8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1600 ₽
Вопрос решен

Применение новой редакции Закона о рекламе

Нет ли противоречия в пункте 7 и пункте 8 ст 24 ФЗ "О рекламе"

Пункт 7 : Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации , а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Получается, пункт 7 де-факто и де-юре РАЗРЕШАЕТ рекламу медуслуг НЕ ТОЛЬКО на выставках, четко оговаривая требования к размещению в части наличия предупреждающих надписей, а пункт 8 (на который и ссылаются сотрудники ФАС) фактически запрещает рекламу. Термин "для использования которых требуется специальная подготовка" непонятно к чему относиться: то ли только к мед. изделиям, то ли и к услугам тоже. Не расшифровано что такое "специальная подготовка". Каковы будут возможные решения суда в случае спорной ситуации? То есть мы давали до 1 января рекламу медицинских услуг на ТВ, радио и проблем не было. Что, теперь с 1 января ВООБЩЕ реклама медуслуг под запретом? Тогда зачем пункт 7 ст 24? Для каких случае рекламы?

Показать полностью
  • Ограничение рекламы мед.услуг с 1.01.2014
    .doc
  • официальный отзыв Правительства РФ
    .rtf
, Илья, г. Оренбург
Андрей Харитонов
Андрей Харитонов
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Ст. 24, «Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ „О рекламе“ (постатейный) (Кайль А.Н.)

3. На основании ч. 2 комментируемой статьи требования о том, что реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, не распространяются на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний. Как следовало из приведенного выше определения понятия «лекарственные средства», к данному виду средств относятся вещества, применяемые для профилактики, диагностики либо лечения болезни. Таким образом, данное положение относимо именно к тем лекарственным средствам, которые направлены на профилактику болезни.
Однако, отдавая должное необходимости рекламы и пропаганды средств, применяемых для профилактики

болезней, комментируемый Закон в то же время ограничивает возможности продвижения посредством рекламы наиболее
важных с точки зрения профилактики серьезных заболеваний лекарственных средств — иммунобиологических препаратов и вакцин, т.к. они подпадают под действие ч. 8
комментируемой статьи, запрещающей рекламу препаратов рецептурного  отпуска иначе чем для ограниченной целевой группы специалистов здравоохранения.

    Я думаю, к этому комментарию ничего добавлять не нужно. Вы рекламируете все препараты, кроме вышеуказанных.


1
0
1
0
Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.7
Эксперт

Пункт 8 говорит о месте возможного размещения рекламы лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. Все это возможно  ТОЛЬКО в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В иных местах данная реклама не может размещаться

0
0
0
0
Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Какая "данная" реклама? Конкретный пример: реклама стоматологии может размещаться на ТВ или нет? дайте четкий ответ. Пока его нет

Какая «данная» реклама? Конкретный пример: реклама стоматологии может размещаться на ТВ или нет? дайте четкий ответ. Пока его нет

Извините, сначала не совсем понял смысл вопроса. да, действительно, если трактовать дословно, то п. 7 разрешает, п. 8 запрещает рекламу медуслуг иначе как среди спецсубъектов и в специальных местах.

Исходя из этого, данная коллизия должна решаться с учетом словосочетания "… для использования которых требуется специальная подготовка". То есть это словосочетание должно относится к медуслугам. Именно такие услуги можно рекламировать только среди специалистов.

В соответствии с 

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Russian Classification of Services Provided to People
ОК 002-93

медицинские услуги включают в себя, как например

           Дежурство медицинского персонала у постели больного
           Услуги консультаций «Брак и семья»

которые очевидно не требуют специальной подготовки.

Все остальные услуги рекламировать будет запрещено

0
0
0
0
Вячеслав Винокуров
Вячеслав Винокуров
Юрист, г. Москва
Эксперт

Здравствуйте Илья!

