Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

72 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
72 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Прав ли работодатель, отказав мне в присвоении специального звания?

В Хабаровский краевой суд с апелляционной жалобой обратилось Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю, не согласившись с решением Кировского районного суда по делу №2-1364/2013 от 10.09.2013 об обязании Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю засчитать Юрину А.В. срок выслуги государственной военной службы в органах МЧС России в звании «майор» с 15 июня 2009 года по 30 ноября 2010 года (1 год 5 месяцев 17 дней) для исчисления срока выслуги в специальном звании «майор внутренней службы», предусмотренных для сотрудников, проходящих службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России, обязании Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю засчитать срок выслуги государственной военной службы в органах МЧС России в звании «майор» для присвоения очередного специального звания «подполковник внутренней службы» с 15 июня 2013 года.

Апелляционным определением Хабаровского краевого суда №33-7567/2013 от 20.11.2013г. Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 10.09.2013г. отменено, принято по делу новое решение, Юрину Антону Викторовичу в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю об исчислении срока службы для присвоения очередного звания, отказано.

С данным апелляционным определением не согласен, считаю его незаконным и подлежащим отмене.

В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 года №23 решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правонарушению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (ч. 1 статьи 1, ч. 3 статьи 11 ГПК РФ).

Считаю, что апелляционное определение указанным требованиям не соответствует. Судом нарушен принцип единства применения судебной практики.

Судом неверно были определены следующие обстоятельства подлежащие установлению по делу, а из исследованных обстоятельств были сделаны неправильные выводы.

Юрин А.В. обратился в суд с иском к своему работодателю - Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю об исчислении срока службы для присвоения очередного специального звания. Согласно послужному списку Юрина А.В. по состоянию на 06.05.2013г., истец в период с 05.11.2003г. по 30.11.2010г. проходил государственную военную службу на различных должностях, в соответствии с заключенными с работодателем контрактами в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю.

Приказом ДВРЦ МЧС России от 15.06.2009г. №10-ВК Юрину А.В. присвоено военное звание «майор». Приказом №17-ВК от 27.11.2010г. майор Юрин А.В. уволен с государственной военной службы в запас, по инициативе работодателя, в связи с организационно-штатными мероприятиями и сокращением штатной единицы с 30.11.2010г. Таким образом, в звании «майор» на государственной службе в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю Юрин А.В. послужил 1 год 5 месяцев 17 дней. После переоформления документов по трудоустройству на новый вид государственной службы и заключения контракта с тем же работодателем с 15.12.2010г. Юрин А.В. Приказом №56-НС от 17.12.2010г. назначен на должность государственной службы в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю. Таким образом, в запасе Юрин А.В. находился 14 дней.

Приказом №17-НС от 25.02.2011г. майору запаса Юрину А.В. с 15.12.2010 присвоено на государственной службе специальное звание «майор внутренней службы». В соответствии с выпиской из приказа №36-НС от 28.07.2011г. Юрин А.В. с 01.08.2011г. назначен на должность заместителя начальника отдела Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю по настоящее время. Согласно справке ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 21.08.2013г. предельное звание по вышеуказанной должности «подполковник внутренней службы».

09 апреля 2013г. Юрин А.В. обратился с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с просьбой засчитать в выслугу лет государственную военную службу в органах МЧС России в период с 13.06.2009г. по 30.11.2010г. на должностях военнослужащего для исчисления срока выслуги в специальных званиях. Поскольку, в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.06.2011 N 720 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", пунктом 6 Таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, воинское звание «майор» соответствует специальному званию «майор внутренней службы» и периоды пребывания в равнозначных государственных чинах и рангах сохраняются при переходах с одного вида государственной службы на другой.

