Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Выход из муниципального округа
2 городских поселения и 1 сельское поселение были преобразованы в муниципальный округ, жители одного из городского поселения захотели выйти из округа путем создания инициативной группы и проведения референдума. В связи с ухудшением уровня жизни населения. Возможно ли это?
Пункт 2 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет право населению выдвигать инициативу по изменению статуса поселения путем создания инициативной группы по проведению местного референдума.
В силу статей 12, 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статьей 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум, местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 2 данного федерального закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как предусмотрено частями 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Таим образом, в силу части 2 статьи 13, части 4 статьи 22 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (пункт 3); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).
Согласно статье 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, определяющей порядок реализации инициативы проведения местного референдума, обязанность проверки представительным органом власти соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 названного федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, возложена на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6).