Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как реализовать права покупателя в данной ситуации?
Отказ магазина выдать оплаченный через маркетплейс товар.
В маркетплейсе Сбермегамаркет покупали телевизор. На сайте Сбермегамаркет выбрали продавца Мвидео и выбрали конкретный магазин, перед оплатой по телефону Мвидео уточнили наличие. На сайте было написано "Забрать сегодня". Оплатили. Получили уведомление что заказ можно получить после 18.00. Заказ отобразился в личном кабинете Мвидео. При получении спросили код из смс, код пришел, подтвердили успешно (какая-то верификация). В этот момент сотрудник Мвидео заявляет что имеет место быть какойто сбой, изза которого не могут провести покупку на кассе. Просят подождать. Гуляем по ТРЦ, позвращаемся. Мвидео говорит что решение проблемы может занять до нескольких дней, но при этом оплату "видно". Сбермегамаркет принимает "заявку", Мвидео же ничего сделать не может. Предлагают только ждать неопределенное время. Деньги с карты списывал Сбермегамаркет.
Вопросов несколько.
1. Кто и какую несет ответственность перед покупателем из двух лиц - Мвидео и Сбермегамаркет?
2. Какие права в данной ситуации есть у покупателя?
3. Как реализовать права покупателя в данной ситуации?
4. Есть желание снять на видео внутри магазина рассказ о сложившейся ситуации с комментариями юриста - имею ли я право на такую видеосъемку и на каком основании?
3. В "Уголке покупателя" Мвидео была только книга жалоб и книжка "Закон о защите прав потребителей". Никакой другой информации не было. На мою просьбу сообщить наименовани юридического лица и контактное лицо мне было отказано, это законно?
4. Я потребовал у директора магазина Мвидео письменный отказ в выдаче оплаченного товара, на что мне тоже отказали, это законно?
5. В итоге мы уехали из магазина домой, без телевизора, без денег и каких либо письменных объяснений.
Добрый день.
1. Кто и какую несет ответственность перед покупателем из двух лиц — Мвидео и Сбермегамаркет?
В данном случае Вы вправе требовать с Мвидео исполнения договора по заявленной цене, основываясь на том, что был заключен договор дистанционной купли-продажи товара.
И тут нужно ссылаться на то, что в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463
обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
Ввиду того, что у Вас есть подтверждение Вашего намерение заключить договор — он фактически считается заключенным и подлежит исполнению.
В силу этого, Вы при нарушении его права на передачу товара в установленный договором срок, в силу ст.ст. 463, 398, 308.3 ГК РФ вправе требовать исполнения обязанности передать товар.
Односторонний отказ продавца (Мвидео) по смыслу ст. 310 ГК РФ тут недопустим, поскольку ей прямо предусмотрен запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность.
В связи с чем, у Вас есть все основания требовать от Мвидео исполнения договора по объявленной цене путем передачи Вам указанного товара.
Ввиду того, что был четко определен срок его исполнения — пропуск указанного срока согласно ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы вправе требовать выплату Вам неустойки в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки его передачи.
Максимальный размер неустойки не может превышать суммы предварительной оплаты.
Здравствуйте,
В данном случае, сроки передачи товара нарушает М Видео. Сбермегамаркет только посредник, который на своей площадке разместил товар, передал полученный заказ Продавцу, получил свой процент. Тем более, если оплату в М Видео видят, оплата прошла.
Вы вправе М Видео предъявить требования в силу ст.23.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
3. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Никакой другой информации не было. На мою просьбу сообщить наименовани юридического лица и контактное лицо мне было отказано, это законно?
Незаконно. В силу ст.9 ЗоПП
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
По этому вопросу можно направить жалобу в Роспотребнадзор
4. Я потребовал у директора магазина Мвидео письменный отказ в выдаче оплаченного товара, на что мне тоже отказали, это законно?
Вам следует направить Продавцу письменную претензию со ссылкой на статью ЗоПП указанную выше. Подать под входящий или заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. На письменную претензию ори обязаны направить письменный ответ.
В случае неудовлетвоеения Вашей жалобы о передаче товара предварительно оплаченного, неустойки за каждый день такой задержки, Вы вправе обратиться с иском в суд. В случае удовлетворения иска, Вы вправе рассчитывать на получение суммы штрафа взысканного с Продавца в силу ст. 13 ЗоПП
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Здравствуйте, Сергей!
1. Кто и какую несет ответственность перед покупателем из двух лиц — Мвидео и Сбермегамаркет?
В данном случае — ответственен Продавец, то есть компания «Мвидео».
«Сбермегамаркет» — это лишь электронная площадка — посредник (маркетплейс). Маркетплейс — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц.
2. Какие права в данной ситуации есть у покупателя?