Пример из судебной практики:

 ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 22 мая 2012 г. N 15805/11
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Кирюшиной В.Г., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 по делу N А71-1684/2011-А31, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2011 по тому же делу.В заседании приняли участие представители: от заявителя — общества с ограниченной ответственностью „Стоматологический салон “Жемчуг» — Семин А.В.; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике — Мезрина Л.Н.Заслушав и обсудив доклад судьи Кирюшиной В.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.Общество с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее — антимонопольный орган) от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р (далее — решение от 27.12.2010) о нарушении части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ „О рекламе“ (далее — Закон о рекламе, Закон), о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р (далее — предписание от 27.12.2010) об устранении нарушения законодательства о рекламе и отмене постановления этого же органа от 24.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР (далее — постановление от 24.01.2011) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 17.10.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм права, а также на отсутствие единообразия в толковании и применении норм права.В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленные требования — удовлетворению по следующим основаниям.Из материалов дела усматривается, что 19.11.2010 в ходе проведения контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом установлено, что на конструкции, находящейся рядом с входной группой в стоматологический салон „Жемчуг“, расположенный по адресу: город Ижевск, улица Красногеройская, дом 85, общество разместило такую информацию: „Лечение зубов зубопротезирование ортодонтические услуги (исправление прикуса) лечение десен отбеливание зубов“.Данная информация признана антимонопольным органом рекламой. Поскольку указанная реклама стоматологических услуг не содержала предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, антимонопольный орган определением от 25.11.2010 возбудил производство по делу N СЮ04-03/2010-230Р в связи с наличием признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.Решением от 27.12.2010 антимонопольный орган признал упомянутую рекламу ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе. На основании данного решения обществу выдано предписание от 27.12.2010 о прекращении нарушения в пятидневный срок и составлен протокол от 17.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.Постановлением антимонопольного органа от 24.01.2011 общество привлечено к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.Не согласившись с названными решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными и отмене.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности антимонопольным органом факта распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствии оспариваемых решения и предписания требованиям действующего законодательства, а также о наличии состава административного правонарушения в действиях общества и отсутствии оснований для признания его малозначительным.Между тем судами не учтено следующее.Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона).Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе.На основании части 7 статьи 24 Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.Согласно отраслевым стандартам „Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении“, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга — это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 „О защите прав потребителей“ (далее — Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг как стоматологическое учреждение.Спорная информация размещена на конструкции у входа в стоматологический салон, рядом с вывесками о наименовании и режиме работы, и представляет собой перечисление услуг, относящихся к стоматологическим, в целях доведения до сведения потребителей информации о деятельности общества.При этом в рассматриваемой информации не указаны методы лечения, нет данных об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании названных услуг.Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.Следовательно, оснований для признания наличия в действиях общества нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе не имелось.При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.05.2011 по делу N А71-1684/2011-А31, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2011 по тому же делу отменить.Заявление общества с ограниченной ответственностью „Стоматологический салон “Жемчуг» удовлетворить.Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р признать незаконным и отменить.Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.12.2010 N СЮ04-03/2010-230Р признать недействительным и отменить.Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24.01.2011 N СЮ04-04/2010-263АР о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стоматологический салон „Жемчуг“ к административной ответственности признать незаконным и отменить.
ПредседательствующийА.А.ИВАНОВ

1
0
1
0

Еще судебная практика:

