Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В 2021 году у меня закончился контракт, но я не стал увольняться так как согласно федерального закона о военной
Добрый день , я являюсь военнослужащим . В 2021 году у меня закончился контракт , но я не стал увольняться так как согласно федерального закона о военной службе военнослужащие прослужившие 10 и более лет , достигшие предельного возраста пребывания на военной службе не могут быть уволены с военной службы пока не будут обеспечены жильем , предельный возраст на тот момент составлял 45 лет , я с августа 2019 признан нуждающимся в получении жилья и ждал очереди , сегодня нам заявили что на данный момент предельный возраст подняли и увольнение будет только по достижении 65 лет , правомерно ли это ведь не я виноват что государство своевременно не обеспечило жильем, стаж в календарном исчислении 30 лет.
Здравствуйте, Сергей.
Да, командование все верно Вам сообщило, с 24.06.2023 предельный возраст пребывания на военной службе увеличен до 65 лет.
Увольнение в период мобилизации возможно по трём основаниям согласно Указа Президента РФ от 21.09.2022 647 О частичной мобилизации :
1. По достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
2. В связи с осуждением к реальному лишению свободы.
3. В связи с признанием ВВК не годным к военной службе.
С уважением! эксперт сайта Г. А. Кураев
Здравствуйте, Сергей,
Правомерно, к сожалению, поскольку предельный возраст пребывания на службе увеличен до 65 лет.
Согласно ст. 4 Федерального закона от от 24.06.2023 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
2. В период мобилизации, в период военного положения или в военное время устанавливается следующий предельный возраст пребывания на военной службе для граждан мужского пола, заключающих (заключивших) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации:
1) имеющих воинское звание высшего офицера до генерал-полковника, адмирала включительно, — 70 лет;
2) имеющих иное воинское звание, — 65 лет.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450392/ad890e68b83c920baeae9bb9fdc9b94feb1af0ad/
Несмотря на то, что контракт закончился до объявления мобилизации — Вы можете уволиться только по основаниям, содержащихся в Указе Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»:
а) по возрасту — по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Увольнение по другим основаниям — не допускается.
Далее продолжу.
Позиция судом по повышению предельного возраста заключается в том, что этот закон по своему смыслу распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не окончена.
Пример — Апелляционное определение Южного окружного военного суда по делу № 33а-633/2023.
Суд указал:
Поскольку Карпачев С.Ю. не достиг установленного Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ в период мобилизации в Российской Федерации предельного возраста пребывания на военной службе для граждан мужского пола, имеющих воинское звание рядовой, – 65 лет, то он не подпадает под категорию военнослужащих, которые могут быть уволены с военной службы по возрасту.
То обстоятельство, что Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ вступил в законную силу только 24 июня 2023 г., не свидетельствует о том, что он не подлежит применению к возникшим по данному делу правоотношениям, поскольку по своему смыслу он распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не окончена.
Ссылка в жалобе на пункт 1 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которым в Российской Федерации установлен предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих в воинском звании рядовой – 50 лет, является необоснованной, поскольку в период проведения мобилизации установлен иной предельный возраст пребывания на военной службе.
yovs--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=15689445&delo_id=42&new=0&text_number=1
Таким образом при увольнении после 21.09.2022 по настоящее время — по предельному возрасту — принимается новый предельный возраст в 65 лет.
Но ведь у меня контракта не было уже год до начала мобилизации
А по аналогичной ситуации имеется решение Ярославского гарнизонного военного суда по делу № 2а-102/2022.
Суд указал:
Анализ приведённых обстоятельств, позволяет военному суду прийти к выводу, что, поскольку Сафонов Д.С. не был уволен с военной службы до издания названного Указа Президента России, то действия командования по его увольнению после 21 сентября 2022 года будут противоречить положениям этого Указа, поскольку контракты о прохождении военной службы продолжают свое действие до окончания частичной мобилизации, какого-либо распорядительного документа об окончании частичной мобилизации полномочным должностным лицом издано не было, то потому действия командования войсковой части <данные изъяты> по увольнению Сафонова Д.С. с военной службы по окончанию контракта будут считаться незаконными.
