Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Транспорт лучше оформлять в собственность ФЛ или ООО/ИП?
Необходима развернутая консультация по юридическим моментам, связанным с организацией бизнеса в сфере автомобильных грузоперевозок.
Планирую приобрести легкий коммерческий транспорт: ГАЗель-будка/тент, либо ц/м бусик типа Фиат Дукато, ГАЗель или Форд Транзит, г/п 1,5-2 т.
Что возим: сборные (и не только) грузы по городу и области, межгород по СЗФО, Европейской части РФ. В основном – грузы от поставщиков маркетплейсов до складов маркетплейсов, либо подрядные заявки от ТК типа Деловых Линий или по заявкам от агрегаторов – Яндекс.ГО, Достависта и т.п.
Перевозка грузов будет осуществляться с привлечением наемного водителя.
Поскольку перевозка грузов автомобильным транспортом весьма рисковое мероприятие (т.к. водитель может попасть в ДТП, повредить ТС, нанести ущерб себе либо 3им лицам, повредить/утерять/украсть груз и т.д.), то хотелось бы понимать как юридически грамотно выстроить взаимоотношения с водителем, госорганами и клиентами, чтобы минимизировать риски и затраты ресурсов (времени, денег и сил), не заниматься ненужной бюрократией (где это возможно) и эффективно организовать процессы.
Отсюда Вопросы:
1. Для осуществления деятельности по перевозке грузов необходимо «легализоваться», т.е. открыть ИП либо ООО. Какая форма наиболее подходящая для старта и небольших объемов перевозки (1-2 машины), плюсы/минусы ИП и ООО для этих целей?
2. Что необходимо еще сделать помимо регистрации бизнеса в ИФНС и открытия р/с? Уведомления гос. Органов, регистрация в реестрах, получение лицензии, разрешений, еще какие-то документы? Какие законы регулируют данную деятельность?
3. Т.к. предстоит нанять водителя на автомобиль, который будет непосредственно осуществлять забор и доставку грузов. Как грамотно выстроить трудовые отношения с водителем, чтобы учесть требования законодательства? Как вообще должен быть выстроен данный процесс с т.з. законодательства? Какие документы необходимы предприятию и какие мероприятия нужно провести для того чтобы водитель легально работал и возил грузы с т.з. ГИБДД и прочих контролирующих органов? На что обратить внимание? Возможно ли водителя как самозанятого привлечь либо ИП и сдавать ему транспорт в аренду?
4. Какие вопросы по организации деятельности можно вывести на аутсорсинг (например, мед. Осмотры или оформление путевых листов и т.д.), заключив договоры со сторонними организациями?
5. Транспорт лучше оформлять в собственность ФЛ или ООО/ИП? Почему?
Здравствуйте
открыть ИП либо ООО. Какая форма наиболее подходящая для старта и небольших объемов перевозки (1-2 машины), плюсы/минусы ИП и ООО для этих целей?Антон
в общем то вам и ип тут будет достаточно, просто надо понимать- ип содержать дешевле, можно использовать нпд (самозанятость) — если не будет именно штатных сотрудников
по ип меньше штрафы, но ип несет ответственность по долгам всем своим имуществом.
ООО — штрафы больше, вести дороже, самозанятость уже невозможна, но зато по долгам ооо- отвечает именно имуществом ооо.
Уведомления гос. Органов, регистрация в реестрах, получение лицензии, разрешений, еще какие-то документы? Какие законы регулируют данную деятельность?Антон
ну просто деятельность по перевозкам грузов не требует каких либо лицензий
вот если это отходы- то да
ст 12
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
Как грамотно выстроить трудовые отношения с водителем, чтобы учесть требования законодательства?Антон
если именно трудовые- то это только трудовой договор, без вариантов и тогда никакой самозанятости
если это гражданский договор- как услуги- тогда надо продумывать обьем услуг, сроки оказания и т.д. Но возможно для самозанятого.
Какие документы необходимы предприятию и какие мероприятия нужно провести для того чтобы водитель легально работал и возил грузы с т.з. ГИБДД и прочих контролирующих органов? На что обратить внимание?Антон
тут много
и тех осмотр авто и мед осмотр водителя, путевой лист, документы (обычно акты) на приемку груза и т.д.
Возможно ли водителя как самозанятого привлечь либо ИП и сдавать ему транспорт в аренду?Антон
возможно
но как водителя- это одно, а если в аренду- то другое.
При аренде не вы будете груз возить, а он сам и сам за него отвечать- вы лишь дали транспорт в аренду и все- и получили за это деньги. Это вопросы тогда не трудовых отношений вообще — а исключительно аренды в рамках ст 607-620 гк.
4. Какие вопросы по организации деятельности можно вывести на аутсорсинг (например, мед. Осмотры или оформление путевых листов и т.д.), заключив договоры со сторонними организациями?Антон
а мед осмотры это однозначно только так и делать- у вас мед лицензии нет на эти услуги
Добрый день.
