Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Использование чужих товарных знаков
Добрый день!
На обложке моей книги (о бытовой химии) хочу использовать изображения средств бытовой химии известных производителей.
Нарушаю ли я чьи-нибудь авторские права (права собственности) ?
Спасибо.
В упомянутом Вами законе есть положение о том, что если я не продаю и не произвожу подобных товаров и не являюсь прямым конкурентом владельца логотипа, то использование логотипа возможно без согласований.
В моем случае на обложке книги, посвященной анализу бытовой химии, планируется рисунок включающий логотипы многих известных производителей быт. химии. Этот рисунок несет информацию о теме книги, не более.
Добрый день, Иван! Согласно нормам Гражданского кодекса исключительное право на товарный знак, то есть на обозначение, индивидуализирующее товары, удостоверяется свидетельством (ст. 1477 ГК РФ). Обладателем такого права может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ). При этом товарный знак должен быть зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков (ст. 1481 ГК РФ).
Вы можете использовать товарный знак на основании статьи 1489 ГК РФ по лицензионному договору, по которому обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар, правообладатель) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право его использования в определенных договором пределах.
При этом помните, что Лицензиат (Вы) обязан обеспечить соответствующее качество производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак правообладателя. Имейте в виду: требования к качеству товаров устанавливает правообладатель. Поэтому он вправе контролировать соблюдение этого условия. При этом по требованиям к лицензиату как изготовителю оба несут солидарную ответственность (п. 2 ст. 1489 ГК РФ).
Лицензионный договор, другие договоры о распоряжении исключительным правом на товарный знак должны быть заключены в письменной форме и подлежат госрегистрации (ст. 1490 ГК РФ).
Без разрешения правообладателя товарный знак использовать нельзя — п. 3 ст. 1484 ГК РФ устанавливает общее правило на запрет использования чужого товарного знака без разрешения правообладателя. Правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное (ст. 1229). По смыслу данных норм, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Недопустимо и несанкционированное использование чужого коммерческого обозначения, поскольку правообладатель предоставляет либо нет другим лицам право на его использование (п. 5 ст. 1539 ГК РФ). При этом законодатель предусматривает две формы передачи права: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия либо по договору коммерческой концессии.
Поэтому, прежде чем разместить на обложке Вашей книги изображение средств известных производителей, знайте, что тем самым Вы используете эти изображения для продвижения своего товара (книги), а значит используете исключительное право на товарный знак, которое Вам не принадлежит.
Здравствуйте, Иван.
В соответствии с ГК РФ, а именно
Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
1. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
На основании вышеизложенного делаем вывод о том, что исключительные права принадлежат только автору, соответственно, если вы будете использовать это право, не заключив с автором лицензионного договора, то вы будете нарушать авторские права.
Вам следует заключить лицензионный договор с автором, и тогда вы ничего нарушать не будете.
www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014
С уважением, Олег
В упомянутом Вами законе есть положение о том, что если я не продаю и не произвожу подобных товаров и не являюсь прямым конкурентом владельца логотипа, то использование логотипа возможно без согласований.
В моем случае на обложке книги, посвященной анализу бытовой химии, планируется рисунок включающий логотипы многих известных производителей быт. химии. Этот рисунок несет информацию о теме книги, не более.
В упомянутом Вами законе есть положение о том, что если я не продаю и не произвожу подобных товаров и не являюсь прямым конкурентом владельца логотипа, то использование логотипа возможно без согласований.
Иван
На обложке моей книги (о бытовой химии) хочу использовать изображения средств бытовой химии известных производителей.
Иван
Это будет нарушать исключительные права правообладателя, даже, если вы будете раздавать книги за бесплатно, так как вы только что упомянули, здесь же не одна норма, которая регулирует данные правоотношения.
Здесь также есть закон о защите конкуренции, международные конвенции, в частности, в вашей ситуации:
Возникает риск смешения информации о товарах, так как здесь очень схожие получаются товары, а точнее информация, что может покупателя вводить в заблуждение относительно фирм — брендов, также возникает риск смешения информации о продукции.
