Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
О защите прав потребителей
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, являются ли наручные электронно-кварцевые часы технически сложным товаром. Нужно ли проводить проверку качества товара если они с момента покупки не заводятся? Спасибо.
Вопрос: «являются ли наручные электронно-кварцевые часы технически сложным товаром?»
На мой взгляд в практике бытуют два мнения:
Руководствоваться Законом
РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи отдельных видов товаров»
утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Первое мнение:
Часы как технически сложный товар бытового назначения.
● Часы как технически сложный товар (ТСТ) указаны в п. 47 Правил продажи отдельных видов товаров. Этот пункт, структурно входит в раздел IV Правил продажи под названием «Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения»:
47) Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти
предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
при необходимости сборку изделия и его наладку.
● В соответствии со ст. 25 Закона потребитель имеет право обменять (или возвратить, если аналогичного товара на день обращения потребителя к продавцу в продаже не
оказалось) непродовольственный товар надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
В соответствии с п. 1 той же статьи Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в ст. 25 Закона, утверждается Правительством РФ.
«Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита,
фасона, расцветки или комплектации» утвержден Постановлением от 19 января 1998 г. № 55.
В пункте 11 этого Перечня названы: технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).
На часы установлен гарантийный срок. Кроме того, в п. 47 «Правил продажи отдельных видов товаров» (структурно этот пункт входит в раздел IV «Особенности продажи
технически сложных товаров бытового назначения») часы прямо упомянуты как технически сложный товар бытового назначения. Причем «Правила продажи» утверждены тем же постановлением Правительства РФ № 55, что и Перечень.
Таким образом, такой товар как часы отвечает обоим указанным в п. 11 Перечня условиям:
— является технически сложным товаром бытового назначения;
— на него
установлен гарантийный срок (подтверждается соответствующей отметкой в паспорте на часы и (или) в гарантийном талоне).
Кроме того,
согласно «Общероссийскому классификатору продукции» (ОК 005-93) утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 — такие товары как часы являются — приборами времени.
Второе мнение:
Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» утвержден Перечень технически сложных товаров.
Однако, часы, в том числе и электронно-кварцевые, в названном перечне не указаны, следовательно они не являются технически сложным товаром.
«Нужно ли проводить проверку качества товара если они с момента покупки не заводятся»?
Согласно п.5 ст. 18Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя одновременно с
письменной претензиейпокупателя. Письменная претензия оформляется в двух экземплярах. В претензии потребитель указывает свои данные (ф.и.о., адрес, контактный телефон), сведения о приобретенном товаре и выдвигает одно из
требований, предусмотренных п. 1ст. 18Закона (ремонт;
замена; возврат денег, — т.е. одно из установленных Законом требований).
На втором экземпляре претензии, который остается у покупателя, продавец должен поставить подпись и дату принятия претензии. Некачественный товар потребитель
оставляет у продавца, который обязан осуществить его доставку в сервисный центр для проведения проверки качества. Продавец не вправе отказывать потребителю в
принятии претензии без предварительного получения потребителем заключения о состоянии товара в сервисном центре, т.к. в период гарантии обязанность
получения технических заключений (актов и т.п.) о причинах появления и характере недостатков является обязанностью продавца, а не покупателя.
2) Незамедлительно удовлетворить требование потребителя невозможно, т.к. продавец должен разобраться в причинах появления недостатков, а следовательно провести проверку
качества товара. Уже на данном этапе следует правильно оформить отношения с продавцом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Передавая товар продавцу, необходимо составить акт приемки товара на проверку
качества, в котором указать, кто и когда принял товар для проверки качества. Кроме того, следует описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (серийный номер, марку, модель и т.д.), отметить, в чем
выражается дефект, а также оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений (наличие царапин, трещин, сколов, потертостей и т.п.). Первичную проверку качества продавец вправе провести своими силами и с привлечением собственных специалистов, например
специалистов своего сервисного центра. На проведение подобных проверок не требуется никакого специального разрешения (лицензии, сертификата) и такая проверка проводится бесплатно, за счет продавца. Потребитель
вправе участвовать в проверке качества товара.
Факт проведения проверки качества товара должен отражаться в акте проверки, который подписывают все присутствующие при этом лица.
Потребитель вправе указать в акте на допущенные нарушения или выразить свое несогласие с выводами проверки. Один экземпляр акта выдается на руки потребителю.
3) При возникновении спора о причинах, вызвавших появление недостатков, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. То есть, если потребитель, получив акт проверки
качества товара, не соглашается с выводами проверки, считает, что недостатки появились не по его вине, он вправе настаивать на проведении независимой экспертизы (цель экспертизы – установить причину появления дефекта в товаре: производственный дефект или
механическое повреждение, возникшее вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации товара и т.п.). Лицо (или организация), проводящее экспертизу, должно быть не заинтересованным в ее результатах и не зависеть от
сторон. Экспертиза проводится за счет продавца, однако в том случае, если в ходе экспертизы будет установлено, что недостаток возник по обстоятельствам, за которые продавец не отвечает, потребитель обязан возместить расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы, в том числе расходы на транспортировку и хранение товара.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
По соглашениюмежду потребителем и продавцом
потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, если экспертным заключением подтверждено наличие в товаре производственного дефекта.