8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Ставка НДС в Армении в 2022 г при экспорте услуг ООО и ИП?

Ставка НДС в Армении в 2022 г при экспорте услуг ООО и ИП?

Уточнение от клиента
Добрый день.Ищу варианты получения платежей из-за рубежа. Сейчас у меня ООО в России с 12 сотрудниками. Занимаемся разработкой программного обеспечения.Готов рассмотреть любые страны и любые варианты. Буду благодарен, если сможете вкратце обозначить доступные способы приема платежей из запада.Сам пока в первую очередь рассматриваю вариант регистрации бизнеса (скорее всего ООО) в Армении для получения платежей из США и ЕС.Насколько выгоден этот вариант по налогам? Больше всего интересует оплата НДС в Армении при работе с иностранными заказчиками, поскольку его будет некому перевыставить.
, Аркадий, г. Санкт-Петербург
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Аркадий, добрый день.

1. Ставка НДС в Армении составляет 20%, однако в Армении, также как и в Грузии, НДС не платится с экспорта услуг, поэтому в Вашем случае Вы НДС платить не будете.

Обоснование:

Статья 65 НК РА Сделки, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость

2. По нулевой ставке НДС облагаются следующие сделки, установленные статьей 60 Кодекса:

11) выполнение работ и (или) предоставление услуг, местом выполнения и (или) предоставления которых, согласно статье 39 Кодекса, не считается Республика Армения;

Статья 39 НК РА Место выполнения работы и предоставления услуги

1. Местом выполнения работы и (или) предоставления услуги считается Республика Армения, если:

4) организация, местом нахождения которой согласно главе 4 Кодекса считается Республика Армения или физическое лицо, местом проживания, которого согласно главе 4 Кодекса считается Республика Армения или постоянное учреждение принимает следующие работы или получает следующие услуги (в том числе, в тех случаях, когда работы непосредственно принимает или услуги непосредственно получает организация-нерезидент или физическое лицо-нерезидент, однако их использование (потребление) фактически осуществляется их постоянным учреждением): 

б. работы, услуги по разработке программ электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационного продукта вычислительной техники), услуги по их наладке и модификации,

в. консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инженерные, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, работы по обработке (в том числе, сбору и обобщению информации) и передаче (распространению) информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментально-технологические (технологические) работы, а также иные аналогичные указанным в настоящем подпункте услуги

2. Если местом выполнения работы или предоставления услуги согласно части 1 настоящей статьи не считается Республика Армения, то место выполнения этой работы или предоставления услуги находится за пределами Республики Армения.

То есть место оказания услуг в Вашем случае определяется по месту нахождения покупателя услуги. У Вас услуги будет приобретать иностранная компания, а, значит, местом оказания услуг не будет считаться Республика Армения и как следствие, платить НДС не нужно будет.

При этом Вы должны будете платить налог на прибыль (если не перейдете на «Налог с оборота» или не получите IT сертификат, но об этом далее).

Налог на прибыль (корпоративный налог) в Армении составляет 18% для ИП и ООО независимо от вида деятельности.

В интернете часто фигурирует информация о том, что в Армении налог на прибыль (корпоративный налог) составляет 20% — это старая информация, актуальная до 2020 г. С 01.01.2020 г. ставка корпоративного налога в Армении снижена до 18%.

Налог на прибыль платится в виде разницы между доходами и расходами:

Статья 105 Налогового кодекса Республики Армения База обложения налогом на прибыль 

1. Базой обложения налогом на прибыль считаются: 

1) для резидентов-плательщиков налога на прибыль — налогооблагаемая прибыль, которая определяется как положительная разница между валовым доходом, установленным пунктом 1 части 1 статьи 104 Кодекса, и уменьшений, установленных статьей 110 Кодекса;

Также есть перечень расходов, которые официально нельзя учесть в затратах (ст.112 НК РА).

При применении Налога на прибыль отчетным периодом является календарный год – отчетность подать нужно будет до 20 апреля следующего года.

Статья 129 НК РА Отчетный период 

1. Отчетным периодом для исчисления и уплаты налога на прибыль по части резидентов-плательщиков налога на прибыль, состоящих на учете в Республике Армения договорных инвестиционных фондов, зарегистрировавших правила (за исключением пенсионных фондов и 276 гарантийных фондов), а также нерезидентов-плательщиков налога на прибыль, осуществляющих деятельность в Республике Армения посредством постоянного учреждения, считается каждый отчетный год.

Авансовые платежи по налогу на прибыль нужно платить 1 раз в квартал не позднее 20 числа последнего месяца квартала:

Статья 135 НК РА Авансовые платежи по налогу на прибыль 

1. Резидент-плательщик налога на прибыль и нерезидент-плательщик налога на прибыль, осуществляющий деятельность в Республике Армения посредством постоянного учреждения, для каждого квартала текущего налогового 283 года, до 20 числа (включительно) последнего месяца данного квартала, обязаны произвести авансовые платежи по налогу на прибыль (за исключением случаев, установленных частью 7 настоящей статьи) в размере 20 процентов суммы налога на прибыль за прошлый налоговый год, если данный налогоплательщик в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, не выбрал установленного той же частью альтернативного способа произведения авансовых платежей.

2. В случае, если у Вас доход компании в Армении за год не превышает 115 млн армянских драм (порядка 270000 долларов после повышения курса драма к доллару в мае-июне), то Вы можете перейти на так называемый «налог с оборота» 5% (ставка 5% актуальна для услуг, в иных случаях от 1,5% до 10%). Это аналог российской УСН, заменяющий уплату налога на прибыль и НДС.

Заявление о переходе на «налог с оборота» подается не позднее 20 календарных дней с момента регистрации ИП/ООО.

При оплате «Налога с оборота» 5% Вы платите налог именно со всей выручки без возможности сделать зачет расходов.

Также есть еще ряд исключений и видов деятельности, которые не подпадают под Налог с оборота, поэтому в любом случае я всегда рекомендую каждую ситуацию разобрать с юристом индивидуально.