ФЗ о защите конкуренции, Парижская конвенция по охране промышленной собственности:
Статья 14, в частности, запрещает использовать чужой товарный знак способом, который:
— повлечет распространение ложных, неточных или искаженных сведений, могущих причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
— приведет к введению в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; и так далее.
Также сюда подойдет и Положение о конфиденциальности информации, которое точно есть у брендовых фирм.
Это коммерческая цель, поэтому лучше поступать в рамках закона.
Смирнова Марина Владимировна
Согласен с коллегой, придерживайтесь рамок закона.
А все эти действия, которые вы хотите осуществить приводят к нарушению законодательства как РФ, так и международного.
С уважением, Олег
Здравствуйте!
Согласно ст.1270 ГК
РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное
право использовать произведение в соответствии со статьей 1229
ГК в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное
право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным
правом на произведение.
Использованием
произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в
целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
перевод или другая
переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается
создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки,
инсценировки и тому подобного).
Поэтому для соблюдения прав данных правообладателей необходимо
заключить лицензионное соглашение об использовании их прав таким способом или
же исключайте изображения товарных знаков производителей.
Уважаемый клиент!
Товарный знак защищается только когда он зарегистрирован. При регистрации подается заявка, содержащая, в том числе, сведения о том, какие классы товаров и услуг (по Международному классификатору товаров и услуг — МКТУ) защищаются товарным знаком. Например, товарные знаки разных диснеевских героев защищаются не только при использовании на игрушках, в мультфильмах, но и в книгах, на одежде и пр, ассортимент зависит от желания правообладателя. Стоимость защиты ТЗ зависит в том числе от перечня. Поэтому защитить применение товарного знака применительно ко всему МКТУ стоит огромных денег.
В Вашем случае, скорее всего, правообладатели товарных знаков бытовой химии не стали регистрировать эти знаки применительно к книгам. Поэтому, возможно, Вы ничего не нарушите размещением этих ТЗ на книгах. Подробную информацию по кажому знаку можно узнать из национального и международного реестров ТЗ.
Я не смог не ответить на этот вопрос, хотя он и закрыт, поскольку Вам не разъяснили этих нюансов.
Добрый день!
Иван, если ответ Вы не получили, то не надо было закрывать вопрос, Вы поторопились.
Конечно, ссылаться на авторское право в ответе на вопрос по товарным знакам — это совершенно безграмотно со стороны юриста.
Вопрос Ваш в некоторой степени спорный, и альтернативную точку зрения Вам уже высказали, когда Вы задавали вопрос бесплатно pravoved.ru/question/374077/.
Тем не менее, вынужден признать, что более убедительна позиция, что нарушение здесь все-таки есть, т.к., по стю 1484 ГК РФ:
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Как верно указал Жамкочьян Сергей, имеют значение классы МКТУ, но без свидетельства о регистрации их не узнать.
Кроме того, Вы все-таки наносите ТЗ на свой «товар» — книгу. Получается, используете товарный знак.
В качестве подтверждения из судебной практики могу привести судебный акт, по которому индивидуальный предприниматель признан виновным в нарушении прав на товарный знак при реализации руководство по эксплуатации и ремонту
автомобиля" маркированные товарными знаками «BMW».
Довод заявителя жалобы о том, что обозначение знаком «BMW»
на печатных изданиях — книгах по эксплуатации автомобиля не воспринимается
потребителем как товарные знаки (для индивидуализации товара) а носят только
информационный характер относительно применения печатных изданий к автомобилям
данной марки, апелляционным судом отклоняется.
Поэтому рекомендую уйти от изображения товарных знаков, например, расположив на обложке обезличенные упаковки с бытовой химией.
При этом сами наименования продукции бытовой химии в тексте книги Вы использовать можете — прикладываю судебный акт на эту тему.
Иван, Вы пишете, что на обложке используете «логотипы многих известных производителей быт. химии. Этот рисунок несет информацию о теме книги, не более». Тему книги можно отразить, поместив на ней химические формулы, надписи химических веществ, например. Вы же умышленно берет известные логотипы, предполагая, что это будет способствовать продвижению Вашего товара — книги, что, в свою очередь, принесет Вам прибыль. Это коммерческая цель, поэтому лучше поступать в рамках закона.
А если я просто раздаю эту книгу в подарок, тогда это законно ?