Таким образом, поскольку Вы не были уволены до издания Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» по окончании контракта — то Ваше увольнение после 21.09.2022 по этому основанию будет незаконным.
Желаю удачи,
Сергей, добрый день.
сегодня нам заявили что на данный момент предельный возраст подняли и увольнение будет только по достижении 65 лет, правомерно ли это
Уволить, Вас с момента начала мобилизации несмотря на то, что Вы не заключали контракт о прохождении службы могли лишь по одному из оснований установленных указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647
«Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Его применение в Вашем случае предопределено тем, что на момент его принятия Вы не были исключены из списков части, соответственно являлись военнослужащим, поскольку военная служба Вами не завершена.
С учетом этого Вы подпадаете под действие общих норм об увольнении, действующих в период мобилизации.
Судебная практика по данному вопросу на сегодня сложилась.
Например, Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 03.03.2023 N 33а-196/2023
8 июня 2022 года административным истцом на имя командира войсковой части N подан рапорт, в котором он просил инициировать процедуру его увольнения с военной службы в связи с истечением срока контракта.
Вместе с тем до увольнения Т.А. с военной службы был издан вышеназванный Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 года N 647, которым не предусмотрено такое основании для увольнения военнослужащего с военной службы как окончание срока контракта.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку исходя из нормоположений, действующих в настоящее время, административный истец не подлежит увольнению ни по одному из оснований, перечисленных в Указе Президента РФ от 21 сентября 2022 года N 647, то у командования отсутствовали причины для проведения с ним мероприятий, связанных с увольнением его с военной службы. Поэтому судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца.
Что же касается мнения Т.А. о том, что при разрешении его дела необходимо руководствоваться законодательством, действующим на момент истечения срока контракта в июле 2022 года, то оно является ошибочным. На момент издания Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 года N 647 Т.А. еще не был уволен с военной службы и сохранял статус военнослужащего. Поэтому порядок прохождения им военной службы регулируется положениями законодательства, действующего в период прохождения им военной службы, в том числе с учетом внесенных в него изменений.
Что касается предельного возраста в 65 лет.
И тут практика складывается не в Вашу пользу.
Несмотря на то, что Вы служите без заключения контракта, суды распространяют действие ФЗ от 24.06.2023 N 269-ФЗ о повышении предельного возраста до 65 лет и на лиц, которые не заключали контракт о прохождении военной службы.
Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 29.03.2024 N 33а-421/2024
Поскольку 13 сентября 2023 г. Д.Д.АБ. достиг предельного возраста пребывания на военной службе и контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации не заключал, то он подлежит увольнению с военной службы по указанному основанию. Вывод суда первой инстанции о том, что на административного истца не распространяются положения Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 269 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 269 ФЗ) является ошибочным, поскольку данный закон не имеет обратной силы и не может применяться к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу.
Поскольку Д.Д.АА.не достиг установленного Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 269 ФЗ в период мобилизации в Российской Федерации предельного возраста пребывания на военной службе для граждан мужского пола, имеющих воинское старший лейтенант, то он не подпадает под категорию военнослужащих, которые могут быть уволены с военной службы по возрасту.
То обстоятельство, что Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 269 ФЗ вступил в силу 24 июня 2023 г., не свидетельствует о том, что он не подлежит применению к возникшим по данному делу правоотношениям, поскольку по своему смыслу он распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не завершена.
Довод жалобы о том, что Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 269 ФЗ на Д.Д.АА. не распространяется, является ошибочным и противоречит пункту 2 Указа от 21 сентября 2022 г. N 647.
Схожая позиция представлена в Апелляционном определении Южного окружного военного суда от 05.04.2024 N 33а-448/2024
указавшим на то, что
Довод жалобы о том, что З. не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 269, ввиду того, что контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации им не заключен, является необоснованным и противоречит пункту 2 Указа от 21 сентября 2022 г. N 647.
Как видите суд, не принял во внимание доводы о том, что контракт заключен не был и все равно распространил действие закона о повышении предельного возраста на военнослужащего проходящего военную службу по контракту.
