Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

668 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
668 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Применение новой редакции Закона о рекламе

Нет ли противоречия в пункте 7 и пункте 8 ст 24 ФЗ "О рекламе"

Пункт 7 : Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации , а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Получается, пункт 7 де-факто и де-юре РАЗРЕШАЕТ рекламу медуслуг НЕ ТОЛЬКО на выставках, четко оговаривая требования к размещению в части наличия предупреждающих надписей, а пункт 8 (на который и ссылаются сотрудники ФАС) фактически запрещает рекламу. Термин "для использования которых требуется специальная подготовка" непонятно к чему относиться: то ли только к мед. изделиям, то ли и к услугам тоже. Не расшифровано что такое "специальная подготовка". Каковы будут возможные решения суда в случае спорной ситуации? То есть мы давали до 1 января рекламу медицинских услуг на ТВ, радио и проблем не было. Что, теперь с 1 января ВООБЩЕ реклама медуслуг под запретом? Тогда зачем пункт 7 ст 24? Для каких случае рекламы?

  • Ограничение рекламы мед.услуг с 1.01.2014.doc
  • официальный отзыв Правительства РФ.rtf
25 Декабря 2013, 18:54, вопрос №333855 Илья, г. Оренбург
1600 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (37)

  • Юрист - Харитонов Андрей
    Юрист, г. Ростов-на-Дону
    Общаться в чате

    Ст. 24, «Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ „О рекламе“ (постатейный) (Кайль А.Н.)

    3. На основании ч. 2 комментируемой статьи требования о том, что реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, не распространяются на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний. Как следовало из приведенного выше определения понятия «лекарственные средства», к данному виду средств относятся вещества, применяемые для профилактики, диагностики либо лечения болезни. Таким образом, данное положение относимо именно к тем лекарственным средствам, которые направлены на профилактику болезни.
    Однако, отдавая должное необходимости рекламы и пропаганды средств, применяемых для профилактики

    болезней, комментируемый Закон в то же время ограничивает возможности продвижения посредством рекламы наиболее
    важных с точки зрения профилактики серьезных заболеваний лекарственных средств — иммунобиологических препаратов и вакцин, т.к. они подпадают под действие ч. 8
    комментируемой статьи, запрещающей рекламу препаратов рецептурного  отпуска иначе чем для ограниченной целевой группы специалистов здравоохранения.

        Я думаю, к этому комментарию ничего добавлять не нужно. Вы рекламируете все препараты, кроме вышеуказанных.


    25 Декабря 2013, 19:01
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Пункт 8 говорит о месте возможного размещения рекламы лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. Все это возможно  ТОЛЬКО в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

    В иных местах данная реклама не может размещаться

    25 Декабря 2013, 19:07
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Какая "данная" реклама? Конкретный пример: реклама стоматологии может размещаться на ТВ или нет? дайте четкий ответ. Пока его нет

    25 Декабря 2013, 19:40
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Здравствуйте Илья!

    Пример из судебной практики:

     ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕот 22 мая 2012 г. N 15805/11
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Кирюшиной В.Г., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 по делу N А71-1684/2011-А31, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2011 по тому же делу.В заседании приняли участие представители: от заявителя — общества с ограниченной ответственностью „Стоматологический салон “Жемчуг» — Семин А.В.; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике — Мезрина Л.Н.Заслушав и обсудив доклад судьи Кирюшиной В.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.Общество с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее — антимонопольный орган) от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р (далее — решение от 27.12.2010) о нарушении части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ „О рекламе“ (далее — Закон о рекламе, Закон), о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р (далее — предписание от 27.12.2010) об устранении нарушения законодательства о рекламе и отмене постановления этого же органа от 24.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР (далее — постановление от 24.01.2011) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 17.10.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм права, а также на отсутствие единообразия в толковании и применении норм права.В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленные требования — удовлетворению по следующим основаниям.Из материалов дела усматривается, что 19.11.2010 в ходе проведения контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом установлено, что на конструкции, находящейся рядом с входной группой в стоматологический салон „Жемчуг“, расположенный по адресу: город Ижевск, улица Красногеройская, дом 85, общество разместило такую информацию: „Лечение зубов зубопротезирование ортодонтические услуги (исправление прикуса) лечение десен отбеливание зубов“.Данная информация признана антимонопольным органом рекламой. Поскольку указанная реклама стоматологических услуг не содержала предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, антимонопольный орган определением от 25.11.2010 возбудил производство по делу N СЮ04-03/2010-230Р в связи с наличием признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.Решением от 27.12.2010 антимонопольный орган признал упомянутую рекламу ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе. На основании данного решения обществу выдано предписание от 27.12.2010 о прекращении нарушения в пятидневный срок и составлен протокол от 17.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.Постановлением антимонопольного органа от 24.01.2011 общество привлечено к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.Не согласившись с названными решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными и отмене.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности антимонопольным органом факта распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствии оспариваемых решения и предписания требованиям действующего законодательства, а также о наличии состава административного правонарушения в действиях общества и отсутствии оснований для признания его малозначительным.Между тем судами не учтено следующее.Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона).Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе.На основании части 7 статьи 24 Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.Согласно отраслевым стандартам „Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении“, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга — это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 „О защите прав потребителей“ (далее — Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг как стоматологическое учреждение.Спорная информация размещена на конструкции у входа в стоматологический салон, рядом с вывесками о наименовании и режиме работы, и представляет собой перечисление услуг, относящихся к стоматологическим, в целях доведения до сведения потребителей информации о деятельности общества.При этом в рассматриваемой информации не указаны методы лечения, нет данных об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании названных услуг.Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.Следовательно, оснований для признания наличия в действиях общества нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе не имелось.При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    постановил:
    решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 по делу N А71-1684/2011-А31, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2011 по тому же делу отменить.Заявление общества с ограниченной ответственностью „Стоматологический салон “Жемчуг» удовлетворить.Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р признать незаконным и отменить.Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р признать недействительным и отменить.Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ к административной ответственности признать незаконным и отменить.
    ПредседательствующийА.А.ИВАНОВ