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕот 12 июля 2013 г. N ВАС-5732/13
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Бабкина А.И. и Валявиной Е.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Эс Класс Клиник Пятигорск» (ул. Октябрьская, 44, г. Пятигорск; далее — общество) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2012 по делу N А63-12260/2012, Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по тому же делу по заявлению общества о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее — управление) по делу об административном правонарушении от 25.06.2012 N 361.Суд
установил:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2012, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 22.03.2013 решение суда первой инстанции от 15.11.2012 и Постановление суда апелляционной инстанции от 23.01.2013 оставил без изменения.Общество не согласно с принятыми судебными актами, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права, а также отсутствие единообразия в толковании и применении судами норм права.По мнению заявителя, спорная информация не является рекламой.Рассмотрев заявление общества и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Как установлено судами, в марте 2012 года управлением выявлен факт размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Пятигорск, проспект Калинина, 107, рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом, и методов лечения.Поскольку указанная реклама не содержала предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, определением управления от 23.04.2012 было возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого 14.06.2012 составлен протокол об административном правонарушении.25.06.2012 управлением вынесено постановление N 361 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа.Общество, не согласившись с постановлением управления, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — закон N 38-ФЗ) реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.Согласно части 7 статьи 24 закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.При таких обстоятельствах, суды, руководствуясь положениями статей 3, 5, 24 и 38 закона N 38-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы охраны здоровья граждан), статей 14.3 и 26.2 Кодекса об административных правонарушениях пришли к выводу о доказанности управлением факта распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствия постановления требованиям действующего законодательства, наличия состава административного правонарушения в действиях общества.Между тем, по мнению коллегии, судами не учтено, что в случае рекламы медицинских услуг, оказываемых медицинской организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с действующим законодательством, указанное предупреждение размещать не обязательно в силу следующего.В соответствии с положениями статьи 2 Основ охраны здоровья медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.Вместе с тем медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.При этом согласно статьи 20 Основ охраны здоровья граждан необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.По сути, гражданин (потребитель медицинской услуги) до медицинского вмешательства получает консультацию специалиста и информируется, в том числе о возможных противопоказаниях.Таким образом, требованием об обязательном сопровождении рекламы медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний и/или необходимости получения консультации специалистов, когда рекламодателем является медицинская организация, не будет достигнута цель, из которой исходил законодатель при установлении части 7 статьи 24 закона N 38-ФЗ, а именно — защита законного интереса потребителя при получении медицинских услуг.Указание в рекламе медицинских услуг на необходимость получения консультации специалиста не имеет смысла, поскольку медицинские услуги оказываются самим специалистом.Кроме того, перечисление в рекламе медицинских услуг областей клинической медицины для обозначения видов заболеваний, на лечении которых специализируется медицинская организация, само по себе не влечет для потенциальных пациентов никаких рисков и не представляет собой опасности для общества.Следовательно, сопровождение рекламы медицинских услуг, оказываемых медицинской организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с действующим законодательством, предупреждением о наличии противопоказаний и/или необходимости получения консультации специалистов не требуется.В связи с чем оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности является незаконным.При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А63-12260/2012 Арбитражного суда Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора решения от 15.11.2012, Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по тому же делу.2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление общества с ограниченной ответственностью «Эс Класс Клиник Пятигорск» в срок до 15 сентября 2013 г.
Председательствующий судья С.В.САРБАШ
Судьи А.И.БАБКИН Е.Ю.ВАЛЯВИНА
 Таким образом, можно сделать вывод, что судебная практика по данному вопросу еще не сложилась. Суды не относят рекламу к ненадлежащей если производится реклама медицинских услуг осуществляемых квалифицированными специалистами и дополнительных разъяснений по поводу оказания таких услуг не требуется.

0
0
0
0
Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Очень много текста, но нет ответа на вопрос! Идет речь О НОВОЙ ВЕРСИИ закона, которая вступает в силу только с 1 января 2014 году, поэтому приводить в качестве непонятного примера устаревшую судебную практику бессмысленно! ВОПРОС ПРОСТОЙ : возможна ли вообще реклама медуслуг с 1 января 2014 года! Просьба всех юристов еще раз внимательно прочитать ТЕКСТ моего вопроса!

Руслан Бахарчиев
Руслан Бахарчиев
Юрист, г. Владивосток

Илья, здравствуйте!

Говоря о специальной подготовке, речь идет об организации обучения деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Никакого противоречия нет. 
 

1
0
1
0
Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Руслан, Вы спасение!!! НО где об этом сказано в ЗАКОНЕ???? Мы не применяем эти вещества!!!! Руслан, где же об этом написано в Законе конкретно????

Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Ау, Руслан! Куда же Вы пропали? :((((

Лев Сигал
Лев Сигал
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, уважаемый Илья!

Я тоже постоянно удивляюсь, когда слышу по радио в рекламе какого-нибудь медицинского учреждения: «Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом». Ну, какие, думаю я, могут быть противопоказания в отношении, например, ЦКБ?! А теперь прочитал акты ВАС, которые любезно разместил коллега, и понял: рекламораспространитель таким образом перестраховывается.

С другой стороны, когда я слышу в рекламе: «Наш золотой корень мандрагоры сделан из полностью натуральных компонентов, не оказывает никаких побочных воздействий и не имеет по сути никаких противопоказаний,» то я воспринимаю это как: «Наш чудо-препарат — по сути БАД, а не лекарство, и хотя он не оказывает никакого побочного воздействия, прямого воздействия он тоже не оказывает, фактически мы продаём вам плацебо».

По существу, я полагаю, мысль законодателя была направлена на то, чтобы запретить рекламу лекарств, отпускаемых по рецепту (есть ведь также широчайший спектр лекарств, отпускаемых без рецепта, не говоря уже о биологически активных добавках). Специальная подготовка здесь, я полагаю, синоним профессиональной медицинской подготовки.  