2.1. Помимо Налога с оборота 5% при соблюдении требований дополнительно ИП в самой Армении ничего платить не должен (то есть местный НДФЛ доплачивать не нужно, тем более он в Армении довольно большой – 21% до 2023 г., далее ставка будет снижена до 20%).

Однако важный нюанс – «Налог с оборота» — это специальный налоговый режим и на него не распространяются положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество» о возможности зачета размера уплаченного в Армении налога.

Простыми словами это говорит о том, что если Вы резидент РФ, то получая доход на ИП в Армении, Вы дополнительно в России будете платить НДФЛ 13/15% (относительно ИП в Армении Вы в России являетесь просто физическим лицом). То есть общая ставка налога будет 18-20% (5% в Армении и 13/15% в России). Зачесть в России уплаченный в Армении «Налог с оборота» нельзя. 

Если же Вы будете нерезидентом РФ и доход получен от источников вне РФ, то Вы как ИП в Армении будете платить 5% налог с оборота и в России ничего доплачивать не нужно будет.

Также еще ИП в Армении ежемесячно должен платить 5000 драм независимо от размера полученного дохода.

2.2. ООО в Армении будет платить 5% налог с оборота, а также после этого Вы как учредитель будете платить налог на дивиденды.

Таким образом, нельзя сказать, что данный вариант такой уж дешевый. На практике есть несколько абсолютно легальных схем, которые позволяют получать платежи на счета в Армении и платить меньше налогов (можно обсудить в рамках персональной консультации в чате).

Что касается юридической возможности получения в условиях текущих валютных ограничений оплаты на ИП/ООО в Армении – тут есть нюансы и неясности в толковании отдельных ограничений (об этом дальше), поэтому желательно применять дополнительные перестраховочные меры, чтобы не попасть на штрафы. 

Также нужно учитывать риски попадания на «агентский» НДС в отдельных случаях, об этом далее.

3. Что касается сдачи отчетности и порядка оплаты Налога с оборота в Армении, то отчетным периодом является квартал:

Согласно ст. 259 Налогового кодекса Республики Армения отчетным периодом для исчисления и уплаты налога с оборота считается каждый отчетный квартал.

То есть придется 1 раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала, подавать в налоговую расчет по налогу с оборота и платить сам налог:

Статья 261 НК РА Представление расчетов по налогу с оборота 

1. Плательщики налога с оборота в установленном статьей 53 Кодекса порядке представляют в налоговый орган расчеты по налогу с оборота до 20 числа месяца, следующего за каждым отчетным периодом включительно. 

Статья 262 НК РА Уплата суммы налога с оборота 

1. Плательщики налога с оборота уплачивают в государственный бюджет подлежащие уплате в государственный бюджет суммы налога с оборота, исчисленные в установленном статьей 260 Кодекса порядке, до 20 числа месяца, следующего за каждым отчетным периодом включительно.

4. Также многие спрашивают можно ли в Армении применять Патентную систему налогообложения.

Действительно, в Армении есть аналог российской ПСН – патентный налог.

Перечень видов деятельности, для которых можно применять патентный налог перечислен в ст.276 НК РА, однако ничего, связанного с IT, там нет (все виды услуг относятся к офлайн бизнесу – такси, общественное питание и т.п.), поэтому данный вид налога мы разбирать не будем.

5. Налог на дивиденды в Армении составляет 5%, причем он одинаковый как для резидентов Армении, так и для нерезидентов Армении.

В интернете можно встретить информацию о том, что в Армении налог на дивиденды для нерезидентов составляет 10% — это старая информация, сейчас ставка налога 5% для всех (ч.8 ст. 150 НК РА).

Важно то, что в отличие от Грузии, с Арменией действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество», что при проживании в России позволяет зачесть уплаченный в Армении налог на дивиденды:

Статья 10. Дивиденды

1. Дивиденды, выплачиваемые предприятием, являющимся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является предприятие, выплачивающее дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства; но если получатель обладает правом собственности на дивиденды, то уплачиваемый таким образом налог не должен превышать:

а) 5% валовой суммы дивидендов, если резидент другого Договаривающегося Государства прямо владеет не менее 25% уставного капитала предприятия;

b) 10% от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

То есть при распределении дивидендов Вы будете платить 5% налог на дивиденды в Армении и затем доплачивать 8/10% налог на дивиденды в России.

С Грузией, например, Соглашение об избежании двойного налогообложения не вступило в силу, поэтому Вы будете платить полностью налог на дивиденды в Грузии (5%) и затем без возможности вычета платить еще 13/15% налог на дивиденды в России.

На практике используется масса легальных вариантов по минимизации налогов, причем их можно снизить существенно, но это уже нужно разбирать индивидуально в рамках персональной консультации в чате.

Основной минус при распределении дивидендов для ООО в Армении – это то, что дивиденды можно распределять только 1 раз в год (в России 4 раза в год), хотя и тут есть варианты (аналогично можно разобрать в рамках персональной консультации в чате).

6. Поскольку у Вас речь про IT бизнес, то, как вариант можно рассматривать получение IT сертификата в Армении для ИП и ООО.

Заявление на получение IT сертификата нужно подать не позднее 3-х месяцев с момента регистрации.

Очень частая ошибка, которая допускается теми, кто хочет получить IT сертификат в Армении – это открытие ИП/ООО, переход на налог с оборота, а потом попытка получить IT сертификат. Это неверный путь, который влечет за собой то, что Вы останетесь на Налоге с оборота и будете платить 5%.

То есть нужно заранее определиться сможете ли Вы получить IT сертификат и если да, то при регистрации ИП/ООО не нужно переходить на Налог с оборота.

Еще нужно учитывать, что IT сертификат освобождает от налогообложения до конца 2022 г. Сейчас обсуждается продление льготы, но будет ли она продлена и если да, то на каких условиях, сейчас неизвестно.

