8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
500 ₽
Вопрос решен

Возврат излишне уплаченного налога п. 7 ст. 78 НК РФ, п. 2.1 ст 52 НК РФ

Согласно пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость (далее - КС ).

Решением суда от 06.07.2017г., вступившим в законную силу 08.08.2017 (далее – Решение суда от 06.07.2017г.), действия органов кадастрового учёта (далее – ОКУ) по определению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений относительно спорного земельного участка (далее – ЗУ) признаны незаконными.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Незаконные действия ОКУ по определению и внесению в ЕГРН сведений относительно КС ЗУ повлекли за собой увеличение земельного налога более чем в 67 раз, указанными действиями было нарушено право истца на уплату законно установленного земельного налога.

Для восстановления своих прав, Истец обратился в Инспекцию ФНС (далее – Инспекция) с Заявлением от 20.02.2018г. в котором просил Инспекцию пересчитать размер земельного налога по ЗУ и вернуть излишне уплаченный налог.

На указанное заявление Инспекцией в адрес Истца направлено письмо от 05.03.2018, в котором сообщалось, что в резолютивной части Решения суда данные об обязании ОКУ внесения сведений об оспариваемой КС ЗУ отсутствуют. Соответственно, КС ЗУ установленная ранее не подлежит корректировке. С учетом вышеизложенного, оснований для перерасчета земельного налога в отношении ЗУ, а также возврата уплаченных денежных средств у Инспекции нет.

Для обязания ОКУ внесения достоверных сведений об оспариваемой КС ЗУ в ЕГРН Истец 23.09.2019 года обратился в суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений.

Решением суда от 02.07.2020 исковое заявление к ОКУ об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений было удовлетворено.

15.09.2020 ОКУ внесли в ЕГРН, на дату исчисленного ранее земельного налога, достоверные сведения о КС ЗУ.

Истец, устранив основания препятствующие восстановлению своих прав, ПОВТОРНО обратился к Инспекции с заявлением от 30.09.2020 г. о перерасчёте и возврате земельного налога.

На указанное заявление Инспекцией в адрес Истца направлено письмо от 13.10.2020, в котором Инспекция сообщает, что произвести перерасчет земельного налога не представляется возможным по следующим основаниям:

Согласно пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

При этом следует учитывать, что Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

ВОПРОС№1: Правильную ли защиту нарушенного права на уплату законно установленного земельного налога (далее – Право) выбирает Истец при подаче искового заявления о признании бездействия налогового органа (Инспекции) незаконными.

1. В отношении положения п.2.1 ст. 52 НК РФ. (перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом)

На основании ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из буквального толкования положений части 2.1 статьи 52 НК РФ, она не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления данной нормы в законную силу.

Право Истца было нарушено до даты вступления в законную силу части 2.1. статьи 52 НК РФ, о чём свидетельствует Решение от 06.07.2017г. в котором действия ОКУ, по определению и внесению в ЕГРН сведений относительно КС ЗУ признаны незаконными.

При этом спорные правоотношения между Истцом и Инспекцией возникли с момента начала восстановления Налогоплательщиком своих нарушенных прав, а именно с даты подачи Заявления от 20.02.2018г о пересчёте земельного налога по ЗУ, исчисленному Инспекцией от недостоверной кадастровой стоимости.

2. В отношении положения п. 7 ст. 78 НК РФ. (устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога)

Истцу о нарушении своего права уплачивать законно установленные налоги и как следствие о праве на возврат суммы излишне взысканного налога стало известно после вступления в законную силу 08.08.2017г. Решения суда от 06.07.2017г.

Действия по восстановлению нарушенного права он начал предпринимать:

- с 20.02.2018 года дата подачи заявления в Инспекцию с требованием сделать перерасчёт и возврат земельного налога исчисленного ранее с применением недостоверных сведений о КС СУ

- с 23.09.2019 года дата когда Истец обратился в суд с исковым заявлением к ОКУ. об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений.

Истец считает, что срок исковой давности на предъявление требований о возврате или зачёте излишне уплаченных налогов не пропущен в связи с несоблюдением налоговым органом обязанности по информированию о возникшей переплате. (пункт 3 статьи 78 НК РФ). При этом нужно учитывать, что переплата по налогу возникнет только после его перерасчёта.

Согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

ВОПРОС №2 Есть ли ещё какие то способы защиты, что бы обязать налоговые органы произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченного налога

11 ноября 2020, 08:58, Владимир, г. Москва
Михаил Григорьев
Михаил Григорьев
Юрист, г. Санкт-Петербург

Уважаемый Владимир! Здравствуйте! Скорее здесь административное исковое заявление о признании незаконными действий МИ ФНС Росси по… в… в отказе пересчета и возврата (или зачета — см. глава 12 НК РФ: http://www.consultant.ru/cons/...) в порядке ст.ст.218-223 КАС РФ.

Гос. пошлина: 300,00 руб. (см. ст.333.19 НК РФ) — если физ.лицо.

Наиболее верно изучить все Ваши документы, относящиеся к непростой ситуации, потом уже выдать более обоснованное мнение.

11 ноября 2020, 10:05
0
0
0
0
Консультация юриста бесплатно
Роман Артемьев
Роман Артемьев
Юрист, г. Москва
7.8 рейтинг

Здравствуйте, Владимир.

В Определении Конституционного суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано: в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Исходя из этого, в иске нужно ссылаться на то, что окончательно узнали об излишней уплате налога после вступления Решения суда от 02.07.2020 в законную силу.

ВОПРОС№1: Правильную ли защиту нарушенного права на уплату законно установленного земельного налога (далее – Право) выбирает Истец при подаче искового заявления о признании бездействия налогового органа (Инспекции) незаконными.

Истец должен, помимо этого требования, также заявить требование об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога.

ВОПРОС №2 Есть ли ещё какие то способы защиты, что бы обязать налоговые органы произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченного налога

В данной ситуации возможен только судебный путь, так как Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на возврат налога.

С уважением, Роман.

11 ноября 2020, 21:20
2
0
2
0
Владимир
Владимир
Клиент, г. Москва

Добрый день Роман!

Совет хороший по поводу того, что "в иске нужно ссылаться на то, что окончательно узнали об излишней уплате налога после вступления Решения суда от 02.07.2020 в законную силу." ( это касается п.7 ст 78)

Но как поступить с п. 2.1 ст. 52 в которой говорится, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется неболее чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

12 ноября 2020, 07:26

В контексте этой статьи приведенное положение, на мой взгляд, относится к случаям перерасчета налога по решению налогового органа. У Вас перерасчет будет производиться на основании решения суда.

