Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правильны ли действия управления железной дороги и арбитражного суда? Каковы основные правила оформления несохранности прибывшего груза, в каком (каких) акте (актах) они установлены?
При разгрузке вагона получатель груза обнаружил недостачу 3-х тонн семян подсолнечника, отправленных ему поставщиком. На просьбу зафиксировать недостачу коммерческим актом начальник станции ответил отказом, ссылаясь на то, что вагон прибыл в исправном состоянии и пломбы грузоотправителя не нарушены.
Через две недели грузополучатель обратился к ОАО «РЖД» в лице его Управления ЗСЖД с претензией о возмещении ему стоимости недостающего груза. Дорога претензию не приняла, ссылаясь на отсутствие коммерческого акта. Исковое заявление, направленное в арбитражный суд, было возвращено с пометкой – «не соблюден претензионный порядок».
Правильны ли действия управления железной дороги и арбитражного суда? Каковы основные правила оформления несохранности прибывшего груза, в каком (каких) акте (актах) они установлены?
Добрый вечер, Анастасия!
Порядок фиксации отклонения в количестве принимаемого груза (товара) определяется договором поставки и в Вашей ситуации Уставом железнодорожного транспорта РФ. Статьей 41 УЖТ установлены случаи при которых перевозчик обязан принимать участие при приёмке груза без заключения отдельного договора.
Статья 41. Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в следующих случаях:
прибытие груза в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;
прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
В указанных в настоящей статье случаях или в случае обнаружения обстоятельств, которые могут повлиять на состояние и массу тарных и штучных грузов, перевозчик при выдаче проверяет состояние и массу таких грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке.
Могу предположить, что на эту статью сослался перевозчик отказывая в составлении коммерческого акта.
Вместе с тем статьей 42 УЖТ установлена обязанность перевозчика принять участие при обнаружении недостачи.
Статья 42. В случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
Поэтому, на мой взгляд, отказ перевозчика в составлении коммерческого акта не правомерен.
Вместе с тем, поскольку вагон прибыл в опломбированном виде, недостача груза вероятнее всего возникла при загрузке вагона поставщиком. И претензии нужно предъявлять к нему.
Касаемо позиции арбитражного суда то, скорее всего действительно не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, т.к. законом перевозчику предоставлен срок ответа на претензию — 30 дней с момента её получения.
Статья 124 УЖТ. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.