Также сразу нужно обозначить, что IT сертификат могут получить не все, а только те, кто занимается бизнесом, который подпадает под перечень, указанный в ч.1 ст. 3 Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 года №ЗР-245 «О государственном содействии в сфере информационных технологий»:

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе

2) виды деятельности, подлежащие государственному содействию, -

а. разработка программного обеспечения, которая включает создание программного обеспечения, внесение в него изменений, испытание и поддержку программного обеспечения, создание прикладных программ для заказчиков, разработка  программного обеспечения систем, прикладных программ, хранилищ данных, структуры и содержания веб-сайта и (или) создание необходимых для разработки и запуска машинных команд, налаживание устройства программного обеспечения – преобразование и приспособление разработанных для осуществления определенных функций прикладных программ к среде информационной системы заказчиков,

б. консультативная деятельность в области компьютерных технологий, которая включает разработку и проектирование интегрированных компьютерных систем технических средств компьютера, программного обеспечения и технологий связи компьютера, услуги, связанные с обучением пользователей,

 в. деятельность по управлению компьютерными системами, которая включает внутрисетевое управление и создание для заказчиков компьютерных систем и (или) обслуживание технических средств обработки данных и другие услуги по содействию, 

г. обработка данных, размещение информации в сети и сопутствующая деятельность, которая включает обеспечение инфраструктур для размещения сайтов в сети, обработку данных (полную обработку данных с применением предоставленных пользователями программ или оригиналов программ, услуги, обеспечивающие автоматизированную обработку и введение данных, включая услуги по управлению хранилищами данных) и сопутствующие услуги, связанные с размещением сайта специализированные услуги (hosting service) — размещение сайтов в сети Интернет (Web hosting), потоковая передача данных (неразделительная – в пакетах) или размещение прикладных программ, запуск программных и аппаратных ресурсов, обслуживание пользователей посредством центрального (глобального) компьютера, действующего в режиме разделения общего времени,

д. действия, связанные с веб-порталами, которые включают действия, связанные с веб-сайтами, – применение поисковых систем для  формирования и обслуживания облачного хранилища размещенных в Интернете в определенном формате данных в целях организации легкого и доступного поиска по адресам или по содержанию; действия, связанные с  другими веб-сайтами, которые действуют в качестве интернет-портала, как, например, информационные сайты, обеспечивающие периодически обновляемую информацию,

е. осуществление образовательных, исследовательских программ в сфере информационных технологий;

Помимо вида деятельности, нужно соответствовать требованиям, установленным ст. 8 Закона Республики Армения от 30 декабря 2014 года №ЗР-245 «О государственном содействии в сфере информационных технологий»:

Статья 8. Требования, предъявляемые к сертифицируемым и сертифицированным хозяйствующим субъектам

2. Хозяйствующие субъекты, обращающиеся с заявлением на сертификацию, должны отвечать следующим требованиям:
1) созданы исключительно в целях осуществления деятельности из состава видов деятельности, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона, при условии, что не созданы в результате реорганизации другого хозяйствующего субъекта и не являются дочерней компанией другого хозяйствующего субъекта;
2) численность  работников не превышает 30 человек.
3. Отчуждение основных средств, а также заключение договора о совместной деятельности в течение действия сертификата является другой деятельностью, осуществляемой вне видов деятельности, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона.
4. Установленная пунктом 2 части 2 настоящей статьи численность работников в течение действия сертификата не может превышать 30 человек.
5. Сертифицированные лица:
1) обязаны соблюдать указанные в частях 2-4 настоящей статьи требования в течение действия сертификата;
2) не могут отчуждать другим хозяйствующим субъектам-резидентам Республики Армения, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, результаты установленной пунктом 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона деятельности, за исключением случаев осуществления образовательных программ.

Важный момент – комиссия принимает решение не по принципу «этот нравится – дадим, а этот не нравится – не дадим», а четко в соответствии с законом, поэтому если Вы под все требования подпадаете, то на практике проблем с получением сертификата быть не должно. Перечень оснований для отказа прописан в ст. 12 Закона Республики Армения от 30 декабря 2014 года №ЗР-245 «О государственном содействии в сфере информационных технологий»:

Статья 12. Отказ в предоставлении сертификата

1. Заявление о предоставлении сертификата отклоняется, если:
1) хозяйствующий субъект, обратившийся с заявлением на сертификацию, не соответствует установленным настоящим Законом требованиям, предъявляемым к хозяйствующим субъектам, имеющим право на получение сертификата;
2) заявление на получение сертификата подано с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 11 настоящего Закона;
3) представленные на сертификацию документы неполные, недостоверные и не соответствуют требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов;
 4) лица, имеющие прямое или косвенное участие в уставном капитале обратившегося с заявлением на сертификацию хозяйствующего субъекта, ранее нарушили требования настоящего Закона;
5) одно из лиц, имеющих прямое или косвенное участие в уставном капитале хозяйствующего субъекта, обратившегося с заявлением на сертификацию, ранее имело прямое или косвенное участие в уставном капитале другого юридического лица, нарушившего требования настоящего Закона;
6) действие предоставленного хозяйствующему субъекту сертификата ранее прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 части 1 статьи 13 настоящего Закона.

То есть это не какая-то лотерея по принципу «как повезет», а можно с высокой степенью вероятности заранее определить перспективы в получении IT сертификата.

На текущий момент у нас с клиентами на получение IT сертификата уходит порядка 1,5 месяцев. На практике процедура несложная – готовите бизнес-план, подаете заявление на получение сертификата, далее представляете свой проект перед комиссией Министерства экономики Армении.

Также нужно учитывать, что получение IT сертификата обязывает Вас 1 раз в полугодие отчитываться перед комиссией:

Статья 14. Представление сертифицированными лицами отчетов 

1. Сертифицированные лица обязаны каждое полугодие — до 20 числа месяца, следующего за каждым полугодием, представлять в комиссию отчеты о полученных в течение действия сертификата результатах, а также о других сведениях в установленном Правительством Республики Армения порядке.

Однако важный момент – речь именно о сдаче отчета. Каких-либо оснований для аннулирования в случае, если «отчет не понравится» закон не содержит.

Получение IT сертификата для ИП и ООО в Армении дает сразу большое количество налоговых льгот:

— Налог на прибыль из 18% превращается в 0%.

— НДС в любом случае из 20% превращается в 0% (но правда если мы говорим об оказании услуг иностранной компании, то НДС в любом случае не будет, поскольку в Армении нет НДС при экспорте услуг за рубеж).