    25 Декабря 2013, 19:30
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Очень много текста, но нет ответа на вопрос! Идет речь О НОВОЙ ВЕРСИИ закона, которая вступает в силу только с 1 января 2014 году, поэтому приводить в качестве непонятного примера устаревшую судебную практику бессмысленно! ВОПРОС ПРОСТОЙ : возможна ли вообще реклама медуслуг с 1 января 2014 года! Просьба всех юристов еще раз внимательно прочитать ТЕКСТ моего вопроса!

    25 Декабря 2013, 19:42
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Еще судебная практика:

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОПРЕДЕЛЕНИЕот 12 июля 2013 г. N ВАС-5732/13
    О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Бабкина А.И. и Валявиной Е.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Эс Класс Клиник Пятигорск» (ул. Октябрьская, 44, г. Пятигорск; далее — общество) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2012 по делу N А63-12260/2012, Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по тому же делу по заявлению общества о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее — управление) по делу об административном правонарушении от 25.06.2012 N 361.Суд
    установил:
    решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2012, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 22.03.2013 решение суда первой инстанции от 15.11.2012 и Постановление суда апелляционной инстанции от 23.01.2013 оставил без изменения.Общество не согласно с принятыми судебными актами, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права, а также отсутствие единообразия в толковании и применении судами норм права.По мнению заявителя, спорная информация не является рекламой.Рассмотрев заявление общества и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Как установлено судами, в марте 2012 года управлением выявлен факт размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Пятигорск, проспект Калинина, 107, рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом, и методов лечения.Поскольку указанная реклама не содержала предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, определением управления от 23.04.2012 было возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого 14.06.2012 составлен протокол об административном правонарушении.25.06.2012 управлением вынесено постановление N 361 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа.Общество, не согласившись с постановлением управления, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — закон N 38-ФЗ) реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.Согласно части 7 статьи 24 закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.При таких обстоятельствах, суды, руководствуясь положениями статей 3, 5, 24 и 38 закона N 38-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы охраны здоровья граждан), статей 14.3 и 26.2 Кодекса об административных правонарушениях пришли к выводу о доказанности управлением факта распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствия постановления требованиям действующего законодательства, наличия состава административного правонарушения в действиях общества.Между тем, по мнению коллегии, судами не учтено, что в случае рекламы медицинских услуг, оказываемых медицинской организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с действующим законодательством, указанное предупреждение размещать не обязательно в силу следующего.В соответствии с положениями статьи 2 Основ охраны здоровья медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.Вместе с тем медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.При этом согласно статьи 20 Основ охраны здоровья граждан необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.По сути, гражданин (потребитель медицинской услуги) до медицинского вмешательства получает консультацию специалиста и информируется, в том числе о возможных противопоказаниях.Таким образом, требованием об обязательном сопровождении рекламы медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний и/или необходимости получения консультации специалистов, когда рекламодателем является медицинская организация, не будет достигнута цель, из которой исходил законодатель при установлении части 7 статьи 24 закона N 38-ФЗ, а именно — защита законного интереса потребителя при получении медицинских услуг.Указание в рекламе медицинских услуг на необходимость получения консультации специалиста не имеет смысла, поскольку медицинские услуги оказываются самим специалистом.Кроме того, перечисление в рекламе медицинских услуг областей клинической медицины для обозначения видов заболеваний, на лечении которых специализируется медицинская организация, само по себе не влечет для потенциальных пациентов никаких рисков и не представляет собой опасности для общества.Следовательно, сопровождение рекламы медицинских услуг, оказываемых медицинской организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с действующим законодательством, предупреждением о наличии противопоказаний и/или необходимости получения консультации специалистов не требуется.В связи с чем оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности является незаконным.При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
    определил:
    1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А63-12260/2012 Арбитражного суда Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора решения от 15.11.2012, Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по тому же делу.2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление общества с ограниченной ответственностью «Эс Класс Клиник Пятигорск» в срок до 15 сентября 2013 г.
    Председательствующий судья С.В.САРБАШ
    Судьи А.И.БАБКИН Е.Ю.ВАЛЯВИНА
     Таким образом, можно сделать вывод, что судебная практика по данному вопросу еще не сложилась. Суды не относят рекламу к ненадлежащей если производится реклама медицинских услуг осуществляемых квалифицированными специалистами и дополнительных разъяснений по поводу оказания таких услуг не требуется.