12 ноября 2020, 07:49
Услуги юристов в Москве
Мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Похожие вопросы
Налоговое право
Здравствуйте мне отказали в возврате излишне оплаченного налога на основании 88 ст НК РФ что это за статья и что делать
здравствуйте мне отказали в возврате излишне оплаченного налога на основании 88 ст НК РФ что это за статья и что делать
07 декабря 2020, 04:05, вопрос №2929626, Надежда, г. Хабаровск
1 ответ
Налоговое право
I48 АПК РФ по причине несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора?
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить на его расчетный счет сумму излишне уплаченного налога в порядке ст. 78 НК РФ. До обращения в суд заявление в налоговый орган о возврате излишне взысканного налога налогоплательщиком не подавалось. Правомерно ли оставление судом заявления без рассмотрения в порядке ст. I48 АПК РФ по причине несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора? Ответ обоснуйте.
01 ноября 2020, 15:38, вопрос №2900951, Анастасия Веденкова, г. Смоленск
1 ответ
Налоговое право
Налоговое резидентство по налогу на прибыль по компании- правообладателю ( США)
Ситуация: Есть трехсторонний договор (далее договор) между компаниями - А- Правообладатель (резидент США, представительства в РФ нет); - Б- Контролер (российское ООО, эксклюзивный дистрибьютор продукции Правообладателя (А); - С- Исполнитель (российское ООО, имеет доверенность на представление интересов по защите исключительных прав и ведению судебных дел от Правообладателя (А) В договоре указано, что в случае выигрыша в суде дела Исполнителем (С) и получения Исполнителем (С) с Ответчиков по исполнительному листу денежной компенсации за нарушения исключительных прав Правообладателя (А), они (денежные средства, собственность Правообладателя) остаются на территории РФ в качестве вознаграждения: Контролеру (Б) -10 % от суммы Исполнителю (С) -90% от суммы Рассуждения: 1. Формально компенсация за нарушение исключительных прав является налогооблагаемым доходом (20%) и если правообладатель – иностранное лицо, то при выплате А (Правообладателю) этой компенсации нужно удерживать 20 % и перечислять их в бюджет РФ. 2. С США (а Правообладатель оттуда) у РФ есть соглашение об избежании двойного налогообложения, из которого следует, что этот доход облагается только в США и в РФ ничего удерживать и платить не нужно (получить от Правообладателя сертификат налогового резидента США) 3. В силу отношений по договору фактически деньги в США уходить не будут, будут только приходить р/счёт Исполнителя (С) и частично перечисляться на р/счёт Контролера (Б); 4. Из п. 3 следует, что в США Правообладатель (А) ничего платить не будет. Ответ : 1) Считаем, что выступать в РФ в качестве налогового агента по налогу на прибыль не нужно на основании п. 2 ст. 287 НК РФ, т.к. исчисление налога и его удержание налоговый агент обязан произвести непосредственно при выплате дохода, а перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты (или иной передачи) дохода иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).С вознаграждения каждое из российских ООО должны уплатить налоги с доходов, в соответствии с выбранным налоговым режимом. 2) Поскольку полученная по суду денежная компенсация- собственность Правообладателя и мы обязаны ему ее (компенсацию) перечислить, а Правообладатель обязан нам заплатить вознаграждение за наши услуги, то мы делаем Соглашение о зачете взаимных требований на всю сумму компенсации. Данное Соглашение приравнивается к "выплате дохода" Правообладателю и на дату заключения такого Соглашения, Правообладатель обязан исчислить и уплатить налог в США (при условии, что у Исполнителя будет сертификат о налоговом резиденстве Правообладателя+ документ о том, что Правообладатель конечный бенифициар и имеет право получить этот доход) либо, если мы не получаем сертификат налогового резидента и документа о конечном бенефициаре от Правообладателя, то должны выступить в качестве налогового агента по налогу на прибыль на основании норм ст.309 НК РФ ? Вопрос: Как эксперты, считаете правильным ответом п.1 или п.2 ? Если оба не верны, просим прояснить налогообложение в данной конкретной ситуации.
28 августа 2020, 11:54, вопрос №2851017, Наталия, г. Москва
1 ответ
Налоговое право
Отказ в возврате налога на обучение по 3НДФЛ
Добрый день. 24.12.2019 подала через сайт налог.ру 3 ндфл за 2016 год на возврат налога на обучение. Камеральная проверка закончилась положительно только в феврале 2020 г. Уже 14 февраля 2020 г. подала заявление на возврат подтвержденной налоговым органом суммы за обучение в 2016 г. В итоге пришел отказ от налогового органа с формулировкой "Ваше заявление на возврат НДФЛ за 2016 г. остается без исполнения, т.к. согласно п. 7 ст 78. НК РФ, заявление о зачете и о возврате излишне уплаченного налога может быть подано не позднее 3 предшествующих лет налогового периода, за который подана налоговая декларация. По налоговой декларации налога на доходы физических лиц за 2016 г. возврат не производится.". Как такое может быть, если рассмотрение заявления производится в любом случае не ранее окончания налоговой проверки, т.е. его рассмотрели бы не ранее 2020 года.? Правомерно ли решение налоговой? Заранее спасибо!
21 февраля 2020, 18:10, вопрос №2693220, Марина, г. Балашиха
3 ответа
Налоговое право
Имущественный вычет неработающему пенсионеру
Здравствуйте! В 2014 г. купила квартиру (являюсь неработающим пенсионером с 2013 г.),в этом же году было оформлено свидетельство о праве собственности. В 2015 г. обратилась в ИФНС о предоставлении имущественного вычета, с декларациями за 2013 (нулевая), 2012, 2011 гг. Имущественный вычет предоставили только за 2012 г, за 2011 - отказали в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты налога (п.7, ст. 78 НК РФ). Правомерен ли отказ в предоставлении имущественного вычета за 2011 год? Заранее спасибо за ответ!
06 апреля 2015, 10:20, вопрос №792317, Нина, г. Ульяновск
1 ответ
Дата обновления страницы 13.11.2020