— Подоходный налог из 21% превращается в 10%.

Если упростить, то из налогов у Вас остается налог на дивиденды при распределении прибыли (5% в Армении + 8/10% в России при проживании в России) и налоги за сотрудников.

7. Что касается подоходного налога за сотрудников в Армении и страховых взносов в 2022 г.

Подоходный налог в Армении составляет 21% (с 2023 г. будет понижен до 20%), то есть это основной налог, который Вы будете платить за сотрудников.

Получение IT сертификата позволяет снизить этот налог до 10%.

Помимо подоходного налога, также в Армении нужно платить страховые взносы за сотрудников:

7.1. Социальные взносы в размере 4,5% при зарплате до 500 тыс. драмов, либо 10% при зарплате свыше 500000 драмов.

7.2. Гербовый сбор (фонд страховая военнослужащих) был повышен с 2021 г. Законом от 29.12.20 №НО-502-Н и теперь составляет:

Статья 12 Закон РА «О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих во время обороны Армении» № НО-245-Н от 15.12.2016 г. Размер гербового сбора

1. За каждый отчетный период частью 1 статьи 11 настоящего Закона:

1) Лица, указанные в пунктах 1, 2, 5 и 6, уплачивают гербовый сбор по следующим ставкам:

В случае расчетной базы до 100 000 драмов РА — 1500 драм

При расчетной базе от 100 001 до 200 000 драмов РА — 3000 драм

При расчетной базе от 200 001 до 500 000 драмов РА — 5500 драм

При расчетной базе от 500 001 до 1 000 000 драмов РА — 8500 драм

При расчетной базе от 1 000 001 драм — 15 000 драм

8. Очень важный момент при регистрации бизнеса в Армении для команды, который многие упускают – это схема денежных потоков. Если Вы зарегистрируете в Армении ИП/ООО для приема платежей из запада (США, Европа) с последующей оплатой с ИП/ООО в Армении услуг ИП/ООО из РФ или других стран, то есть риск попасть на «агентский» НДС (как и в России при оплате услуг подрядчиков из других стран).

Как выше уже было указано, в Армении место оказания услуг по разработке программного обеспечения, консалтинговых услуг определяется по месту нахождения покупателя. Это позволяет освободиться от оплаты НДС при экспорте услуг армянским ИП/ООО, однако в отдельных случаях влечет за собой обязанность ИП/ООО в Армении при оплате услуг в адрес ИП в РФ или ИП в другой стране удержать и оплатить в бюджет Армении НДС (так называется «агентский НДС»):

Статья 70 НК РА Порядок исчисления подлежащей уплате в государственный бюджет суммы налога на добавленную стоимость.

2. Обязательство по исчислению и уплате НДС по части подлежащих обложению НДС сделок и операций по поставке товара, выполнению работы и (или) предоставлению услуги, осуществленных в Республике Армения организацией-нерезидентом, не имеющей постоянного учреждения в Республике Армения, или физическим лицом-нерезидентом, не имеющим постоянного учреждения в Республике Армения, а также подлежащих обложению НДС сделок и операций по ввозу в Республику Армения товаров, принадлежащих этой организации-нерезиденту или этому физическому лицу-нерезиденту по праву собственности, в установленных Кодексом порядке и сроки вместо этой организации-нерезидента или этого физического лица-нерезидента в качестве налогового агента несут являющиеся стороной договорных отношений плательщики НДС, за исключением установленных пунктом 5 второго абзаца настоящей части случаев.

То есть если компания в Армении является плательщиком НДС, то она при оплате услуг ИП/ООО в РФ или ИП в другой стране должна будет и за это ИП/ООО удержать НДС как агент и перечислить в бюджет Армении.

Далее смотрим оговорку из п. «5»:

В установленных настоящей частью случаях:

5) обязательство по исчислению и уплате НДС в установленных Кодексом порядке и сроки несет организация-нерезидент, не имеющая постоянного учреждения в Республике Армения, или физическое лицо-нерезидент, не имеющее постоянного учреждения в Республике Армения, если сторона договорных отношений не считается плательщиком НДС.

То есть данная норма уже говорит о том, что если ИП/ООО в Армении оплачивает услуги зарубежных ИП/ООО, но при этом ИП/ООО в Армении само не является плательщиком НДС, то в этом случае российское ИП/ООО (или из другой страны, в которую идет оплата) должно само оплатить НДС в Армении. Здесь, конечно, большой вопрос насколько это все налоговая Армении может отследить (не может же она бегать за всеми зарубежными ИП/ООО, которым что-то оплачивают армянские компании), но тем не менее.

Здесь сразу возникает вопрос – мол, Армения и РФ входят в ЕАЭС, возможно это позволит освободиться от уплаты «агентского» НДС?

Смотрим Договор о Евразийском экономическом союзе:

«Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022)

IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

28. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

29. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

То есть опять-таки, место оказания услуг определяется по месту нахождения покупателя услуги.

Еще есть очень «хитрые» разъяснения МинФина РФ по поводу НДС в ЕАЭС:

ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 16.10.2020 №03-07-08/90463

Вопрос: Об НДС при оказании российской организацией электронных услуг лицам из ЕАЭС; о налоге на прибыль с дохода, в том числе иностранной организации, от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола.

Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1 — 4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых российской организацией покупателям, находящимся в государствах — членах ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что в случае, если российской организацией в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства — члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

То есть сначала МинФин вроде как начинает говорить о том, что «раз это электронные услуги, то местом их оказания является местонахождение Исполнителя», то есть РФ, но потом добавляет оговорку, которая отменяет весь смысл разъяснений – что мол, если эти услуги относятся к подпункту 4 пункта 29 Протокола, то «определяется по месту нахождения покупателя услуг», что и так следует из Договора.

Таким образом, если ИП/ООО в Армении оплачивает услуги ИП РФ или в другую страну и при этом данное ИП/ООО является плательщиком НДС, то на мой взгляд (здесь сразу скажу, что не все юристы в Армении согласны с подобным толкованием) это ИП/ООО должно будет удержать НДС и как агент оплатить его в бюджет в Армении точно также, как это должно сделать ООО в РФ, если оно оплачивает услуги зарубежных компаний, которые ей оказывают услуги.