    25 Декабря 2013, 19:42
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Это не ответ на мой вопрос. Вдумчиво читаем еще раз мой вопрос

    25 Декабря 2013, 19:44
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Очень много текста, но нет ответа на вопрос! Идет речь О НОВОЙ ВЕРСИИ закона, которая вступает в силу только с 1 января 2014 году, поэтому приводить в качестве непонятного примера устаревшую судебную практику бессмысленно! ВОПРОС ПРОСТОЙ: возможна ли вообще реклама медуслуг с 1 января 2014 года! Просьба всех юристов еще раз внимательно прочитать ТЕКСТ моего вопроса!

    Изменения внесенные новым законом 25.11.2013 N 317-ФЗ:

    г) в части 7 слова «в том числе методов лечения» заменить словами «в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»;

    д) в части 8 слова «методов лечения» заменить словами «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»;

    Т.е. изменения внесены минимальные в отношении терминологии применяемой в данных статьях. Не понятно почему Вы решили, что теперь реклама медуслуг невозможна?

    Вы пишите в своем первом вопросе: «а пункт 8 (на который и ссылаются сотрудники ФАС) фактически запрещает рекламу.»

    Сотрудники ФАС не могут запрещать рекламу по закону не вступившему в силу.

    Выше я привел судебную практику, где санкции ФАС были отменены. Такая практика будет и при новой редакции закона. Не вижу причин по которым реклама медицинских услуг не может осуществляться.

    25 Декабря 2013, 20:07
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Речь идет о другом! Сотрудники ФАС предупредили рекламораспространителей о недопустимости рекламы медицинских услуг после 1 января 2014 года, в результате рекламораспространители сняли уже оплаченную рекламу, мотивируя это тем, что ролики не отвечают новым требованиям, предъявляемой к рекламе с 1 января 2014 года! Вопрос остается тот же: после 1 января 2014 года реклама медуслуг (любых) вообще запрещена в РФ? И как тогда быть с пунктом 7 ст. 24 Закона о рекламе, который выдвигает требования к размещению рекламы, в виде наличия предупреждающих надписей, если пункт 8 ст. 24 фактически запрещает рекламу?

    25 Декабря 2013, 20:16

    Уточнение клиента

    Вот какое заключение дал телеканал, см. вложенный файл. Насколько оно правомерно? И как быть со вторым файлом, с заключением Правительства РФ по поводу целесообразности запрета рекламы медуслуг? И как быть с пунктом 7 ст 24 Закона о рекламе, который говорит о предупреждающих надписях? Это для какой рекламы и где, коль она запрещена?

    • Ограничение рекламы мед.услуг с 1.01.2014.doc
    • официальный отзыв Правительства РФ.rtf
    25 Декабря 2013, 20:22
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Речь идет о другом! Сотрудники ФАС предупредили рекламораспространителей о недопустимости рекламы медицинских услуг после 1 января 2014 года, в результате рекламораспространители сняли уже оплаченную рекламу, мотивируя это тем, что ролики не отвечают новым требованиям, предъявляемой к рекламе с 1 января 2014 года! Вопрос остается тот же: после 1 января 2014 года реклама медуслуг (любых) вообще запрещена в РФ? И как тогда быть с пунктом 7 ст. 24 Закона о рекламе, который выдвигает требования к размещению рекламы, в виде наличия предупреждающих надписей, если пункт 8 ст. 24 фактически запрещает рекламу?

    Уважаемый Илья!

    Я вам привел изменения в закон вступающие в силу с 1 января 2014 года. Это:

    г) в части 7 слова «в том числе методов лечения» заменить словами «в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»;

    д) в части 8 слова «методов лечения» заменить словами «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»;

    Т.е изменения касаются понятий и расширения сферы на диагностику, лечение и реабилитацию. Все остальное остается прежним. Т.е. на мой взгляд запрета на рекламу медицинских услуг нет.

    Что касается предупреждения сотрудников ФАС, то я его не видел. На что они ссылаются? Если закон рекламу медицинских услуг не запрещает?


    25 Декабря 2013, 20:24
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Какая «данная» реклама? Конкретный пример: реклама стоматологии может размещаться на ТВ или нет? дайте четкий ответ. Пока его нет

    Извините, сначала не совсем понял смысл вопроса. да, действительно, если трактовать дословно, то п. 7 разрешает, п. 8 запрещает рекламу медуслуг иначе как среди спецсубъектов и в специальных местах.

    Исходя из этого, данная коллизия должна решаться с учетом словосочетания "… для использования которых требуется специальная подготовка". То есть это словосочетание должно относится к медуслугам. Именно такие услуги можно рекламировать только среди специалистов.

    В соответствии с 

    ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
    Russian Classification of Services Provided to People
    ОК 002-93

    медицинские услуги включают в себя, как например

               Дежурство медицинского персонала у постели больного
               Услуги консультаций «Брак и семья»

    которые очевидно не требуют специальной подготовки.

    Все остальные услуги рекламировать будет запрещено

    25 Декабря 2013, 20:26
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Но это же беспредел! И зачем тогда пункт 7 ст. 24 Закона о рекламе? Вам не кажется это странным? Вопрос такой: в случае распространения какого вида рекламы и где нужно ставить предупреждающие надписи, в соответствии с пунктом 7 ??

