Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Дети граждане Казахстана, приказ об установлении попечительства над несовершеннолетними по Республике
Здравствуйте, меня зовут Игорь Николаевич, я являюсь опекуном троих несовершенно летних детей. Дети граждане Казахстана, приказ об установлении попечительства над несовершеннолетними по Республике Алтай от 19.11.2025 года, но мне отказали в выплате в ежемесячном пособии по опекунству, ссылаясь что дети не граждане России. Вот у меня и возникает вопрос договоренность государств России, Казахстана, Белорусии по опеки над детьми есть, а выплаты пособия отказывают, правильно ли это. Мой телефон 89247831651.
Здравствуйте!
Сейчас по сути: ответ «дети не граждане РФ» сам по себе законным основанием отказа быть не может для региональных «опекунских» выплат, но может быть законным для части федеральных детских пособий. Разберём по чек-листу.
1. Факты (как их будет видеть орган / суд)
Вы – опекун (попечитель) трёх несовершеннолетних детей.
Дети – граждане Казахстана, проживают с вами в Республике Алтай.
Есть распоряжение органа опеки по Республике Алтай от 19.11.2025 об установлении опеки/попечительства.
Вы обратились за ежемесячной выплатой по опеке.
Вам отказали, сославшись на то, что дети не являются гражданами РФ.
Вы знаете о существовании межгосударственных договорённостей РФ–Казахстан–Беларусь по вопросам опеки, и сомневаетесь, правомерен ли отказ.
2. Нормы права
2.1. Общие федеральные нормы об опеке
Семейный кодекс РФ (СК РФ)
Ст. 148 ч. 3: дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и размере, установленном законами субъекта РФ (по месту опеки).
Требования о гражданстве ребёнка в этой норме нет.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Регулирует порядок установления опеки, полномочия органов опеки и права подопечных.
Не содержит правила «опека только над гражданами РФ» и не связывает право подопечного на обеспечение с его гражданством.
Вывод: обязанность субъекта РФ платить деньги на содержание подопечного возникает из статуса ребёнка как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, а не из гражданства.
2.2. Региональные выплаты на содержание подопечных в Республике Алтай
Ключевой акт:
Закон Республики Алтай от 31.03.2008 № 23-РЗ
«О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приёмных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приёмному родителю»
К нему утверждён Порядок (приложение к закону, размещено на сайте Правительства РА). Из Порядка:
П. 1: денежные средства выплачиваются на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приёмной семье, кроме случая, когда опекун назначен по заявлению родителей (тогда денег может не быть).
П. 3–4: для назначения выплаты нужны:
заявление опекуна,
решение органа опеки об установлении опеки,
свидетельство о рождении ребёнка,
документы об отсутствии попечения родителей,
справка о совместном проживании, и т.п.
П. 8–10: выплаты производятся ежемесячно до 18 лет (с оговорками для обучающихся).
П. 11–12: перечислены основания для прекращения выплаты (усыновление, достижение 18 лет и др.).
Важно: в Порядке вообще нет условия про гражданство ребёнка или опекуна. Требование – только статус ребёнка (сирота / оставшийся без попечения) и наличие решения органа опеки РА.
Это полностью соответствует СК РФ ст. 148: субъект РФ устанавливает размер и порядок выплаты для детей под опекой, а не только для граждан РФ.
2.3. Федеральные детские пособия (81-ФЗ) и гражданство
Другой слой – федеральные пособия гражданам, имеющим детей:
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Закон устанавливает систему пособий именно гражданам РФ.
Ст. 9 (в редакции после введения «единого пособия») – право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка предоставляется нуждающимся лицам, имеющим детей, если они являются гражданами РФ и постоянно проживают в РФ.
Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
Утверждены постановлением Правительства РФ (сейчас действует ред. ПП РФ № 2330).
П. 13: пособие назначается с месяца рождения, но не ранее месяца приобретения ребёнком гражданства РФ.
Вывод: федеральное «единое пособие» на ребёнка действительно привязано к гражданству ребёнка РФ. Пока дети – граждане Казахстана, единого пособия на них по линии 81-ФЗ быть не может, и отказ по мотиву отсутствия гражданства ребёнка – законен именно для этой федеральной выплаты.
2.4. Международные договоры Россия–Казахстан–Беларусь об опеке
Скорее всего, речь идёт о:
Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция СНГ 1993 г.), участники – РФ, Казахстан, Беларусь и др.
Ст. 36: установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству государства, гражданином которого является подопечный; отношения между опекуном и подопечным регулируются правом государства органа, назначившего опекуна.
Эти договоры:
регулируют подведомственность, применимое право и взаимное признание решений об опеке,
не обязывают РФ платить свои социальные пособия на детей-иностранцев за счёт российского бюджета.
То есть международная «договорённость об опеке» = признание опеки и защита прав ребёнка, а не автоматическое распространение всех российских социальных выплат.