Письмом начальника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 19.04.2013г. мне было отказано в связи с тем, что законодательством РФ до настоящего времени не урегулирован вопрос об учете выслуги в звании при переходе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. При этом указано, что поскольку специальное звание «майор внутренней службы» присвоено мне 15.12.2010г., то следующее звание «подполковник внутренней службы» будет присвоено 15.12.2014г., т.е. по истечению 4-х лет. Тем самым, работодатель, в нарушение трудовых норм действующего законодательства РФ и заключенного со мной контракта, своим решением обнулил мою выслугу 1 год 5 месяцев 17 дней в действительной государственной службе в звании «майор» и приравненных к нему государственных чинах и рангах и лишил меня законного права на увеличение моего денежного довольствия при присвоении звания «подполковник внутренней службы» в 500 рублей ежемесячно с 15.06.2013г.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба РФ представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения, в том числе федеральных органов государственной власти. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Следовательно, по состоянию на сегодняшний день, другие виды федеральной государственной службы отсутствуют.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящий на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы – сотрудники, военнослужащие федеральной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.07.2002г. №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. №4202-1 распространяется на лиц, вновь поступивших на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вышеуказанным Федеральным законом установлено, что лицам, вновь поступившим на службу в Государственную противопожарную службу специальные звания рядового и начальствующего состава присваиваются в соответствии с Положение о службе в органах внутренних дел РФ, при этом согласно преамбуле данного Положения, оно регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, Юрин А.В. являлся военнослужащим и проходил военную службу в Государственной противопожарной службе в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю, в период с 05.11.2003г. по 30.11.2010г. 15 июня 2009г. Ему присвоено военное звание «майор». С 15 декабря 2010г. Юрин А.В. являлся сотрудником и проходил государственную службу в Государственной противопожарной службе у того же работодателя в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю, ему присвоено специальное звание «майор внутренней службы».

Согласно ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званиях являются: последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом второй инстанции ошибочно сделан вывод о том, что вышеуказанная норма закона является отсылочной к иным нормативно-правовым актам. Прежде всего, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает единство правовых и организационных основ государственной службы (статья 3) и определяет общие принципы сохранения выслуги в званиях и рангах при переходе из одного вида государственной службы в другой, а вот порядок присвоения как раз и должен регламентироваться подзаконными актами, что, к сожалению, нет до настоящего времени.

Как установлено судом первой инстанции истец проходил государственную службу в Государственной противопожарной службе, являясь военнослужащим до зачисления в запас на 14 дней и был принят на государственную службу в Государственную противопожарную службу в качестве сотрудника. Поскольку военная служба, как и противопожарная служба, относятся к государственной службе, и с учетом положений действующего законодательства правила присвоения воинских и специальных званий распространяются вне зависимости от вида государственной службы, как и период пребывания в соответствующем воинском и специальном звании учитывается при присвоении воинского и специального звания по новому виду государственной службы, требования истца, связанные с зачетом выслуги лет в звании «майор» в период с 15.06.2009г. по 30.11.2010г. по предыдущему месту службы для исчисления срока выслуги лет в специальном звании «майор внутренней службы» и для присвоения очередного специального звания «подполковник внутренней службы» по прежнему месту службы являются законными и обоснованными.

Удовлетворяя требования апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, суд второй инстанции, руководствуясь положениями Приказа МЧС России от 03.11.2011г. №668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ…», ошибочно пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 101 Инструкции, срок выслуги в воинском звании и срок выслуги в специальном звании внутренней службы не суммируются. Данные выводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Поскольку в данном пункте речь идет о сроке выслуги в специальном звании в период пребывания лица в запасе.

Юрин А.В. до перехода с одного вида государственной службы на другой вид государственной службы, в запасе прибывал 14 дней, как установлено материалами дела, остальной срок в 1 год 5 месяцев 17 дней Юрин А.В. пребывал в действительной государственной службе в соответствующем специальному званию «майор внутренней службы» - в звании «майор» в федеральном органе исполнительной власти Российской Федерации – Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю. Так как, в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.06.2011 N 720 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", пунктом 6 Таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, воинское звание «майор» соответствует специальному званию «майор внутренней службы».

В соответствии с пунктом 22 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. №4202-1, очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании (не в специальном звании), а соответственно и в приравненных к ним классным чинам, дипломатическим рангам, воинским и специальным звания по новому виду государственной службы.