    25 Декабря 2013, 20:30

    Уточнение клиента

    А чем отличается "специальная" подготовка от "профессиональной"! Я просто уверен, что законодатель имел ввиду совершенно другое, и стремления запрещать рекламу медуслуг ВСЕХ не было! Просто плохо расшифровано. Посмотрите в прошлом уточнении я скинул файл "Официальный отзыв Правительства РФ", почитайте!

    25 Декабря 2013, 20:32
  • Юрист - Феофанов Олег

    А чем отличается «специальная» подготовка от «профессиональной»! Я просто уверен, что законодатель имел ввиду совершенно другое, и стремления запрещать рекламу медуслуг ВСЕХ не было! Просто плохо расшифровано. Посмотрите в прошлом уточнении я скинул файл «Официальный отзыв Правительства РФ», почитайте!

    Почитал. дело в том, что ГД ФС РФ не связано заключением Правительства

    25 Декабря 2013, 20:41
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Из отзыва Правительства на проект закона № 2.12-17/518
    от 6 июня 2012 г :

    Статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены требования
    к рекламе лекарственных средств, методов лечения, изделий медицинского
    назначения, а также медицинской техники и медицинских услуг. В частности, реклама
    лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей,
    лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях
    наркотические средства или психотропные вещества, методов лечения, а также
    изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования
    которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения
    медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных
    подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических
    работников специализированных печатных изданиях. 

    Илья, это отзыв на проект закона который уже давно действует. 

    Новым законом внесены изменения незначительные. Я их приводил выше.

    Заключение телеканала — это его частное мнение. Я считаю его перестраховкой по принципу «как бы чего не вышло». Никаких оснований для осуществления «драконовских мер» по новому закону в отношении рекламы я не вижу. Осуществляться она будет как и прежде. Ни каких запретов по п. 8 нет.

    25 Декабря 2013, 20:41
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Нет, Вы не правы. Это отзыв на Законопроект, который так и не стал Законом! Копирую тут: " На № 2.12-17/518 от 6 июня 2012 г.

    ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

    на проект федерального закона № 67516-6 "О внесении изменения

    в статью 24 Федерального закона "О рекламе", внесенный депутатами Государственной Думы И.В.Лебедевым и Я.Е.Ниловым

    В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

    Законопроектом предлагается изложить статью 24 Федерального закона "О рекламе" в новой редакции, установив запрет на рекламу лекарственных средств, медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности и уточнив требования к рекламе медицинской техники, изделий медицинского назначения, а также медицинских услуг и методов лечения.

    Статьей 24 Федерального закона "О рекламе" установлены требования к рекламе лекарственных средств, методов лечения, изделий медицинского назначения, а также медицинской техники и медицинских услуг. В частности, реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

    При этом согласно статье 7 Федерального закона "О рекламе" запрещена реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

    В настоящее время производство и реализация лекарственных средств, а также оказание медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не запрещены, следовательно, запрет распространения рекламы данных видов товаров ограничит права лиц, занимающихся производством и реализацией лекарственных средств, а также оказывающих услуги по искусственному прерыванию беременности.

    Кроме того, запрет на рекламу таких товаров и услуг ограничит права потребителей на получение информации о представленных на рынке товарах и услугах, а также может способствовать развитию скрытых форм и методов распространения рекламы под видом иных товаров и услуг, не запрещенных к рекламированию.

    Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

    Заместитель Председателя

    Правительства Российской Федерации -

    Руководитель Аппарата Правительства

    Российской Федерации В.Сурков

    25 Декабря 2013, 21:20
  • Юрист - Феофанов Олег

    Ни каких запретов по п. 8 нет.

    А по моему есть. реклама медуслуг для которых нужна спецподготовка запрещена в общем доступе (назовем это так)

    25 Декабря 2013, 20:46
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    А что значит медуслуга, для которой нужна спецподготовка?? Для любой медуслуги нужно закончить как минимум мединститут, и пройти интернатуру, то есть "спецподготовку"! Где все это разъяснено? А если нигде, могу ли я сказать на суде (в плохом случае), что для оказания моей , скажем, стоматологической услуги никакой спецподготовки не нужно, только обычной профессиональной. В Законе-то нет уточнения, могу ли я это использовать в свою пользу?

    25 Декабря 2013, 20:52

    Уточнение клиента

    То есть нет расшифровки определения специальной подготовки. Есть профессиональная подготовка врачей, а вот спецподготовка только в ФСБ бывает. Сразу чувствуется, кто все законы рисует в РФ....

    То есть могу я сказать, что услуги, оказываемые в обычной стоматологии (даже без ренгтена, скажем) не трубуют "Специальной" подготовки, а только профессиональную. Поэтому мы старательно выполнили пункт 7 ст 24, но вот п. 8 как бы не про нас?

    25 Декабря 2013, 20:56
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    А по моему есть. реклама медуслуг для которых нужна спецподготовка запрещена в общем доступе (назовем это так)

    А по моему нет.

     медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; (формулировка из Закона «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

    метод лечения — формулировки нет.

     лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни; (формулировка из Закона «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

    Т.е изменения коснулись расширения запрета, т.к. лечение — одна из  частей медицинской услуги. В остальном же все по старому.

    25 Декабря 2013, 20:55
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Ну так их реклама по сути теперь и запрещена

    25 Декабря 2013, 20:57
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Стоп! Кажется, дошли до истины! Но пункт "реклама медуслуг, для которых нужна спецподготовка запрещена " в общем доступе" БЫЛ И РАНЕЕ! НО РЕКЛАМА-ТО ШЛА ВСЯ МЕДИЦИНСКАЯ! А теперь просто вместо слова "медуслуг" законодатель ввел более подробное понятие, включающее и лечение, и профилактику и реабитилацию! НО, по-ходу, без суда тут не разберешься! Ибо юристы в ФАС порой упертые, и не всегда квалифицированные....

    25 Декабря 2013, 21:01

    Уточнение клиента

    Я точно знаю, что у нас в Оренбурге юристы в ФАС сидят нормальные, грамотные, компетентные. НО! Мы планировали выходить на рекламу в Москве (есть филиал), а вот там, по слухам, царит хаос ....Или я не прав?

    26 Декабря 2013, 08:34
  • Юрист - Феофанов Олег

    То есть нет расшифровки определения специальной подготовки. Есть профессиональная подготовка врачей, а вот спецподготовка только в ФСБ бывает. Сразу чувствуется, кто все законы рисует в РФ…

    Именно так. Мне к сожалению тоже не известно что такое специальная медицинская  подготовка в данном контексте. Это скорее вопрос не к юристу, а к медику

    25 Декабря 2013, 20:59
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

     в общем доступе" БЫЛ И РАНЕЕ!

    да не было его

    25 Декабря 2013, 21:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    пункт 8:

    Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

    То есть, по вашему, для использования медицинских услуг требуется специальная подготовка?

    25 Декабря 2013, 21:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    1) Этот пункт был и ранее. Он есть сейчас. Смотрим пункт 8 ст. 24 по состоянию на сегодня: "8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов лечения, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. " ПРИ ЭТОМ ИДЕТ РЕКЛАМА В ЭФИРЕ ВСЕХ МЕД УСЛУГ И ТАК ДАЛЕЕ!

    2) Что изменилось в этом пункте с 1 января? Читаем пункт в редакции Закона, которая будет действовать с 1 января: "Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации , а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях" ПРОСТО ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ БОЛЕЕ ПОЛНО ОТРАЖЕНЫ, РАСШИФРОВАНЫ! И ВСЕ! НО РАЗВЕ ЭТО ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ЗАПРЕТ НА ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ??????

    25 Декабря 2013, 21:11
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Еще раз повторяю, формулировка «медицинских услуг для использования которых требуется специальная подготовка» является полной несуразицей!

    Требование о спецподготовке относится только к изделиям медицинского назначения и медицинской техники.

    Я думаю, что законодатель некорректно сформулировал пункт 7 и 8 в отношении медицинских услуг, поэтому рекламу в отношении медицинских услуг можно осуществлять до внесения поправок, пока они не прояснят, что имели в виду.

    25 Декабря 2013, 21:19
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Вот, в принципе, я тоже так считаю! Вот только ФАС не оштрафует? Удастся отбиться на суде, если что, как думаете? Это же полный беспредел!

    25 Декабря 2013, 21:23
  • Юрист - Феофанов Олег

    То есть, по вашему, для использования медицинских услуг требуется специальная подготовка?

    Иначе 7 и 8 в противоречии

    25 Декабря 2013, 21:23
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    услуг можно осуществлять до внесения поправок, пока они не прояснят, что имели в виду.

    И получать штрафы и предписания?

    25 Декабря 2013, 21:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    А почему по причине некорректной работы законодателей должен страдать и так, загнанный в угол, малый бизнес?? И разве в суде не удастся все эти противоречия обратить в свою пользу??

    25 Декабря 2013, 21:27
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Иначе 7 и 8 в противоречии

    Да в противоречии. Я думаю ошибка депутатов. Не понятно, что они хотели изложить. Пусть сами и разбираются, напринимают не понятно чего, а нам потом в судах расхлебывать.

    25 Декабря 2013, 21:27
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    И получать штрафы и предписания?

    придется судится.

    25 Декабря 2013, 21:28
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Да, это я уже понял. А в судебном процесса как трактуются подобные двусмысленности? В пользу фирму, или в пользу государства? На сей счет есть какая-то норма Права или Закона? Или может просто собрать всех пострадавших предпринимателей и перекрыть центр города? :))))

    25 Декабря 2013, 21:29
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    А почему по причине некорректной работы законодателей должен страдать и так, загнанный в угол, малый бизнес?? И разве в суде не удастся все эти противоречия обратить в свою пользу??

    Я именно так и думаю. Ошибки законодателей в пользу людей!

    25 Декабря 2013, 21:29
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    И разве в суде не удастся все эти противоречия обратить в свою пользу??

    Надо пробовать и если нет получится — идти до КС

    25 Декабря 2013, 21:29
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Или может просто собрать всех пострадавших предпринимателей и перекрыть центр города? :)))) Похоже, на нашу Власть именно эти методы лучше действуют, чем юридически правильные меры :(((

    25 Декабря 2013, 21:31
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Да, это я уже понял. А в судебном процесса как трактуются подобные двусмысленности? В пользу фирму, или в пользу государства? На сей счет есть какая-то норма Права или Закона?

