Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Если договор оказания гостиничных услуг заключается с индивидуальным предпринимателем, условия о штрафе
В соответствии с Правилами оказания гостиничных услуг в случае несвоевременного отказа от бронирования с потребителя взимается штраф за простой, но не более чем за одни сутки. Вопрос 1: как определить несвоевременность отказа. Вопрос 2. Если договор оказания гостиничных услуг заключается с индивидуальным предпринимателем, условия о штрафе идентичны условиям, применяемым к физлицам или можно предусмотреть в договоре другие условия о штрафе?
Здравствуйте!
В Постановлении Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» отражено следующее:
III. Заключение и изменение договора
12. Гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме.Договор, заключаемый с потребителем или с заказчиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, является публичным договором.
т.е. они касаются условий, когда заключается договор с физическим лицом.
Между тем, с ИП можно предусматривать условия согласно Договору (см. ст. 421 п.4 и ст. 330 ГК РФ).
как определить несвоевременность отказа
В данном случае речь идет о сроке заявления отказа от договора, но если речь идет о договоре с ИП, то вы можете устанавливать свои сроки, штрафы, компенсации за досрочный отказ, а также не лишены права использовать формы смешанного договора, например, опционного (см. ст. 429.2 ГК РФ)
С уважением,
юрист Квон Дмитрий Викторович.
Здравствуйте, Ядвига!
В соответствии с п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг, утв. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 №1853, существует 2 типа бронирования: гарантированное и негарантированное. Так называемый штраф взимается только при гарантированном бронировании. При этом условие о штрафной санкции обязательно должно содержаться в договоре.
В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.
Как видим, конкретного срока для отказа в этой правовой норме не содержится. Так что фактически эти сроки устанавливаются произвольно.
Добрый день.
Вопрос 1: как определить несвоевременность отказа.
Определяются они по общим правилам исчисления сроков, установленных гражданским законодательством.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
16. Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:
а) гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
Ввиду принципа свободы договора, закрепленного ст. 421 ГК РФ гостиница может установить расчетное врем до наступления которого заказчик может отказаться от бронирования без условий взимания с него оплаты.
И в данном случае говорить о наступлении последствий в виде штрафа можно только при пропуске указанного в соглашении о бронировании срока.
При этом срок согласно ст. 190 ГК РФ может определяться календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу ст. 194 ГК РФ
1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, если, например, правилами бронирования предусмотрен отказ без взимания штрафа до 10.07. — то он должен поступить исполнителю не позднее 24 часов 10.07.
В ином случае отказ будет считаться несвоевременным.
Вопрос 2. Если договор оказания гостиничных услуг заключается с индивидуальным предпринимателем, условия о штрафе идентичны условиям, применяемым к физлицам или можно предусмотреть в договоре другие условия о штрафе?
В данном случае оценку условий договора нужно давать не только исходя из статуса заказчика — но и целей заключения договора оказания гостиничных услуг.
Приведенное Выше постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 предусматривает, что
1. Настоящие Правила регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг при заключении и исполнении договора о предоставлении указанных услугмежду заказчиком (потребителем) и юридическим лицом
где
«заказчик» — физическое или юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие или приобретающие гостиничные услуги в пользу потребителя;
«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее и (или) использующее гостиничные услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Таким образом, если ИП осуществляет бронирование гостиницы для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности — или для третьего лица (потребителя) — то применяются указанные правила бронирования.
Статус ИП в данном случае не будет играть никакой роли, поскольку условия договора будут определены по целям его заключения.
К такому выводу приходит и Роспотребнадзор — http://40.rospotrebnadzor.ru/center/Infoteka/vop-ot/147005/
и складывающаяся судебная практика.
В том случае если ИП осуществляет бронирование для целей осуществления предпринимательской деятельности, то его взаимоотношения с гостиницей указанным постановлением Правительства не регулируются.
И в этом случае отношения основаны на положениях главы 39 ГК РФ об оказании услуг и в силу ст. 421 ГК РФ на условиях договора.
В том случае, если в договоре или соглашении о бронировании при установлении штрафа за отказ от бронирования не оговорен статус заказчика — то ИП, также может отказаться от бронирования без последствий взимания оплаты за него до наступления расчетного часа.
С ИП в данном случае это проще: если он подписал договор, то согласился на установленный Вами срок. Отказ от его исполнения будет возможен уже только по соглашению сторон (ст. 450 ГК РФ), а несвоевременное сообщение об отказе от бронирования однозначно повлечет штраф.
С физическими лицами сложнее: они являются потребителями, а значит, здесь действует ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1. Они вправе отказаться от исполнения договора в любой момент и обязаны возместить лишь фактические расходы отеля. В таких ситуациях, если дело доходит до суда, приходится доказывать, что несвоевременный отказ причинил отелю реальные убытки (упущенная выгода сюда не входит).