Вы конечно можете попробовать обжаловать действия командования — но в Вашем случае велика вероятность применения указанного закона, со ссылкой на действие указа о мобилизации.
Причем были попытки обжаловать данные положения указа о мобилизации и в Конституционном Суде РФ и в Определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2024 N 551-О
отмечалось, что действующее законодательство исходит из необходимости специального регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности и прохождением военной службы по контракту в период мобилизации, и не предполагает безусловного распространения на соответствующие правоотношения регулирования, установленного для обычных условий исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы по контракту.
В части предельного возраста им было отмечено. что
регулируя отношения, связанные с увольнением с военной службы (в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе), и устанавливая, что по общему правилу военнослужащие увольняются с военной службы в запас (пункт 2 статьи 50), данный Федеральный закон содержит и положения о запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (раздел VIII). В частности, он предусматривает, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и предназначен для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время (пункт 1 статьи 51.2); запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается в том числе из числа граждан, уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 52).
В свою очередь, оспариваемые заявителем положения статьи 53 названного Федерального закона определяют состав запаса и правовые последствия достижения гражданином, пребывающим в запасе, установленного пунктом 1 данной статьи предельного возраста пребывания в запасе, т.е. возраста, по достижении которого — по смыслу данного Федерального закона — недопустимо в обычных условиях требовать от гражданина исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы.
Что дополнительно позволит аргументировать суду свою позицию и тем, что Вы также не достигли предельного возраста установленного ст. 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Единственным вариантом, на увольнение, который останется в Вашем случае будет увольнение по окончании контракта на основании указа Президента 580-дсп от 03.08.2023 г.
НО вопрос тут решается в исключительных случаях Министром обороны РФ.
При увольнении по окончанию контракта в рапорте помимо ссылки на то, что контракт у Вас закончился, рапорт о его продлении Вы не подавали, нужно привести обоснованием исключительности Вашего случая увольнения.
В указе Президента РФ № 580-ДСП от 03.08.2023, установлено, что вопрос увольнения с военной службы допускается при условии исключительности оснований такого увольнения и после прохождения аттестации и решается Министром обороны РФ.
Таким образом, для целей увольнения в рапорте Вам следует отразить:
— причины увольнения, — окончание контракта;
— исключительность обстоятельств при которых Вы просите уволить Вас с военной службы.
Признание их таковыми в первую очередь осуществляет аттестационная комиссия, которая выносит заключение о целесообразности увольнения.
Тут вопрос решается индивидуально и помимо самого окончания срока контракта необходимо наличие иных дополнительных обстоятельств, которые могут быть учтены при рассмотрении вопроса об увольнении.
Например, состояние Вашего здоровья, здоровья близких родственников, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, финансовое положение и т.п.
До момента передачи ему рапорта на увольнение в отношении военнослужащего должна быть
— проведена аттестационная комиссия
— проведена беседа в связи с увольнением
— составлено представление командование его части на увольнение
— дано заключение о целесообразности его увольнения вышестоящим командованием
— вынесено заключение правового и кадрового подразделения о целесообразности увольнения.
После подачи рапорта командование части обязано лишь организовать проведение аттестации.
На это обращалось внимание в судебной практике
Например, Решение Магнитогорского гарнизонного военного суда Челябинской области от 27 марта 2024 г. по делу N 2а-40/2024
С целью устранения нарушения прав и законных интересов административного истца возложить обязанность на командира войсковой части N в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда представить в аттестационную комиссию документы, предусмотренные законом, для дачи заключения о наличии оснований для увольнения Ша А.Х. с военной службы.
Об исполнении решения по данному административному делу командиру войсковой части N необходимо сообщить в Магнитогорский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Аттестационная комиссия для целей его увольнения должна признать по результатам изучения представленных документов исключительным основание его увольнение, не препятствующим эффективному выполнению задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти.
И тут уже командование будет решать вопрос о целесообразности подачи представления о Вашем увольнении вышестоящему должностному лицу.
Несмотря на то что закон обратной силы не имеет, судебная практика сложилась отрицательная.