    Нет норм права, как суд решит, тут у них полная свобода. Но каждый судья боится, что его решение отменит вышестоящая инстанция. Если будут массовые суды, то не смогут применять в пользу ФАС.

    25 Декабря 2013, 21:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Значит, соберу всех пострадавших! Понимаете, товарищи, ПОЛНОСТЬЮ ЗАПРЕЩАЮТ РЕКЛАМУ ВСЕХ МЕДУСЛУГ, АПТЕК! Как выжить в условиях конкуренции без рекламы??? Они просто, сволочи, башкой своей не думают. Страны на дыбы поднимают собственными руками. Начиная с Олимпиады, заканчивая ЖКХ и идиотскими Законами!

    25 Декабря 2013, 21:33
  • Юрист - Бахарчиев Руслан
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Владивосток
    Общаться в чате

    Илья, здравствуйте!

    Говоря о специальной подготовке, речь идет об организации обучения деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.
    Никакого противоречия нет. 
     

    25 Декабря 2013, 21:33
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Руслан, Вы спасение!!! НО где об этом сказано в ЗАКОНЕ???? Мы не применяем эти вещества!!!! Руслан, где же об этом написано в Законе конкретно????

    25 Декабря 2013, 21:34

    Уточнение клиента

    Ау, Руслан! Куда же Вы пропали? :((((

    25 Декабря 2013, 21:40
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Или может просто собрать всех пострадавших предпринимателей и перекрыть центр города? :)))) Похоже, на нашу Власть именно эти методы лучше действуют, чем юридически правильные меры :(((

    Не надо, а то в кутузке все окажетесь! Надо правовым путем. Можно кстати в Госдуму написать. Коллективное письмо. Но тогда, они могут быстро запрет ввести, а так есть шанс делать рекламу какое то время.

    25 Декабря 2013, 21:35
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Бахарчиев Руслан
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Владивосток
    Общаться в чате

    Илья, это именно так.

    25 Декабря 2013, 21:44
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Вы мне потом все объясните тут? Это важно , и не только для меня

    25 Декабря 2013, 21:46
  • Юрист - Феофанов Олег

    Руслан, где же об этом написано в Законе конкретно????

    Мне тоже интересно

    25 Декабря 2013, 21:46
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Илья, это именно так.

    Ссылку будьте добры.

    25 Декабря 2013, 21:47
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович

    Здравствуйте, уважаемый Илья!

    Я тоже постоянно удивляюсь, когда слышу по радио в рекламе какого-нибудь медицинского учреждения: «Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом». Ну, какие, думаю я, могут быть противопоказания в отношении, например, ЦКБ?! А теперь прочитал акты ВАС, которые любезно разместил коллега, и понял: рекламораспространитель таким образом перестраховывается.

    С другой стороны, когда я слышу в рекламе: «Наш золотой корень мандрагоры сделан из полностью натуральных компонентов, не оказывает никаких побочных воздействий и не имеет по сути никаких противопоказаний,» то я воспринимаю это как: «Наш чудо-препарат — по сути БАД, а не лекарство, и хотя он не оказывает никакого побочного воздействия, прямого воздействия он тоже не оказывает, фактически мы продаём вам плацебо».

    По существу, я полагаю, мысль законодателя была направлена на то, чтобы запретить рекламу лекарств, отпускаемых по рецепту (есть ведь также широчайший спектр лекарств, отпускаемых без рецепта, не говоря уже о биологически активных добавках). Специальная подготовка здесь, я полагаю, синоним профессиональной медицинской подготовки.  

    25 Декабря 2013, 23:41
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Здравствуйте! Нет, не так. 1) Мой вопрос не на счет рекламы лекарств 2) Про обычные медицинские услуги речь идет в п.7 ст. 24 Закона о рекламе, п.8 об услугах, так или иначе связанных с применением сильнодействующих веществ. Но в Законе это не оговорено, а оговорено в различных инстуркциях и пояснениях, ссылку на которые мне завтра обещали скинуть. Если Вы вникните в суть вопроса, то поймете, что пункт 7 и пункт 8 ст. 24 Закона о рекламе противоречат друг другу. Это мы и обсуждаем.

    25 Декабря 2013, 23:51
  • Юрист - Бахарчиев Руслан
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Владивосток
    Общаться в чате

    С чего Вы взяли, что пункт 7 и 8 противоречат друг другу???

    В 7-м пункте говориться о том как должна выглядеть реклама по телеку и радио и что должно быть указано и о том, что на мероприятиях где «тусуются» врачи не нужно так предупреждать.

    В 8-м же говорится вообще о другой категории лекарственных средств, а именно о наркотических средствах и психотропных веществах. О том, что их рекламировать нельзя, кроме как опять же на «тусовках» медицинских работников.

    Они не противоречат друг другу.

    26 Декабря 2013, 00:17
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович

    В ходе развернувшейся дискуссии Вы, Илья, задали и сугубо юридический вопрос: обязаны ли суды толковать противоречия в законах в пользу государства либо в пользу граждан (бизнеса).