1. Для осуществления деятельности по перевозке грузов необходимо «легализоваться», т.е. открыть ИП либо ООО. Какая форма наиболее подходящая для старта и небольших объемов перевозки (1-2 машины), плюсы/минусы ИП и ООО для этих целей?Антон
Принципиального момента с целью организации перевозок в выборе формы деятельности тут нет.
В равной степени можно заниматься ей и в качестве ИП и в качестве юридического лица.
Однако, регистрируясь в качестве ИП Вы можете применять патентную систему налогообложения
Письмо Минфина России от 21.12.2020 N 03-11-11/111988
В связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 года индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров, могут применять упрощенную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), или патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.5 «Патентная система налогообложения» Кодекса.
Существенное различие будет в стоимости страховки как по КАСКО, так и по ОСАГО, поскольку применительно к ИП (физическим лицам) и юридическим лицам действуют различные страховые тарифы, в связи с чем стоимость страховки для юридических лиц будет больше.
Так в качестве примера сошлюсь на Указание Банка России от 08.12.2021 N 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которое определяет тарифный коридор базовой ставки по ОСАГО, где в рамках него страховщики устанавливают тариф для юридических лиц по максимальной ставке.
Второй момент риски привлечения к административной ответственности по отдельным видам правонарушений. где размер ответственности для ИП может быть ниже чем для ООО.
В частности, ст. 12.31.1 КОАП РФ
1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Ответственность ИП в данном случае предполагается как ответственность должностного лица.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.
2. Что необходимо еще сделать помимо регистрации бизнеса в ИФНС и открытия р/с? Уведомления гос. Органов, регистрация в реестрах, получение лицензии, разрешений, еще какие-то документы? Какие законы регулируют данную деятельность?Антон
Более ничего не требуется. Перевозки как было отмечено не предполагает получение лицензии.
Основные нормативные акты, которые регулируют вопросы перевозок автомобильным транспортом:
— ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
Помимо этого отдельные вопросы раскрыты в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части организации предрейсовых и послерейсовых осмотров и принятых в этой связи ряде подзаконных нормативных актов, а также вопросы оформления путевых листов.
3. Т.к. предстоит нанять водителя на автомобиль, который будет непосредственно осуществлять забор и доставку грузов. Как грамотно выстроить трудовые отношения с водителем, чтобы учесть требования законодательства? Как вообще должен быть выстроен данный процесс с т.з. законодательства? Какие документы необходимы предприятию и какие мероприятия нужно провести для того чтобы водитель легально работал и возил грузы с т.з. ГИБДД и прочих контролирующих органов? На что обратить внимание? Возможно ли водителя как самозанятого привлечь либо ИП и сдавать ему транспорт в аренду?Антон
Здесь можно рассмотреть вариант привлечения их на основании трудового договора или договоров ГПХ на выполнение конкретной перевозки.
Основным отличием будет заключаться в том, что при заключении договора на оказание услуг по перевозке груза. Вы четко прописываете предмет договора — получить груз от грузоотправителя и передать его получателю, с возложением на водителя обязанности по подписанию и передачи всех необходимых документов. Услугу будет считаться оказанной с момента передачи груза.
Также допустимо рассмотреть вариант заключения рамочного договора на оказание услуг, где водитель будет выполнять их по отдельным заданиям заказчика. Оплата будет производиться по факту оказания соответствующей услуги.
В трудовом договоре при приеме водителя Вы обязаны ежемесячно производить выплату заработной платы независимо от того осуществлялась ли перевозка или нет.
В отношении документов у Вас в любом случае должны быть переданы водителю:
— документы на транспортное средство (СТС, ОСАГО, диагностическая карта при необходимости);
— документы на перевозимый груз (товарно-транспортная накладная);
— путевой лист (в котором указываются сведения, определенные Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»)
— договор на перевозку груза.
Если заключается договор на оказание услуг то Вы для его исполнения можете привлечь водителя. зарегистрированного в качестве самозанятого.
4. Какие вопросы по организации деятельности можно вывести на аутсорсинг (например, мед. Осмотры или оформление путевых листов и т.д.), заключив договоры со сторонними организациями?Антон
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
В частности, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. п. 4 — 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н
Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотровможет быть организовано путем заключения договора об оказании соответствующих медицинских услуг с медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (п. 8 Порядка проведения медосмотров, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Аналогичным образом. обстоит дело и с организацией предрейсового технического осмотра.
В частности, в силу Приказа Минтранса России от 15.01.2021 N 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
6. Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельностилибо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Поэтому действующее законодательство не предусматривает обязательным условием самостоятельного осуществления указанных видов осмотра.
Также примите во внимание, что на Вас возлагается обязанность обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами, если разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов.
собственность физ = собственности ип — потому что ип и физ лицо- один и тот же человек.
гк
Ип это лишь налоговый так сказать статус.
А вот имущество ооо- да, уже будет принадлежать самому ооо, а не учредителю ооо и не ген директору.