Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли судебная практика по данному вопросу?
Постановление органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута для прохода и проезда является нормативным правовым актом или же ненормативным правовым актом? Есть ли судебная практика по данному вопросу?
Добрый день, Николай! Да, практики огромное количество. Для примера — Решение № 2-14396/2019 2-2308/2020 от 21 января 2020 г. по делу № 2-7215/2019
Здравствуйте, Николай.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено,
что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Также, в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
Публичный сервитут в отношении земельного участка устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Данный акт рассчитан на неоднократное применение, адресован неопределенному кругу лиц, является общеобязательным, то есть по своим юридическим свойствам, на наш взгляд, обладает нормативно-правовым характером.