Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какие в данном случае, перспективы и какая последовательность действий?
Добрый день. Ситуация произошла в Аэропорту Сочи. Авиакомпания - Уральские Авиалинии.
Рейс в Москву должен был вылететь в 15:00. С утра в Москве были закрыты аэропорты, поэтому в Аэропорту Сочи творился кромешный ад. Огромное кол-во задерживающихся рейсов. Электронную регистрацию мы прошли заранее, были куплены улучшенные места, в аэропорт приехали заранее. Наш рейс перенесли с 15:00 на 15:15. На табло появилась эта информация – со статусом – ОЖИДАЙТЕ ПОСАДКИ. Выход №13 находился на улице, температура +35С. Мы стояли в здании аэропорта под информационном табло, ожидая информации о посадке, возле выхода к GATE 13. Младшему ребенку 2 года, перемещались мы с ней на коляске. Остальные дети 5 и 8 лет.
Ни в 14:30, ни 14:50, ни в 15:00, ни в 15:15 – никакой информации не было, ни о задержке, ни о начале посадки. В 15:20 на табло появился статус – ПОСАДКА. Мы направились в сторону GATE 13. Но не дойдя до выхода в 15:28 услышали, что посадка завершена. Подбежали к стойке в 15:29, видели, как закрывается дверь за пассажирами к автобусу. Сотрудник Аэропорта осуществляющие посадку отказали нам в посадке, ссылаясь на то, что посадка закрыта. Ситуация конечна была очень эмоциональной, так как дети плакали, все окружающие снимали на телефоны и ругались на сотрудников. Мы были не единственными «опоздавшими». Еще пожилая женщина. Сотрудники аэропорта вели себя, мягко говоря, по –хамски.
Для того, чтобы улететь в этот же день нам пришлось купить единственные билеты Аэрофлота за 192 000 и пробыть в аэропорту весь день с детьми. Билеты на рейс, на который нас не пустили стоили 86 000.
Подскажите, могу ли я заявить и взыскать с авиакомпании/аэропорта за билет на рейс, в котором нам отказали, + моральный ущерб. Какие в данном случае, перспективы и какая последовательность действий?
Добрый день.
Ни в 14:30, ни 14:50, ни в 15:00, ни в 15:15 – никакой информации не было, ни о задержке, ни о начале посадки. В 15:20 на табло появился статус – ПОСАДКА. Мы направились в сторону GATE 13.
Тут вопрос в том, чем Вы сможете доказать указанные обстоятельства?
Здравствуйте.
1. Если все происходило действительно так, как Вы описываете, это безусловно является ненадлежащим оказанием услуг со стороны обслуживающей аэропорт организации. В соответствии со статьей 10 Закона «О защите прав потребителей»
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
…
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг)...
В соответствии с Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82
В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает: регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке; доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно...
Безусловно, если информация была некорректной и вина в самой ситуации лежит на авиаперевозчике или обслуживающей организации, Вы имеете право требовать не только (и не столько, так как по такого рода ситуациям суммы взыскиваемого морального вреда обычно смехотворны) возмещения морального вреда, но и возврата средств, возмещения убытков. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
2. Что касается перспектив взыскания. Нужно, конечно, разбираться в ситуации более объемно, изучать все фактические обстоятельства дела. Лично я не люблю оценивать «вероятности», мне это кажется непрофессиональным, но, повторюсь, если все происходило так, как Вы указываете, основания для взыскания средств есть. Самый важный момент — доказывание указываемых Вами обстоятельств. В случае обращения в суд Вам придется доказывать их:
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статья 56 ГПК РФ.
какая последовательность действий?
Нет какого-то правильного алгоритма поведения в подобных ситуациях. Но обычно для начала целесообразно направить претензию в адрес аэропорта и авиаперевозчика и изложить свои требования. Далее уже отталкиваться от ситуации. Если вышеуказанные действия эффекта не дадут, придется обращаться в суд.
Формально он прав, поскольку в силу Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей“
Данная норма не носит императивного характера и применяется по усмотрению авиакомпании. Однако, если решение об отказе в посадке в связи с опозданием было принято — то отказ признают законным.
Пример из практики законности отказа в посадке на рейс и отказе в возврате оплаченной суммы, проиллюстрирую на
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 N 88-5734/2020 по делу N 2-112/2019
Таким образом. если Вами будет доказано, что опоздание на рейсявилось следствием неверной навигации, изменения времени посадки, доведения до Вас недостоверной информации о терминале, в котором осуществлялась посадка, а равно в силу иных обстоятельств, явившихся причиной Вашего опоздания, которые зависели от перевозчика или служб аэропорта — то есть основания для возврата стоимости билетов.
Поэтому тут возникает к Вам вопрос, какими именно доказательствами Вы располагаете, подтверждающими, что причиной опоздания к посадке явились действия служб аэропорта?
На это например, указано в Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2020 по делу N 88-24685/2020
В ином случае, при соблюдении всех требований и условий, обеспечивающих своевременность Вашей посадки, где задержка явилось следствием Ваших действий вернуть оплату за билеты Вы не сможете.
В связи с чем возврат средств будет зависеть только от доказательств вины перевозчика в Вашем опоздании на посадку.
Взыскать что-либо, как уже сказал, и как указывает многочисленная практика возможно только в том случае, если будет доказано, что причиной опоздания явились действия сотрудников авиакомпании, аэропорта, наземных служб и т.п. обстоятельства.
Увы, но причины опоздания это не доказывает, тут стоит начать с обращения к службам аэропорта о предоставлении записей голосовых сообщений об объявлении времени посадки на рейс и места ее осуществления, а также данных с электронного табло куда также поступала соответствующая информация.
При наличии указанной информации, сведений о переносе времени посадке — у Вас есть основания требовать возмещения причиненных Вам убытков в виде стоимости билетов за рейс, на который Вы опоздали.