Да, все зависит от вида оказываемых услуг, но это уже надо разбирать индивидуально.

9. Что касается процедуры регистрации ИП и ООО в Армении, то гражданин России может зарегистрировать как ИП, так и ООО в Армении без получения ВНЖ, препятствий к этому нет.

Важный момент — Армения не вводила никаких санкций, а переводы денежных средств между армянскими и российскими банками осуществляются через российскую СПФС (Российская система передачи финансовых сообщений), поэтому ограничения по SWIFT тут никакой роли не играют и можно будет впоследствии беспрепятственно вывести деньги из Армении в Россию.

9.1. Для оформления ИП в Армении гражданину РФ нужно пройти следующие этапы:

1) Прилетаете в Армению, с собой берете российский и заграничный паспорта, а также нотариальный перевод (либо перевод можно сделать в Ереване по адресу: улица Рафаэла Лемкина, д. 1. В интернете еще рекомендуют брать свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей, но во всяком случае у моих клиентов их ни разу не требовали (для перестраховки можно взять).

2) Желательно предварительно решить вопрос с почтовым адресом в Армении. Либо нужны знакомые, которые готовы будут предоставить свой адрес, либо придется обращаться к местным юристам или бухгалтерам, у которых всегда есть адреса, которые они готовы будут Вам предоставить.

3) Идете в Регистрационную палату Армении по адресу: г. Ереван, проспект Комитаса, 49/3, 2й этаж (работает с 9 до 18 часов). В Палате сотрудники разговаривают на русском и сами терминалы для выдачи талонов также позволяют выбрать русский язык. За регистрацию нужно будет оплатить пошлину в размере 200 драм.

4) После регистрации ИП еще нужно будет сходить в отдел полиции в Ереване по адресу Mamikoniantc pokhoc, 1, где Вам оформят социальную карту.

5) После этого ИП готово к работе.

9.2. Для регистрации ООО в Армении гражданину РФ нужно пройти следующие этапы:

1) Подготовить следующие документы:

а)   решение учредителей или протокол учредительного собрания (съезда или иного установленного законом органа) об учреждении юридического лица, подписанный всеми учредителями или в установленных законом случаях председателем и секретарем собрания;

б)   устав юридического лица, утвержденный учредителем (учредителями) или учредительным собранием (съездом или иным установленным законом органом);

в)   сведения о руководителе исполнительного органа юридического лица или лица, временно исполняющего обязанности руководителя; паспортные данные и номер социальной карты или отметка об отказе лица от социальной карты и номер соответствующей справки, адрес электронной почты.

2) После подготовки всех необходимых документов, Вам нужно их подать в Агентство государственного регистра юридических лиц, это можно сделать следующими способами:

— лично (подать документы могут учредитель или директор);

— через уполномоченное лицо по доверенности.

— при наличии электронной подписи электронно через портал — www.e-register.am/am/.

При подаче документов очно, Заявление о государственной регистрации ООО составляется самим сотрудником Агентства на месте.

Пошлину оплачивать не требуется, поскольку в Армении не взимается пошлина при регистрации коммерческих организаций (только некоммерческих).

3) После предоставления всех необходимых документов в Агентство регистрация ООО в Армении осуществляется в течение 2-х рабочих дней с момента подачи.

При необходимости я могу помочь с регистрацией как ИП, так и ООО в Армении, а также с ведением бухгалтерии.

0
0
0
0

В целом исходя из своего опыта работы, в том числе в новых санкционных условиях, в части сопровождения моих клиентов при работе с иностранными клиентами (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Израиль, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также прохождения налоговых проверок со своими клиентами отмечу, что несмотря на большое количество санкций и различных новых нюансов в части валютных ограничений, сейчас остается достаточно много вариантов для легального получения оплаты из-за рубежа от иностранных контрагентов.

10. На сегодняшний день (я каждый день в текущих условиях обновляю информацию) доступны 5 способов получения оплаты от иностранных контрагентов:

I) Самый очевидный — обычный прием денежных средств на банковские счета РФ в банках, которые не под санкциями. То есть юридических препятствий для получения через swift денег на счет в Тинькове или Модульбанке, иных банках, которые не под санкциями, нет.

Тем не менее на практике очень многие западные контрагенты перестраховываются (более 90% если брать статистику по моим клиентам) и не хотят платить на счета в РФ в том числе в банки, которые не под санкциями, хотя у меня по-прежнему много клиентов, которые параллельно спокойно каждый день из США, Европы, Австралии и т.д. принимают платежи (с каждым днем их все меньше и меньше).

Причина перестраховок простая – многие боятся «вдруг я переведу, а потом выяснится, что нельзя было переводить или я как-то еще попаду под вторичные санкции». Во многих случаях сами иностранные банки отказываются переводить деньги в РФ по тем же причинам. Например, Bank of America вообще убрал РФ из списка доступных стран.

Подробнее останавливаться на этом варианте я не буду, поскольку он очевиден и без юриста, и я думаю, что, если бы у Вас этот вариант был, Вы бы не стали задавать вопрос.

II) Получение денежных средств через специальные сервисы-посредники. 

Самый простой вариант – контрагент отправляет деньги на счет компании – владельца сервиса (в основном США), а уже она сама (не боясь санкций) отправляет Вам деньги в РФ, но есть нюансы.

Причем речь, естественно, не об ушедших из РФ paypal, wise или иных подобных сервисах (хотя и с ними тоже можно работать через иностранные юрисдикции). До сих пор есть сервисы, которые спокойно отправляют деньги в Россию. Причем речь о сервисах, получение денежных средств через которые не ограничено Указом Президента от 28.02.2022 г. (то есть не подпадает под «осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг»).

III) Вариант открытия ИП за границей (есть много нюансов в связи с текущими валютными ограничениями).

IV) Вариант открытия юридического лица (ООО) за границей.

V) Прием денег в криптовалюте. Законом данный способом ограничен, но на практике сейчас очень многие его используют, есть варианты сделать все легально. 

Опишу более подробно последние 3 варианта.

11. Схема работы с получением денежных средств на банковские счета российского ИП за рубежом, либо с открытием ИП за рубежом.