0
0
0
0
Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Здравствуйте! Нет, не так. 1) Мой вопрос не на счет рекламы лекарств 2) Про обычные медицинские услуги речь идет в п.7 ст. 24 Закона о рекламе, п.8 об услугах, так или иначе связанных с применением сильнодействующих веществ. Но в Законе это не оговорено, а оговорено в различных инстуркциях и пояснениях, ссылку на которые мне завтра обещали скинуть. Если Вы вникните в суть вопроса, то поймете, что пункт 7 и пункт 8 ст. 24 Закона о рекламе противоречат друг другу. Это мы и обсуждаем.

В ходе развернувшейся дискуссии Вы, Илья, задали и сугубо юридический вопрос: обязаны ли суды толковать противоречия в законах в пользу государства либо в пользу граждан (бизнеса).

Напомню, что это гражданский процесс, основанный на принципах равенства сторон.

АПК РФ Статья 8. Равноправие сторон

1.Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Следовательно, арбитражный суд предъявит к участникам процесса требования статьи 65 АПК РФ:
Статья 65. Обязанность доказывания1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Но при этом судья волен оценивать все приводимые ему доказательства по своему усмотрению.

Статья 71. Оценка доказательств 

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. 

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств. 
7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Иными словами, Вы не будете обязаны доказывать, что действия ФАС незаконны, наоборот — представитель ФАС будет обязан доказать суду, что его действия законны. А там уж насколько доводы ФАС покажутся убедительными судье.

Разумеется, если Ваш случай в точности тот же, что и у ваших соседей — ижевских стоматологов, чью жалобу рассматривал недавно Президиум ВАС, то Вы должны выиграть дело в суде. Ведь в этой части закон 1 января ничуть не изменится.

Кроме того, арбитражные суды обязаны, обнаружив возможные противоречия применяемых нормативных правовых актов с Конституцией РФ, приостанавливать рассмотрение дела и обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности нормы.

АПК РФ Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел 
3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

Здесь же навскидку есть основания предполагать наличие противоречия статье 34 Конституции РФ:

Статья 34 

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 

На что, кстати, косвенно и намекало правительство в своём заключении на законопроект. 

1
0
1
0
Тамара Филатова
Тамара Филатова
Юрист, г. Москва

.Здравствуйте Илья!

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 24 закона о рекламе в новой редакции.

-Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в
том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о
наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости
ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации
специалистов. 

-Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках,
отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том
числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а
также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная
подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или
фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и
в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных
печатных изданиях.

То есть,  ч. 7  обязывает   сопровождать рекламу указанных  услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.., п. 8  указывает на ограничения мест рекламы  ВСЕХ медицинских услуг,  а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. 

В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку  мед. услуги предоставляется, а не используются. 

 Данный вывод делают многие комментаторы закона, например Известный юрист Карташов Н.Н. –   комментирует  п.8 :

Реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:
медицинские или фармацевтические выставки;
семинары, конференции и иные подобные мероприятия;
специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.
Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

.

То есть, в новой редакции реклама ВСЕХ мед. услуги   по ТВ не допускается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕм
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Москва№588 октября 2012 г.

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами разъяснено сл. : Федерального закона «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

То есть,  правила п. 7  и п. 8 не распространяются только на Медицинскую деятельность

Согласно ст.2Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность»закона

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

То есть, законодатель четко разграничивает понятие мед. услуги и мед. деят.

 Поскольку Стоматологические услуги   представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то они относятся к мед. услугам. 

Следовательно стомат услуги не могут рекламироваться на ТВ

Таким  образом, п. 7 и п. 8 взаимодополняют друг друга и устанавливают порядок  размещения рекламы мед услуг ( места, противопоказ и т.д.).

 Положения данного закона направлены на защиту потребителей от недобросовестных продавцов услуг, в следствии чего пострадает и порядочный бизнес.

Поэтому Вам следует найти новый способ рекламы своих услуг, например реклама мини -выставки Ваших стомат. услуг ( реклама выставки не запрещена).

Смогу проконсультировать по возможности  законно рекламировать стомат. услуги после 1 января 2014 г. в чате.

