Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Продавец несет ответственность за товар до момента получения его на руки?
Добрый день.
В социальной сети Instagram я оформила заказ (чехлы на телефон и наушники). Продавец выслал мне номер карты физического лица, куда мной были переведены денежные средства. В свою очередь продавец выслал мне почтовый идентификатор для отслеживания посылки (оператор связи Почта России). Почта России потеряла посылку, и на этот счет есть официальный ответ. Я сразу же обратилась к продавцу с просьбой о возврате мне денежных средств в полном объёме или повторной отправки товара, на что я получила отрицательный ответ и было сказано, что мне нужно оформить заявление, что они отказываются от возмещения Почты России, и то что я должна разбираться сама с ними. Но по правилам Почты России первоочередное право на получение компенсации имеет отправитель и выплачивается за утрату почтового отправления с объявленной ценностью, а продавец направил посылку без описи и без объявленной ценности, выходит, что в моем случае компенсация не положена. Я стала просить у продавца юридические реквизиты, чтобы дальше разбираться в данной ситуации, но ответ я от них не получила, более того продавец заблокировал от меня свой аккаунт, и на связи больше не выходит.
Скажите пожалуйста, могу ли я на законных основаниях рассчитывать на возврат полной суммы от продавца?
Продавец несет ответственность за товар до момента получения его на руки? И как мне поступать дальше.
Заранее спасибо!
Здравствуйте, Ольга!
Если бы Вы имели дело с продавцом в юридическом смысле этого слова (субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров, согласно ст. 492 ГК РФ), на Вашей стороне был бы Закон о защите прав потребителей.
Вы могли бы руководствоваться частью 3 ст. 497 ГК РФ, согласно которой при дистанционной продаже товаров договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное покупателем. То есть продавец обязан обеспечить доставку до конечной точки.
Также ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 о защите прав потребителей допускает отказ потребителя от товара в любой момент до его передачи и, соответственно, позволяет требовать деньги назад.
Но Вы делали перевод на карту физического лица, реквизитов которого не знаете. Полагаю, максимум, что можно сделать в такой ситуации, — обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Обязательно укажите в заявлении номер карты: это единственная «ниточка» к правонарушителю.
Здравствуйте! договор розничной купли-продажи товара через Интернет с отправкой товара по почте рассматривается как договор розничной купли-продажи с условием (обязательством продавца) о доставке товара. Статьей 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Кроме сказанного, при определении момента перехода права собственности необходимо учитывать положения ст. 499 ГК РФ, согласно которой в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина покупателя… Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Из сказанного следует, что при продаже товара через Интернет с условием о доставке товара почтой, право собственности на товар переходит к покупателю непосредственно в момент получения этого товара на предприятии связи. Соответственно вы вправе обратиться в суд для возврата оплаты за товар. Предварительно нужно направить претензию к продавцу. Если не ответит продавец, то тогда уже обращаться в суд. К исковому заявлению нужно будет приложить доказательства заключения договора, как я понимаю в вашем случае это только переписка в соцсети, оплаты товара — перевода. Обратиться в полицию также тоже хороший вариант, это может ускорить решение вопроса о возврате денежных средств.
Что касается применимого законодательства, то Закон о защите прав потребителей в вашей ситуации может быть применим, если продавец является ИП или осуществляет продажу товаров на постоянной основе. В принципе это может подтверждаться скриншотами страницы в соцсети. Тем не менее, если это доказать не получится, то Правоотношения физических лиц, вытекающие из заключенных между ними договоров, не будут подпадать под действие положений Закона № 2300-1 и регулироваться общими нормами гражданского права, тогда штраф по закону о защите прав потребителей взысканию с ответчика не подлежит.