В основном сейчас все интересуются странами:

— Армения.

— Грузия.

— Турция.

— Сербия.

— ОАЭ.

— Азербайджан.

— Казахстан.

— Гонконг.

11.1. Самый основной вопрос, который здесь возникает – а законно ли вообще сейчас принимать оплату на счета в зарубежных банках.

Здесь все зависит от схемы работы:

— для ООО, зарегистрированных за границей – да, можно 100%, поскольку такие ООО не являются валютными резидентами РФ. Но у варианта с ООО есть свои минусы и риски.

— для ИП / ООО, зарегистрированных в РФ:

А) с 08.06.2022 г. МинФин четко сказал, что «да, можно, но при условии репатриации выручки в РФ», то есть после получения денег на зарубежный счет нужно их будет перевести на свой российский счет.

Б) до 08.06.2022 г. российские ИП/ООО точно не могли получать деньги на свои зарубежные счета (разъяснения ЦБ от 04.04.2022 г. — www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5856).

Однако на практике данный вариант нерабочий поскольку на сегодняшний день даже в Армении / Казахстане не откроют счет ИП/ООО из РФ без открытия представительства в соответствующей стране. Помимо этого банки США / Европы, с которыми мы общались, четко дали понять, что если ИП/ООО российское, то они даже на зарубежный счет деньги отправлять не будут, поскольку адрес и реквизиты все равно будут российские.

— относительно ИП, зарегистрированного за рубежом вопрос и был и остается спорным – с одной стороны ЦБ четко сказал, что ограничения распространяются на всех валютных резидентов (а ими являются все граждане РФ), с другой стороны, относительно ИП за рубежом Вы в РФ являетесь просто физическим лицом и этой позиции вроде как «можно». Разъяснения МинФина от 08.06.2022 г. касаются только «российских» ИП/ООО.

Таким образом:

— вариант открытия ООО за границей выглядит во всех случаях безопасным, но у него есть свои минусы.

— варианты открытия зарубежного счета на российское ИП/ООО хорош лишь на бумаге, поскольку на практике он не работает.

— вариант открытия ИП за рубежом содержит ряд неопределенностей и рисков. Поскольку четких пояснений нет, есть риски того, что поступления на зарубежные счета могут попасть под категорию «незаконных валютных операций». Также не все юрисдикции будут законными для получения платежей, об этом далее.

В части ИП за рубежом также есть важная лазейка.

Мы с клиентами, кому нужно принимать платежи на ИП в других юрисдикциях, решаем этот вопрос немного по другому, а именно есть абсолютно легальные способы, которые позволяют исключить ответственность и риски получения таких платежей даже если проверяющие решат, что условно «на ИП в Армении нельзя получать деньги» – мы с клиентами активно ими пользуемся и пользовались еще начиная с марта 2022 г., поскольку всегда рекомендую действовать по принципу максимальной перестраховки (можно обсудить в рамках персональной консультации в чате).

Если же смотреть сам Указ Президента:

Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (с изм. от 08.03.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

3. Запретить с 1 марта 2022 г.:

б) зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

То в нем мы видим ключевую формулировку «зачисление резидентами» — если читать дословно, то с учетом падежа следует, что запрет касается именно зачисления самим резидентом средств на свои банковские счета (иначе бы формулировка была «зачисление на счет резидента»).

Несмотря на то, что с тех пор Указ Президента много раз «корректировался» ЦБ и МинФином, касаемо ИП за рубежом новых разъяснений не было, поэтому есть риск попасть под данное ограничение.

Помимо Указа Президента от 28.02.2022 г. еще есть разъяснения валютных ограничений от Центрального банка РФ — www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/.

В совокупности все приведенные разъяснения можно толковать по-разному, но исключить риск того, что завтра скажут, что «на ИП в Армении нельзя было принимать платежи» нельзя, поэтому без дополнительных перестраховочных мер, исключающих ответственность за незаконные валютные операции, я бы сейчас регистрировать ИП за рубежом и принимать на него платежи не стал.

11.2. Другой очень важный момент, про который почему-то все забыли – это общие требования валютного законодательства.

К сожалению, очень многие внимательно изучают Указ Президента, разъяснения ЦБ и МинФина, но совершенно забывают про общие требования валютного законодательства. По итогу народ бежит принимать платежи на счет где-нибудь в Грузии или Сербии с плачевными последствиями таких действий.

Смотрим ключевую норму:

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  

Статья 12. Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг

5.2. Наряду со случаями, указанными в части 5.1 настоящей статьи, на счета (во вклады) физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

Суть нормы – принимать платежи на зарубежные счета и до Указа Президента можно было исключительно в том случае, если банк, в котором открыт счет, находится в стране, с которой у России есть автообмен или в стране, которая входит в ЕАЭС.

То есть получение денежных средств на банковские счета во всех остальных странах запрещено, причем запрещено не Указом Президента, а запрещено именно данной нормой, то есть это ограничение действовало и ранее.

Таким образом, любое получение денежных средств на банковский счет, например, в той же Грузии, куда сначала все побежали, будет является незаконной валютной операцией (ч.1 ст.15.25 КоАП РФ). 

Вывод: нужно очень тщательно подходить к вопросу выбора способа приема платежей в Вашем конкретном случае, тем более что сейчас есть уже достаточно много способов, которые позволяют просто и самое главное легально принимать платежи из-за границы в текущих условиях (можно обсудить в рамках персональной консультации в чате). При игнорировании общих требований валютного законодательства Вас могут привлечь к достаточно серьезной ответственности.

11.3. Ответственность за совершение незаконных валютных операций.

В плане ответственности здесь на самом деле есть несколько очень тонких моментов.

В целом за совершение незаконных валютных операций предусмотрена ответственность по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

То есть штрафы космические – от 75% до 100% от суммы каждой валютной операции.