Таким образом, срок действительной выслуги в специальном звании среднего и старшего начальствующего состава в звании «майор внутренней службы» и приравненных к нему классным чинам, дипломатическим рангам, воинским и специальным звания по новому виду государственной службы, установленный в 4 года на 15 июня 2013 года у Юрина А.В. истек. Поэтому имеется законное основание для присвоения ему очередного звания государственной службы «подполковник внутренней службы» с 15 июня 2013г. Статья 13 Федерального закона от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» однозначно определяет, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы.

Довод суда второй инстанции, что при определении выслуги лет для присвоения очередного звания не подлежит применению положения Федерального закона от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», считаю несостоятельным, так как он является следствием неправильного толкования норм материального права. Поскольку судом второй инстанции грубо нарушен принцип верховенства закона, так как им принят к руководству нормативно правовой акт, имеющий низшую юридическую силу - Приказ МЧС России от 03.11.2011г. №668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ…». Федеральный закон от 27.05.2003г. №58-ФЗ по отношению к Приказу МЧС России от 03.11.2011г. №668 носит императивный характер. Соответственно Приказы МЧС России не могут ухудшать права и положение государственных служащих, гарантированных в Федеральном законе от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Считаю довод суда второй инстанции ошибочным, что положения статьи 40 Федерального закона от 25.07.2002г. №116-ФЗ предусматривают возможность сохранения срока выслуги в специальных званиях и приравненных к ним, только для лиц, переходящих на службу в государственную противопожарную службу МЧС России только лишь из Органов внутренних дел России. Как сказано выше, судом первой инстанции установлено, что Юрин А.В. являлся военнослужащим и проходил государственную военную службу в Государственной противопожарной службе в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю, в период с 05.11.2003г. по 30.11.2010г. С 15 декабря 2010г. Юрин А.В. перешел на другой вид государственной службы и проходил государственную службу в Государственной противопожарной службе у того же работодателя в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю. Тем самым, Федеральным законом от 27.05.2003г. №58-ФЗ предусмотрена возможность сохранения срока выслуги в званиях и приравненных к ним, для лиц, переходящих на службу в государственную противопожарную службу МЧС России из государственной противопожарной службы МЧС России.

Следовательно, толкование судом второй инстанции правовых пробелов в законодательстве о правоохранительной службе, указаний на то, что при прохождении службы в ГПС МЧС России применяются федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения воинской службы и порядок присвоения воинских званий, эти правовые нормы не содержат, ошибочно. Так же как неправомерен отказ работодателя, со ссылкой в письме начальника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 19.04.2013г. на то, что законодательством РФ до настоящего времени не урегулирован вопрос об учете выслуги в звании при переходе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Считаю, что все сомнения по данному вопросу должны трактоваться в пользу работника, а не работодателя. Работодатель нарушил требования ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 Трудового кодекса РФ, лишил меня законного права на вознаграждение за труд, на выплату справедливой заработанной платы, т.е. увеличение моего денежного довольствия при присвоении звания «подполковник внутренней службы» в 500 рублей ежемесячно с 15.06.2013г.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (статьи 1, 11, 55, 59-61, 67, часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Так как решение суда второй инстанции принято с нарушением и неправильным применением норм материального права, и выводы, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела, то оно подлежит отмене по основаниям пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ. При этом суд, обладая указанными данными, сделал на их основе неправильные выводы. В связи, с чем вынес незаконное и необоснованное решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь гл. 39 ГПК РФ прошу суд:

1. Принять кассационную жалобу к производству.

2. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда №33-7567/2013 от 20.11.2013г. – отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить требования истца.

А как Вы считаете, прав ли я???

04 Марта 2014, 03:27, вопрос №385976 Антон Юрин, г. Комсомольск-на-Амуре
Свернуть

Екатерина Белова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Задать вопрос юристам сайта.

Сегодня 21.08.2017 мы ответили на 455 вопросов. Среднее время ответа — 14 минут.

stats