 

С уважением Ф. Тамара

0
0
0
0
Илья
Илья
Клиент, г. Оренбург

Здравствуйте! Не согласен по мелкому, но важнейшему моменту: Вы пишите "В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку мед. услуги предоставляется, а не используются. "

Мед. услуги предоставляются, а потребителями используются. В пункте 8 , и как Вы пишите, это совершенно очевидно из стилистики этого Закона, а также других Законов и подзаконных Актов , самой политики государства в этой сфере, говорится явно не о совсем обычным медуслугах (меддеятельности). Ибо в отношении "стандартных" услуг, не требующих ни от кого никакой "специальной подготовки" действует пункт 7. Где четко регламентируются особенности рекламирования этих услуг. Далее, если мы посмотрим на термин "специальная подготовка", то найдем только один документ (Минздрава), в котором фигурирует данное сочетание слов. И этот документ тут приведен Русланом.

Безусловно, тут нужны доп. разъяснения законодателя. Ситуация, в которой всему малому бизнесу придется пересматривать свои рекламные кампании, когда нельзя рекламировать свои услуги, как раз , в основном, ударит по нормальным фирмам. Государство не может быть НЕ заинтересовано в малом бизнесе. Просто в Законе не расшифрован термин "специальная подготовка" и существуют определенные противоречия между п.7 и п.8 ст 24. Это видно всем, попытка некоторых юристов доказать, что дважды два равно пять, через жуткое усложнение вопроса, не делает этот момент менее очевидным.

И ФАС подтверждает мою правоту: http://orenburg.fas.gov.ru/news/8493 Нет ни слова о запрете на рекламу всех медуслуг. Я попросил бы всех отвечающих быть более ответственными в комментариях, вопрос важный.

 Устные разъяснения о том, что «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий были даны сотрудниками минздрава.

Поэтому Вам следует обратиться письменно за получением разъяснений положений закона в Минздрав и Правительство РФ.

 При наличии оснований Вы сможете признать договор действующим и потребовать компенсации.

С ув.Ф.  Тамара

0
0
0
0
Похожие вопросы
Побои
Здравствуйте что гразит за распространение рекламы онлайн казино
Здравствуйте что гразит за распространение рекламы онлайн казино
, вопрос №4092773, Влад, г. Москва
Интеллектуальная собственность
Как маркирую рекламу сейчас с id-tokenom
Здравствуйте. у нас есть ютуб канал. Нам прислали подарок и попросили про него сказать в ролике и указать ссылку на его покупку в описании. мы деньги не получали от клиента. нужно ли маркировать видео где проговариваем информацию про этот подарок ? как маркирую рекламу сейчас с id-tokenom
, вопрос №4092221, Екатерина, г. Иркутск
Уголовное право
Здравствуйте, у меня такая проблема, я занимаюсь раскруткой рекламы, чтобы люди больше посещали сайты
Здравствуйте, у меня такая проблема, я занимаюсь раскруткой рекламы, чтобы люди больше посещали сайты, выбирали товары, чтобы люди больше узнавали о товарах, и соответственно я тоже получаю какую-то копейку, и для того чтобы выводить средства, нужно пройти верификацию, верификация происходит путем вклада денег, я кинул в общем счете 145к, и мой аккаунт верифицировали, но тут человек который сидит на поддержке пишет про какие-то бумаги, я могу вам это скинуть если нужно, и внести оплату 200к, и тут я понимаю что меня обманули, как можно решить проблему не обращаясь в полицию?
, вопрос №4092040, Максим, г. Магнитогорск
Земельное право
Кто должен строить новую дорогу взамен перекрытой?
Администрация деревни отмежевала новый участок, который перекрывает подъезд по дороге к трем другим домовладениям. Какие действия стоит предпринять для устранения этой проблемы. Кто должен строить новую дорогу взамен перекрытой? Дорога вероятно не оформлена официально, хотя на Яндекс картах обозначена как улица.
, вопрос №4091048, Виктор, г. Москва
Налоговое право
Является ли это нарушением закона и, если да, то какой статьи и какого закона
Добрый день! В уголке покупателя пункта выдачи заказов Вайлдберриз отсутствует отсутствуют сведения о продавце (свидетельство ИП, лист записи или выписка налогового органа). Является ли это нарушением закона и, если да, то какой статьи и какого закона. С уважением, Вадим
, вопрос №4091027, Вадим Файнберг, г. Москва
Дата обновления страницы 28.12.2013