В данном случае, имеет место заключение договора купди — продажи, дистанционным способом. Поскольку товары был предварительно оплачен в размере 100% предоплаты, а товар не был передан, в установленный договором срок, не по вине Покупателя, то Вы вправе выбрать один из способов восстановления нарушенного права, предусмотренный частью 2 статьи 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
*передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
*возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
3. Как реализовать права покупателя в данной ситуации?
На Ваш выбор. Что можно потребовать от «Мвидео», я указал выше. Сейчас Вам нужно подготовить и направить в адрес этого Продавца (заказным письмом, с простым уведомлением) — соответствующее письменное требование. Если выберете «возврат денег», то срок такого возврата указан в части 4 статьи 23.1 Закона,
4. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
4. Есть желание снять на видео внутри магазина рассказ о сложившейся ситуации с комментариями юриста — имею ли я право на такую видеосъемку и на каком основании?
В личных целях (в том числе, и защищая свои права потребителя) снимать в магазине можно. Вы, как покупатель, руководствуясь положением Федерального закона о защите прав потребителя, имеете право на информацию. Соответственно, в личных целях Вы можете получать ее беспрепятственно.
Основания:
*статья 29.4 Конституции РФ, в которой четко прописано, что «каждый человек имеет право свободно искать, получать, распространять информацию любым законным способом».
*статья 7 Федерального закона «Об информации...» гласит то, что все общеизвестные сведения являются общедоступной информацией, и доступ к ней не ограничен.
*статья 10 Федерального Закона «О защите прав потребителей», согласно которому покупателю обязаны предоставить всю нужную информацию.
3. В «Уголке покупателя» Мвидео была только книга жалоб и книжка «Закон о защите прав потребителей». Никакой другой информации не было. На мою просьбу сообщить наименовани юридического лица и контактное лицо мне было отказано, это законно?
Нет, не законно. Это — общедоступная информация. Продавец — не вправе ее скрывать от потребителя.
4. Я потребовал у директора магазина Мвидео письменный отказ в выдаче оплаченного товара, на что мне тоже отказали, это законно?
Тут — закон не нарушен. Направьте — письменное требование (претензию). В этом случае, Продавец может и не отвечать, но, вместе с тем, законные требования потребитля — обязан исполнить, в указанный срок. В противном случае: подача иска в суд, взыскание как основного долга, так и законной неустойки, а так же судебного штрафа (50% от присужденных сумм) и денежной компенсации причиненного морального вреда (обычно, это 5 — 10 тысяч рублей). Госпошлиной такой иск — не обладается, если его подает Гражданский истец — потребитель товаров (услуг).
5. В итоге мы уехали из магазина домой, без телевизора, без денег и каких либо письменных объяснений.
Обидно, конечно, но, если будете судиться, то присужденная денежная компенсация, хоть как — то, но компенсирует потерянные: нервы и время.
Как уже сказал — у Вас есть основное право — требовать исполнить договор в установленные сроки, путем передачи заказанного Вами товара.
А при нарушении сроков его передачи, дополнительно и выплаты неустойки.
Это незаконно.
До Вас в силу ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязаны были довести информацию о продавце.
При этом наличие технического сбоя не может являться основанием для отказа в удовлетворении Ваших требований о передаче Вам товара.
Вот пример из практики удовлетворения требований к М-видео, где нах была возложена обязанность по передаче товара покупателю — https://sochi-adler--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=211561308&case_uid=b1d67c3a-b6c5-4e4e-b703-a31c915b70d1&delo_id=1540005
Вам ничто не мешает осуществлять запись допускаемых в отношении Вас нарушений. При этом поскольку продавцы в данном случае не являются основным объектом съемки, то получать согласие на видеосъемку от них Вы не обязаны по смыслу ст. 152.1 ГК РФ
Тут сам факт не передачи товара в определенные сроки уже подтверждает допущенное нарушение, поскольку со стороны продавца имеет место одностороннее изменение договора
Согласно ст. 310 ГК РФ
Действующее законодательство в области защиты прав потребителей не допускает возможности одностороннего отказа продавца от исполнения договора.
В силу этого, Покупатель при нарушении его права на передачу товара в установленный договором срок, в силу ст.ст. 463, 398, 308.3 ГК РФ вправе требовать исполнения обязанности передать товар.
В качестве примера удовлетворения требований потребителя в подобных ситуациях приведу
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.09.2019 по делу N 33-12535/2019
которым в подобной ситуации требования потребителя были удовлетворены
Поскольку как уже указал у продавца нет права на односторонний отказ от исполнения договора в силу закона, независимо от причины по котором они не могу его исполнить М-видео обязано произвести его исполнение.
В ином случае, при обращении покупателя в суд с требованием о понуждении к его исполнению продавец несет риск больших финансовых потерь, чем шанса добиться отказа в удовлетворении заявленных потребителем требований.
С М-видео дополнительно и обоснованно вами могут быть взыскана компенсация морального вреда, неустойка за нарушение сроков передачи товара потребителю, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы и иные расходы которые понес потребитель при обращении в суд.