    Напомню, что это гражданский процесс, основанный на принципах равенства сторон.

    АПК РФ Статья 8. Равноправие сторон

    1.Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

    2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

    3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

    Следовательно, арбитражный суд предъявит к участникам процесса требования статьи 65 АПК РФ:
    Статья 65. Обязанность доказывания1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. 

    Но при этом судья волен оценивать все приводимые ему доказательства по своему усмотрению.

    Статья 71. Оценка доказательств 

    1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
    2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
    3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
    4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. 

    5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

    6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств. 
    7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

    Иными словами, Вы не будете обязаны доказывать, что действия ФАС незаконны, наоборот — представитель ФАС будет обязан доказать суду, что его действия законны. А там уж насколько доводы ФАС покажутся убедительными судье.

    Разумеется, если Ваш случай в точности тот же, что и у ваших соседей — ижевских стоматологов, чью жалобу рассматривал недавно Президиум ВАС, то Вы должны выиграть дело в суде. Ведь в этой части закон 1 января ничуть не изменится.

    Кроме того, арбитражные суды обязаны, обнаружив возможные противоречия применяемых нормативных правовых актов с Конституцией РФ, приостанавливать рассмотрение дела и обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности нормы.

    АПК РФ Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел 
    3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

    Здесь же навскидку есть основания предполагать наличие противоречия статье 34 Конституции РФ:

    Статья 34 

    1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 

    На что, кстати, косвенно и намекало правительство в своём заключении на законопроект. 

    26 Декабря 2013, 01:31
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Бахарчиев Руслан
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Владивосток
    Общаться в чате

    Моё обоснование такого. Построено на нормативно — правовых актах регулирующих оборот НС и ПВ:

    Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от
    16.12.2013) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных
    веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

    Постановление Правительства РФ
    от 06.08.1998 N 892 (ред. от 08.12.2011) «Об утверждении Правил допуска
    лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к
    деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и
    психотропных веществ»



    Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013)
    «О наркотических средствах и психотропных веществах»



    Так как вы не осуществляете рекламу лекарственных средств,
    входящих в Перечень НС и ПВ, для использования которых требуется специальная
    подготовка, предусмотренная Правилами допуска лиц к работе с НС и ПВ, в
    соответствии с требования ФЗ «О наркотических средствах и психотропных
    вещества», то ваша реклама не подпадает под квалификацию ч.8, ст. 24 ФЗ
    «О рекламе»



    В подтверждение слов о том, что
    «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» это речь именно о наркотических веществах, привожу также
    выдержку:



    «д) наличие в штате соискателя
    лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических
    средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, и
    прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее
    профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное
    образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических
    средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и
    характеру выполняемых работ»



    из Постановления от 22 декабря 2011 г. n
    1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств,
    психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» 


     

    26 Декабря 2013, 02:29
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Все равно считаю, что п. 8 сформулирован не четко и не дает однозначной трактовки того, что хотел выразить законодатель. В связи с чем при применении данного закона будут происходить споры. Возможно применение этой нормы отрегулирует судебная практика. Но по хорошему, должны все таки внести изменения, что бы выразить законодательный смысл более четко. А на данный момент, закон похож на какой то ребус. Ни отсылок к другим законам, не каких объяснений, как хочешь так и понимай.

    26 Декабря 2013, 10:50
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Но как правильно заметил Руслан, термин "специальная подготовка" фигирирует ТОЛЬКО в этом документе, и совершенно очевидно, что законодатель это и имел ввиду. Ну, если нужно - дойдем и до Конституционного суда. Только это НЕ нормально, когда ФАС ПОДАВЛЯЕТ малый и средний бизнес, трактуя возможную НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ не в пользу малого бизнеса. У государевых людей должно быть государственное мышление, а не просто слепое следование непонятной закорючки в законе, не обращая внимание на явную нестыковку. Уверен, что наш Оренбургский ФАС так и поступит, защищая именно малый и средний бизнес в этой ситуации.По-крайней мере, его именно антимопонольный сектор с успехом это делал в нашем регионе до последнего времени. Посмотрим...Я написал письмо Путину, собираем подписи.

    26 Декабря 2013, 14:01
  • Юрист - Винокуров Вячеслав

    Совершенно с Вами согласен! Законодатель должен выражать смысл вложенный в закон совершенно четко. Иначе — это дискредитирует государственную власть. Думаю также, что Суды сумеют разобраться, что имел в виду законодатель. На данный момент очевидно, что он хотел ограничить рекламу отдельных видов медицинских услуг. Только каких, не совсем понятно. Скорее всего действительно связанных с применением наркотических и психотропных веществ.

    26 Декабря 2013, 14:12
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна

    .Здравствуйте Илья!

    В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 24 закона о рекламе в новой редакции.

    -Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в
    том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
    реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о
    наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости
    ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации
    специалистов. 

    -Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках,
    отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том
    числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а
    также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная
    подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или
    фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и
    в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных
    печатных изданиях.



    То есть,  ч. 7  обязывает   сопровождать рекламу указанных  услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.., п. 8  указывает на ограничения мест рекламы  ВСЕХ медицинских услуг,  а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. 

    В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку  мед. услуги предоставляется, а не используются. 