3. Правовая оценка отказа
3.1. Если отказ касался региональной выплаты РА по Закону № 23-РЗ
(деньги на содержание подопечных)
Нормы Закона РА № 23-РЗ и Порядка не содержат требование о гражданстве ребёнка.
Федеральная база (СК РФ ст. 148, 48-ФЗ) также не ограничивает право ребёнка под опекой гражданством.
Поэтому:
Отказ в назначении региональной выплаты на содержание подопечных детей только по причине того, что дети – граждане Казахстана, является неправомерным.
3.2. Если отказ касался
федерального «единого пособия» по 81-ФЗ
Здесь ситуация иная:
Правила прямо говорят: пособие назначается не ранее месяца приобретения ребёнком гражданства РФ.
Пока дети – иностранные граждане, федеральное единое пособие на них не положено.
Поэтому:
Отказ в назначении именно федерального ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, мотивированный отсутствием гражданства РФ у ребёнка, в общем случае законен.
4. Что делать на практике (пошаговый план)
Шаг 1. Чётко определить, какую именно выплату вам отказали
Внимательно посмотрите письменный отказ:
кто отказал: орган соцзащиты (Министерство труда/соцзащиты РА) или Социальный фонд России (СФР);
на что ссылка:
Закон РА № 23-РЗ / Порядок назначения денежных средств на содержание детей;
или 81-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 2330 и т.п.
Если отказ не выдали письменно – попросите официальный письменный отказ с указанием конкретных норм закона, на основании которых вам отказано (ФЗ № 59-ФЗ об обращениях граждан).
Шаг 2. Если отказ по региональной выплате РА → обжаловать
Подготовить жалобу в вышестоящий орган:
адресат – Министерство труда, социального развития Республики Алтай (или другой орган, который курирует выплаты на опекаемых);
указать:
данные детей и реквизиты приказа об установлении опеки от 19.11.2025;
что вы обратились за назначением выплат по Закону РА № 23-РЗ, приложили все документы;
отказ мотивирован исключительно отсутствием гражданства РФ у детей;
сослаться:
на СК РФ, ст. 148 ч. 3 – право детей под опекой на ежемесячные выплаты по законам субъекта РФ, без указания на гражданство;
на ФЗ № 48-ФЗ, где нет ограничения по гражданству ребёнка;
на Порядок к Закону РА № 23-РЗ, где перечень условий и документов исчерпывающий и гражданство ребёнка не упоминается.
потребовать:
признать отказ незаконным,
назначить и выплачивать денежные средства на содержание всех троих подопечных с момента возникновения права,
выплатить задолженность за прошедший период (но не более чем за год до обращения – см. п. 16 Порядка).
Параллельно подать жалобу в прокуратуру Республики Алтай
просить провести проверку законности отказа в предоставлении меры соцподдержки детям-подопечным, нарушающих их права по ст. 148 СК РФ и Закону РА № 23-РЗ.
Если ведомства не исправят отказ –
подать административный иск в суд (гл. 22 КАС РФ, ст. 218 КАС РФ – оспаривание действий/решений органов власти) с требованиями:
признать отказ незаконным,
обязать орган назначить и выплачивать денежные средства на содержание детей под опекой,
взыскать невыплаченные суммы за период.
Шаг 3. Если отказ по федеральному «единому пособию»
Здесь варианты такие:
До получения детьми гражданства РФ
Правовая перспектива оспаривания именно «единого пособия» по мотиву гражданства ребёнка слабая – нормы 81-ФЗ и Правил однозначны.
Имеет смысл сосредоточиться на региональных выплатах на опекаемых и иных мерах соцподдержки, которые не привязаны к гражданству ребёнка.
После получения детьми гражданства РФ
Вы сможете повторно обратиться за назначением единого пособия с месяца, когда ребёнок получил гражданство РФ (раньше – нельзя).
5. Итог
Международные соглашения РФ–Казахстан–Беларусь по опеке означают, что решения об опеке и права ребёнка признаются и защищаются, но они не обязывают Россию платить свои детские пособия на детей-иностранцев, если российское внутреннее законодательство этого не предусматривает.
Региональная опекунская выплата на содержание детей в Республике Алтай (по Закону № 23-РЗ):
основана на статусе ребёнка как находящегося под опекой,
не зависит от гражданства ребёнка, этого условия в законе нет;
отказ только по мотиву «дети – граждане Казахстана» по этой выплате – скорее всего незаконен и подлежит обжалованию.
Федеральное ежемесячное «единое пособие» по 81-ФЗ:
действительно выплачивается только на детей, имеющих гражданство РФ;
отказ в назначении этой конкретной выплаты по причине отсутствия гражданства РФ у детей – законен.
Буду рада Вашей положительной оценке ответа (плюсику).
Если мои материалы вам полезны, Вы можете отблагодарить меня по ссылке m.pravoved.ru/pay/lawyer-reward/id/4241969/
Спасибо за любую поддержку!
С уважением,
Набатова Екатерина