Более того, за валютные нарушения еще и срок давности привлечения к административной ответственности достаточной большой – 2 года:

КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено … за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования … по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Однако есть интересный нюанс, а именно все нарушения текущих правил можно разделить на 2 составляющие:

— нарушения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» – сюда относятся в том числе упомянутые нарушения ст. 12 Закона. За эти нарушения вопросов нет – будет ответственность по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

— нарушения Указа Президента от 28.02.2022 г. (сюда можно добавить и Указ Президента от 18.03.2022 г. «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования») – здесь на самом деле спорный момент, можно ли за их нарушение привлечь по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Возвращаемся к ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, там формулировка звучит как «совершение незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации».

То есть формально по этой норме должны привлекать именно за нарушение «валютного законодательства».

Теперь смотрим какие акты входят в понятие «валютное законодательство»:

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля 

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации). 

То есть в валютное законодательство входит только 173-ФЗ и иные принятые в соответствии с ним федеральные законы. При этом Указ Президента РФ, естественно, не является федеральным законом.

Вывод – Указ Президента не входит в понятие «валютное законодательство».

Далее можно подумать, что возможно второй абзац ч.1 ст.4 173-ФЗ что-то меняет: «Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Однако если посмотрим какие органы входят в понятие «Органы валютного регулирования», то поймем, что Президент РФ в них не входит:

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 

Статья 5. Органы валютного регулирования 

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

То есть поскольку Президент РФ не относится к «органам валютного регулирования» и его Указы не относятся к «Валютному законодательству», то формально получается, что за нарушение Указов Президента РФ привлечь по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ нельзя.

Несмотря на то, что такой вывод прямо следует из приведенных правовых норм, все-таки нельзя не отметить, что закон – это одно, а практика — это другое. Какое толкование будет на практике пока неизвестно. 

Данную аргументацию однозначно можно использовать, если Вас будут пытаться привлечь к ответственности за нарушение Указа Президента по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, но при составлении плана действий я всегда рекомендую придерживаться принципа минимизации рисков и естественно не идти по пути логики «меня не смогут привлечь за нарушение Указа Президента, поэтому буду совершать операции как хочу» — это влечет очень большие риски. 

Приведенные доводы — исключительно как дополнительный аргумент защиты (как и ряд дополнительных доводов), но сами схемы получения платежей из-за рубежа мы с клиентами прорабатываем так, чтобы в принципе минимизировать любые варианты ответственности независимо от толкования тех или иных актов (можно обсудить в рамках персональной консультации в чате).

12. Что касается варианта открытия юридического лица (ООО / аналог) за границей.

Основные отличия от варианта с ИП за рубежом заключаются в нескольких моментах:

— в данном случае уже появляется обязанность подать уведомление об участии в иностранных организациях, а также ежегодно подавать уведомление о КИК, а именно:

А) В течение 3 месяцев нужно будет подать уведомление об участии.

Б) Ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании, нужно будет подавать уведомление о КИК.

— может возникнуть обязанность платить налог с нераспределенной прибыли КИК (очень много нюансов, в том числе оснований для освобождения).

— отличаются требования валютного законодательства.

Дело в том, что валютные ограничения распространяются на валютных резидентов. Однако если Вы откроете ООО за границей, то само ООО не будет резидентом и как следствие на нее не будут распространяться валютные ограничения РФ. Они будут распространяться на Вас как на учредителя ООО, однако само ООО сможет спокойно любыми способами принимать денежные средства независимо от содержания ограничений.

Что касается всех возможных нюансов налогообложения КИК и т.п. – это все также нужно разбирать индивидуально в рамках отдельной персональной консультации.

13. Вариант получения оплаты от иностранной компании в криптовалюте (как правило USDT).

Формально в России запрещены расчеты в криптовалюте:

Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ

Статья 14. Оборот цифровой валюты

5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

Тем более, получая оплату от иностранного контрагента в криптовалюте, Вы таким способом обходите валютный контроль, а за это предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
На практике, конечно, многие спокойно получают оплату в крипте и в целом можно построить все легально (с учетом описанного выше), но есть целый ряд нюансов (можно разобрать вариант в рамках персональной консультации в чате).

Также отмечу, что при работе с криптовалютой очень большое значение имеет соблюдение всех нюансов по 115-ФЗ, поскольку в ином случае Вам могут просто заблокировать счет, тем более сейчас есть банки весьма лояльные к криптовалюте, а есть банки крайне нелояльные к крипте.

Причем запрос по 115-ФЗ не придет после первых платежей, а только при достижении поступлений определенной суммы, поэтому на практике многие обходят «алгоритмы» банков по 115-ФЗ и работают спокойно, но риск все равно останется.
Запрос может поступить не только при получении перевода за продажу криптовалюты, но и при дальнейшем пользовании деньгами. Даже если деньги были спокойно получены, в последующем банк вправе задать вопросы и предъявить претензии, например, в следующих случаях:
— покупка квартиры с проведением денег по безналу через банк.
— снятие наличных в больших объемах.
— снятие денег со вкладов, с брокерских счетов, обмен валюты, в том числе онлайн.
— переводы денег родственникам и т.п.

Также отмечу, что использовать криптовалюту для обхода оплаты налогов я крайне не рекомендую, поскольку риски в этом случае будут достаточно серьёзными (пени, штрафы, ст.171 УК РФ, ст. 198 УК РФ, повышенные риски блокировки счетов и т.д.).

14. Возвращаясь к вопросу о том, о каком «резидентстве» идет речь в Указе Президента РФ от 28.02.2022 г. — речь о статусе именно валютного резидента — cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5831

Официальное разъяснение

«О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»

1.10. В целях применения Указа № 79, Указа № 81 и Указа № 95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием «резидент», определенным в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом резидент – гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассматривается только как резидент – гражданин Российской Федерации.

Смотрим определение термина «валютный резидент» в самом законе:

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Если дословно толковать указанные ограничения, то они распространяются на валютных резидентов без всяких оговорок, а валютными резидентами является все граждане РФ.

То есть буквально если человек 10 лет назад уехал жить в США и с тех пор ни разу в РФ не появлялся, но у него остался паспорт РФ, то данные ограничения на него также должны распространяться. В самом законе 173-ФЗ значительная часть ограничений не применяется к «валютным резидентам, которые более 183 дней проживают за границей», однако в Указе Президента таких оговорок нет.