     Данный вывод делают многие комментаторы закона, например Известный юрист Карташов Н.Н. –   комментирует  п.8 :

    Реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:

    медицинские или фармацевтические выставки;

    семинары, конференции и иные подобные мероприятия;

    специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.

    Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

    .

    То есть, в новой редакции реклама ВСЕХ мед. услуги   по ТВ не допускается.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕм
    Пленума Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации
    Москва№588 октября 2012 г.

    О некоторых вопросах практики
    применения арбитражными судами разъяснено сл. :
    Федерального закона «О рекламе»

    Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

    Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

    Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».

    Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

    В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

    То есть,  правила п. 7  и п. 8 не распространяются только на Медицинскую деятельность

    Согласно ст.2Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность»закона

    4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
    5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
    10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

    То есть, законодатель четко разграничивает понятие мед. услуги и мед. деят.

     Поскольку Стоматологические услуги   представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то они относятся к мед. услугам. 

    Следовательно стомат услуги не могут рекламироваться на ТВ

    Таким  образом, п. 7 и п. 8 взаимодополняют друг друга и устанавливают порядок  размещения рекламы мед услуг ( места, противопоказ и т.д.).

     Положения данного закона направлены на защиту потребителей от недобросовестных продавцов услуг, в следствии чего пострадает и порядочный бизнес.

    Поэтому Вам следует найти новый способ рекламы своих услуг, например реклама мини -выставки Ваших стомат. услуг ( реклама выставки не запрещена).

    Смогу проконсультировать по возможности  законно рекламировать стомат. услуги после 1 января 2014 г. в чате.

     

    С уважением Ф. Тамара

    27 Декабря 2013, 16:21
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Здравствуйте! Не согласен по мелкому, но важнейшему моменту: Вы пишите "В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку мед. услуги предоставляется, а не используются. "

    Мед. услуги предоставляются, а потребителями используются. В пункте 8 , и как Вы пишите, это совершенно очевидно из стилистики этого Закона, а также других Законов и подзаконных Актов , самой политики государства в этой сфере, говорится явно не о совсем обычным медуслугах (меддеятельности). Ибо в отношении "стандартных" услуг, не требующих ни от кого никакой "специальной подготовки" действует пункт 7. Где четко регламентируются особенности рекламирования этих услуг. Далее, если мы посмотрим на термин "специальная подготовка", то найдем только один документ (Минздрава), в котором фигурирует данное сочетание слов. И этот документ тут приведен Русланом.

    Безусловно, тут нужны доп. разъяснения законодателя. Ситуация, в которой всему малому бизнесу придется пересматривать свои рекламные кампании, когда нельзя рекламировать свои услуги, как раз , в основном, ударит по нормальным фирмам. Государство не может быть НЕ заинтересовано в малом бизнесе. Просто в Законе не расшифрован термин "специальная подготовка" и существуют определенные противоречия между п.7 и п.8 ст 24. Это видно всем, попытка некоторых юристов доказать, что дважды два равно пять, через жуткое усложнение вопроса, не делает этот момент менее очевидным.

    И ФАС подтверждает мою правоту: http://orenburg.fas.gov.ru/news/8493 Нет ни слова о запрете на рекламу всех медуслуг. Я попросил бы всех отвечающих быть более ответственными в комментариях, вопрос важный.

    27 Декабря 2013, 17:20
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович

    Уважаемый Илья, я долго размышлял над Вашими вопросами и вот что надумал. Очевидно, что в настоящее время специальная медицинская подготовка (наряду с общей) требуется только для обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами. Однако завтра может возникнуть также необходимость в специальной подготовке и для чего-либо ещё другого. Поэтому законодатель, я полагаю, заранее «забил место».

    27 Декабря 2013, 17:54
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    И Вы, таки, Лев правы. И именно к этому же решению пришел и я. Удивляет непонятное усложнение некоторых юристов, в попытке доказать, что дважды два равно ..пять. Ну, либо это юристы телеканалов, которые подняли панику и запретили, например, СТС медиа, вообще давать рекламу медуслуг! Пострадало море ресейлеров, нашу рекламу, предварительно взяв еще аж 9 декабря 2013 года 100% предоплату снял ООО "Видеоприор" (ресейлер в т.ч и СТС)., незаконно расторгнув договор в одностороннем порядке. Другого объяснения некоторым странным ответам тут у меня нет!

    27 Декабря 2013, 17:59
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна

     Устные разъяснения о том, что «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий были даны сотрудниками минздрава.

    Поэтому Вам следует обратиться письменно за получением разъяснений положений закона в Минздрав и Правительство РФ.

     При наличии оснований Вы сможете признать договор действующим и потребовать компенсации.

    С ув.Ф.  Тамара

    28 Декабря 2013, 12:45
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Добрый день! Именно этим мы и занимаемся. Еще раз повторяю - пункт 8 ст.24 действовал и ранее. Произошло просто расширение понятий, мы тут уже об этом говорили. Специальная подготовка нужна только для работы с веществами, входящими в списки ПККН. Я соглашусь с Вами в том, что с точки зрения русского языка пункт сформулирован довольно безграмотно, и хорошо демонстрирует уровень качества российского законотворчества. Мрак!

    28 Декабря 2013, 12:56
stats