Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Здравствуйте Мы обратились к нотариусу для оформления доверенности
Здравствуйте.
Мы обратились к нотариусу для оформления доверенности на земельный участок.
Мы принесли полный пакет документов — в том числе выписку из ЕГРН, градостроительный план и распоряжение администрации, где указан действующий участок с кадастровым номером 42:09:1403001:229.
Ранее этот участок имел номер 42:09:1403001:77, но по распоряжению администрации от 2018 года он был разделён, и на его месте появились новые участки с номерами 42:09:1403001:229 и 42:09:1403001:230.
То есть старый номер 77 утратил силу и больше не существует.
Мы, как доверители, не обратили внимания на кадастровый номер в тексте доверенности, так как предполагали, что нотариус использует данные из представленных документов.
Однако нотариус вписала в доверенность старый, аннулированный номер (42:09:1403001:77).
Когда мы позже обнаружили это и пришли к ней, чтобы исправить ошибку, нотариус сказала, что:
Она не обязана проверять кадастровые номера и сведения об участке.
Может исправить только если мы принесём оригинал доверенности, и она “ручкой зачеркнёт” старый номер и впишет новый.
Бесплатно оформить новую доверенность она не будет, потому что это “наша ответственность”.
Мы с таким объяснением не согласны, потому что все документы указывали на актуальный участок, и ошибка явно допущена при составлении текста нотариусом.
Просьба пояснить:
Может ли нотариус вносить исправления вручную в уже выданную доверенность (зачёркиванием, подписью и т.п.)?
Должен ли нотариус оформить новую доверенность бесплатно, если ошибка в кадастровом номере возникла по его вине?
Обязан ли нотариус проверять соответствие кадастрового номера представленным документам, если доверитель предоставил действующую выписку ЕГРН?
Правомерно ли в принципе оформлять доверенность на аннулированный участок, который уже не существует в ЕГРН?
Здравствуйте. Все исправления нотариус вписывает в документ ручкой и закрепляет подписью и печатью. Бесплатно делать доверенность нотариус не может, так как у него есть конкретные условия освобождения граждан от уплаты тарифов. В доверенность нотариус вписывает данные, которые предоставляют ему клиенты, проверять их он не обязан, только по собственному желанию. У нотариуса есть регламент, в котором четко указано, что он должен проверять, удостоверяя доверенность. В данных объекта недвижимости заинтересован клиент, который должен предоставлять достоверную информацию нотариусу.
???? Давайте разберемся детально!
1. **Внесение исправлений вручную**
Нотариусы действительно имеют право вносить исправления в ранее удостоверенные ими документы, однако такие исправления должны соответствовать установленным требованиям законодательства. Обычно исправление производится путем составления дополнительного документа, например, соглашения об изменении условий ранее оформленной доверенности, которое затем заверяется нотариально. Ручное зачеркивание и внесение новых данных без соблюдения процедуры недопустимо. Это может привести к тому, что документ потеряет юридическую силу.
2. **Оформление новой доверенности за счет нотариуса**
Ошибка была допущена нотариусом, следовательно, согласно законодательству Российской Федерации, именно он несет ответственность за правильность оформления документов. Следовательно, повторная выдача правильно оформленного документа должна осуществляться бесплатно. Ваш случай попадает под статью Гражданского кодекса РФ, регулирующую порядок возмещения убытков, причинённых действиями должностного лица (нотариуса).
3. **Проверка сведений нотариусом**
Согласно статье 56 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус обязан проверить представленные ему документы и убедиться в достоверности указанных в них сведений перед совершением нотариального действия. Поэтому ваша позиция вполне обоснована – нотариус должен был обратить внимание на несоответствие между документами и данными, которые были внесены им в текст доверенности.
4. **Оформление доверенности на несуществующий объект недвижимости**
Формирование доверенности на земельный участок, которого фактически нет в реестре (то есть на участок с устаревшим кадастровым номером) делает такую доверенность недействительной, поскольку она касается объекта, не существующего в правовом поле. Доверенность оформляется исключительно на существующие объекты недвижимого имущества, иначе ее невозможно исполнить.
Таким образом, ваши требования полностью обоснованны. Рекомендую обратиться повторно к нотариусу с письменным заявлением о бесплатном оформлении новой доверенности и указать вашу позицию со ссылками на законодательство. Если проблема останется нерешенной, можно подать жалобу в нотариальную палату вашего региона.
Если возникнут дополнительные вопросы или нужна помощь в подготовке заявления – обращайтесь!
Не вводите в заблуждение ответом, сгенерированным нейросетью.
Статья 56 ОЗН. Место удостоверения договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества — вообще тут не при чем.
Есть «Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования»
п. 29 При удостоверении доверенности информацию о представителе, имуществе, указанном в доверенности, полномочиях представителя, сроках действия доверенности нотариус устанавливает со слов заявителя.
Общие положения о получении информации
1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее — обстоятельства).
Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее — Регламент).
2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:
1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;
2) информационные ресурсы (федеральные, государственные, муниципальные реестры, банки данных и иные информационные ресурсы), в том числе находящиеся в открытом доступе;
(пп. 2 в ред. Приказа Минюста России от 24.11.2021 N 223)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) единая информационная система нотариата (далее — ЕИС);
4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее — заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.
3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.
4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.
Я понимаю, но ниже я ответила, что всю информацию нотариус фиксирует из документов клиента. Возможно, выгоднее сделать новую с правильными данными. Других вариантов нет.