Подобное толкование может и выглядит странно (как будто забыли добавить оговорку в Указ Президента про то, что он не распространяется на тех, кто более 183 дней живет за границей), но тем не менее буквально ограничения установлены для всех граждан РФ.

Как итог – в текущих реалиях нюансов в получении оплаты из-за рубежа достаточно много, при этом ситуация меняется каждый день. С другой стороны до сих пор остается достаточно много возможностей для получения оплаты из-за рубежа на легальных условиях при грамотной настройке и учете требований валютного законодательства и валютных ограничений.
Если Вам потребуется помощь в настройке грамотной и легальной схемы получения денежных средств из-за рубежа в текущих санкционных условиях, либо персональная консультация по актуальным валютным ограничениям — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362… (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

0
0
0
0

Обращаю внимание, что на текущий момент для КАЖДОГО действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по вопросам составления грамотной и легальной схемы получения оплаты за услуги из-за рубежа, а также по вопросам текущих требований валютного законодательства и актуальных валютных ограничений, для получения предложения Вам нужно ОБРАТИТЬСЯ КО МНЕ В ЧАТ, а именно:
1. Нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» НА СТРАНИЦЕ МОЕГО ПРОФИЛЯ — pravoved.ru/lawyer/362127/ (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)

2. Описать свою ситуацию мне лично.
В рамках моего ответа выше расписана только самая общая и простая информация о текущих ограничениях и способах приема платежей. В рамках специального предложения у Вас будет возможность получить полный персональный разбор Вашей ситуации, в том числе Вы можете получить помощь по следующим вопросам:
1. Составление легальной и безопасной схемы получения денежных средств (оплаты за услуги) из-за рубежа в текущих санкционных условиях и в условиях новых валютных ограничений с конкретными цифрами, расходами, с налоговой оптимизацией и т.д.

С учетом того, что любая «самодеятельность» сейчас может привести к ч.1 ст.15.25 КоАП РФ я рекомендую перед составлением схемы получения платежей проконсультироваться с юристом.

Информация обновляется ежедневно.

2. Консультации по новым и актуальным требованиям валютного законодательства и валютных ограничений – что законно, что незаконно, как на практике обстоят дела и т.д.

3. Консультации по эффективному налоговому планированию при открытии ИП/ООО за рубежом с конкретными цифрами (как легально сэкономить на налогах и т.д.). Работаю с Арменией, Грузией, Казахстаном, ОАЭ, Гонконгом и Турцией.

4. Консультации по текущей практике «с полей» (без всякой бестолковой теории, которая не работает на практике):

4.1. Какие конкретно сейчас варианты используют мои клиенты на практике, какие плюсы и минусы у каждого варианта, что работает, а что нет.

4.2. По открытию ИП/ООО в различных юрисдикциях – практическая информация о том, что конкретно сейчас и в каких странах удается нам с клиентами, что не удается.

4.3. По открытию счетов за рубежом, в том числе информация о том, какие новые требования с конца марта ввели ряд иностранных банков к российским клиентам и т.п. Информация обновляется ежедневно.

4.4. Информация о том, какие сервисы-посредники позволяют по-прежнему принимать платежи из-за рубежа (без устаревшей информации об ушедших в марте сервисах) с подробным описанием механизма их работы, комиссий и т.п.

5. Консультации по открытию компании за рубежом, сдаче отчетности КИК и т.д.

6. Консультации по схеме работы с ушедшими из России Paypal, Wise и иными сервисами через иностранные юрисдикции.

7. Подготовка договоров с иностранными контрагентами, помощь в прохождении валютного и налогового контроля.

8. Любые иные консультации по валютному законодательству, законодательству о КИК, а также по любым иным вопросам работы с иностранными контрагентами.

9. При необходимости фактическая помощь в регистрации ИП/ООО за рубежом.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Предпринимательское право
Выдаст ли суд судебный приказ если ООО не предоставит суду подтверждающих документов о том, что приложение не работает (например, экспертное заключение, экспертиза)?
Добрый день. Прошу подсказать насколько целесообразно подавать заявление о выдаче судебного приказа в АС г. Москвы в данной ситуации. ООО оплатило услуги ИП по разработке мобильного приложения. в порядке 100 % предоплаты в сумме 700 000 р. Однако услуги надлежащим образом не оказаны. Мобильное приложение не работает. Выдаст ли суд судебный приказ если ООО не предоставит суду подтверждающих документов о том, что приложение не работает (например, экспертное заключение, экспертиза) ?? Или такое дело суд будет рассматривать только по общим правилам с назначением судебной экспертизы ?
, вопрос №4055630, Артем, г. Москва
Взыскание задолженности
Взял займ в МКК в феврале 2022 года, уехал на СВО и несколько месяцев был без связи, соответственно займ не
Взял займ в МКК в феврале 2022 года , уехал на СВО и несколько месяцев был без связи, соответственно займ не оплачивал , как только появилась возможность отправил в МКК сообщение на электронную почту о том что я на СВО приложив копию выписки из приказа, через месяц после этого МКК продала мой долг коллекторам, конец июля 2022 года, до выхода закона о кредитных каникулах, подскажите законно ли это и возможно ли обжаловать в суде ?
, вопрос №4054279, Владимир, Алчевск
Предпринимательское право
Я являюсь бухгалтером ООО, может ли мой муж в роли ИП оказывать услуги для ООО в которой я работаю?
Добрый день! Я являюсь бухгалтером ООО, может ли мой муж в роли ИП оказывать услуги для ООО в которой я работаю?
, вопрос №4053972, Катерина, г. Москва
Социальное обеспечение
Подскажите пожалуйста, мой сын получил ранение в 2022 г в марте на СВО, затем мы проходили лечение в разных
Доброе утро! Подскажите пожалуйста, мой сын получил ранение в 2022 г в марте на СВО, затем мы проходили лечение в разных медучериждениях , затем нас уволили по состоянию здоровья по проведению ВВК и уволили в октябре 2022г. теперь я не могу нигде добиться справку о ранении на получение единовременной выплаты. Как быть? Помогите пожалуйста
, вопрос №4053761, Лана, г. Москва
Дата обновления страницы 01.07.2022