну и законы у нас - любого можно засудить, да ещё по наскольким статьям сразу!

    А как же работают, к примеру, музыкальные FM-радиостанции? Неужели ВСЯ их фонотека оплачена правообладателям?

    28 Марта 2013, 10:07
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна

     В соответствии со ст. 1303, 1304 и ст. 1306 ГК РФ. интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами(смежными правами).

    К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

    Объектами смежных прав являются:

    1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

    2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

    Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

    Согласно ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за установленным законом исключением:


     То есть, использование фонограммы  без согласия правообладателя допускается только  в личных некоммерческих целях, а также некоторых иных случаях.

    Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее – Правила). 

     В соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели. Если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

     Таким образом, в большинстве случаев  юр.лица и предпринимателя нарушают действующее законодательство.

     С ув. Ф. Тамара

    28 Марта 2013, 14:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Тамара, спасибо Вам за оперативные ответы!!

    К сожалению, всё становится очень запутанным...

    Мне оказываются исключительно полезными Ваши обобщающие пояснения и комментарии "русским языком" :-) из которых я понял, что права не нарушатся, пока я:

    а) не получаю за использование денег;

    б) не делаю более-менее публичного воспроизведения (даже если бесплатно!).

    Ну... это логично, согласен.

    Но всё же возвращаюсь к попутно осознанному мною факту, что FM-радиостанции, получается, НАПРЯМУЮ нарушают закон круглыми сутками, т.к. никто не сможет отрицать, что они используют фонограммы (смежные права, да?), и при этом:

    а) делают это в самом что ни есть "особо крупном" и публичном размере!

    б) зарабатывают на этом (реклама, рейтинги и т.п.)

    Почему тогда они до сих пор существуют? Ведь это ПРЯМОЕ нарушение авторских прав! Если я верно понимаю приведённые Вами трактовки, то сейчас любой правообладатель может подать в суд на любое радио и спокойно выиграть?!!

    28 Марта 2013, 19:33
stats