8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Согласно какой норме закона запрещается менять вид разрешенного использования арендованного участка?

Здравствуйте. Имею в аренде участок под садоводство. Хочу поменять вид разрешенного использования на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Участок приобретался не на основании аукциона. Построек на участке нет. категория - земли населенных пунктов. Территориальная зона предусматривает виды разрешенного использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" и "личное подсобное хозяйство". То есть перевод под ИЖС возможен. Обратилась в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования с садоводства на ИЖС. Администрация отказала без указания конкретной статьи закона. Подскажите согласно какой норме закона запрещается менять вид разрешенного использования арендованного участка с садоводства на ИЖС?

Показать полностью
, Марина, г. Пермь
Загра Абдуллаева
Загра Абдуллаева
Юрист, г. Махачкала

Добрый день, по требованию арендатора, если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования, изменить вид разрешенного использования не представляется возможным.

https://rosreestr.ru/site/pres...

Также, в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.), предусмотрено следующее:

3. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Гражданин, являющийся арендатором земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)», обратился в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка на вид «индивидуальное жилищное строительство», в чем ему было отказано.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, удовлетворено заявление истца, признан неправомерным отказ департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка, на администрацию муниципального образования возложена обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «размещение объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)» на вид «индивидуальное жилищное строительство», а также заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, указав вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» и информацию о размере арендной платы, соответствующем виду разрешенного использования земельного участка.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции указал следующее.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление истца, исходили из отсутствия запретов либо иных ограничений для изменения вида разрешенного использования земельного участка, связанных с процедурами приобретения прав на земельный участок, и не ставили в зависимость от способа приобретения прав на земельный участок возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, спорный земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах муниципального образования, где индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования земельного участка.

Между тем из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Материалами дела подтверждалось, что земельный участок предоставлен истцу на основании решения органа местного самоуправления с предварительным согласованием места размещения объекта и без проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Согласно кадастровому паспорту разрешенное использование спорного земельного участка — «для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)».

При этом предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения.

Поскольку земельный участок предоставлен истцу для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «для индивидуального жилищного строительства» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признал отказ департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка правомерным и соответствующим законодательству Российской Федерации.

Необходимо иметь в виду, что положениями действующей редакции главы V.1 Земельного кодекса также предусматривается процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, посредством проведения аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

1
0
1
0
Похожие вопросы
1000 ₽
Вопрос решен
Земельное право
Какие нормативные акты и строительные нормы это регулируют?
Я владею сельскохозяйственным участком, доступ к которому может быть осуществлён через другой, соседний сельскохозяйственный участок, либо через деревенскую дорогу. Но деревенская дорога достаточно узкая, с маленькими обочинами и резкими поворотами под 90 градусов. Я хочу оформить сервитут для проезда через пустой соседний с/х участок. Но надо обосновать невозможность проезда крупной сельскохозяйственной техники через деревню. Какие требования к минимальной ширине проезжей части и минимальной ширине обочины с каждой стороны существуют для проезда сельскохозяйственной и строительной техники? Какие нормативные акты и строительные нормы это регулируют? На что можно сослаться в суде по установлению сервитута, чтобы суд признал дорогу через деревню непригодной для использования для доступа к моему участку? Нужны конкретные ссылки на документы, пункты в них и цитаты.
, вопрос №4165777, Андрей, г. Москва
Земельное право
Какими нормами в данном случае предусмотрены расстояния между проездом и участком?
Добрый день, проконсультируйте пожалуйста по вопросу минимального отступа от границы моего участка до пожарного проезда, который закладывается застройщиком многоквартирного дома (ж_д 5). Мой участок ИЖС (отмеченный на схеме и градостроительном плане) как "24" и "6382" граничит с участком застройщика, и по границе проведена красная линия. На моем участке в метре от границы со стороны участка застройщика ранее (до планирования многоэтажной жилой застройки) построен гараж примыкающий к дому (отмечен на схеме из ЕГРН). На данный момент застройщик планирует строительство пожарного проезда (закладку бордюрного камня) на расстоянии 15 сантиметров от моего забора (стоящего по границе участка (красной линии). Должен ли застрощик в данной ситуации делать отступ от моего забора до проезда и какой минимум? какими нормами в данном случае предусмотрены расстояния между проездом и участком?
, вопрос №4165379, Егор, г. Смоленск
386 ₽
Социальное обеспечение
Входит в стаж на досрочную пенсию 42 года работа в налоговой полиции согласно ФЗ 400 согласно закона не входит в стаж работа в органы МВД, но налоговая не относилась к органам МВД, или я ошибаюсь?
Входит в стаж на досрочную пенсию 42 года работа в налоговой полиции согласно ФЗ 400 согласно закона не входит в стаж работа в органы МВД , но налоговая не относилась к органам МВД, или я ошибаюсь?
, вопрос №4165363, Наталия, г. Краснодар
Земельное право
Или нормы 20 м от границы участка?
Здравствуйте. У нас дом в поселке, земли ИЖС. Дом зарегистрирован. Администрация поселения хочет установить мусорные контейнеры, заказали проект и говорят что сделали его экспертизу. Хотят установить контейнерную площадку на стыке нашего участка и соседнего, сразу за забором, получается сбоку от дома. Я звонила в администрацию, мне сказали можно на расстоянии 20 м от дома. Правомерно ли это? Или нормы 20 м от границы участка?
, вопрос №4165033, Юлия, г. Москва
Все
Согласно ст 80 УК РФ мне заменили лишение свободы на принудительные
Согласно ст. 80 УК РФ мне заменили лишение свободы на принудительные работы. Согласно ст. 80 наказание в виде принудительных работ может быть также заменено более мягким видом наказания: штраф, ограничение свободы, исправительные работы. С какого момента исчисляется срок подачи документов на замену наказания более мягким его видом: с момента вынесения приговора или с момента начала отбытия принудительных работ?
, вопрос №4164872, Виталий, г. Смоленск
Дата обновления страницы 27.03.2020