8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
800 ₽
Вопрос решен

Размер выплат по ДТП

Здравствуйте. В ДТП я являюсь потерпевшим. Автомобиль Мазда СХ-7, страховая компания виновника оплатила 400 тыс. Ремонт авто без учета износа составляет 1 200 000 р. Рыночная же стоимость аналогичных авто составляет на сегодня 500 - 700 тыс. руб. Могу я обратиться в суд к виновнику за выплатой разницы между ценой ремонта (без учета износа) и выплатой по ОСАГО 400 тыс. руб. ? Какова практика? Спасибо.

, Mark, г. Красноярск
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Марк, практика в настоящее время складывается в пользу взыскания с виновника, разницы между произведенной выплатой и суммой фактической выплаты.

Так по смыслу ст. 1072 ГК РФ

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Обоснованность такого рода взыскания подтверждено и Конституционным Судом РФ в Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П

где отмечалось, что 

5.3. Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Для получения указанной разницы между произведенной выплатой и фактическим вредом, вам нужно представить доказательства того. что размер выплаченной страховой компанией суммы недостаточно для полного возмещения причиненного вреда. 

0
0
0
0
Mark
Mark
Клиент, г. Красноярск

Спасибо!

Могу я обратиться в суд к виновнику за выплатой разницы между ценой ремонта (без учета износа) и выплатой по ОСАГО 400 тыс. руб. ?

Mark

Естественно Вы можете обратиться в суд с требованием о возмещении причиненного вреда.

Только примите во внимание ряд моментов. 

В большинстве случаев судам для рассмотрения дела достаточно в качестве доказательства размера требований для возмещения причиненного ущерба. заключения эксперта, где определена стоимость полного возмещения.

расчет делается в виде разницы определенной экспертом суммы и суммой выплаченной страховой компанией.

Однако, на сегодняшний день, с учетом буквального толкования ст. 1072 ГК РФ суды требуют представить документальное подтверждение того, что Вы понесли фактические расходы по ремонту автомобиля (заказ-наряд, акт выполненных работ и т.п.).

Речь идет о взыскании разницы между выплаченной страховой компанией суммы и суммой фактических затрат на проведение восстановительного ремонта.

Таким образом вы можете потребовать представить документы подтверждающие проведение ремонта и его стоимость.

Именно на возможность компенсации разницы данной суммы при условии фактического проведения ремонта и исходит складывающаяся судебная практика.

Как пример

Решение Балаковского районного суда Саратовской области

№ 2-1574/2017 2-1574/2017~М-1269/2017 М-1269/2017 от 21 августа 2017 г. по делу № 2-1574/2017

В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения дела автомобиль истца не восстановлен, на сумму страхового возмещения, полученную им 26.04.2017 года, он ремонтные работы автомобиля не проводил, запасные части для ремонта не приобретал. Представленные им прайс-лист ИП Устинова М.А. о стоимости запасных частей, справка ООО «РБ-Сервис» о стоимости ремонтных работ не подтверждают фактических расходов истца на восстановление автомобиля и не свидетельствуют о недостаточности лимита страхового возмещения на эти цели.Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета его износа согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Решение № 2-1687/2017 2-1687/2017~М-1802/2017 М-1802/2017 от 7 сентября 2017 г. по делу № 2-1687/2017 Ленинского районного суда г. Пензы



Для этого потерпевший должен доказать, что размер ущерба превышает сумму страхового возмещения, представить надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования к Абузярову Р.Ф. не основаны на законе и являются необоснованными, поскольку заявленная к взысканию сумма не является реальным ущербом, понесенным истцом, а складывается из разницы сумм ущерба с учетом износа и без учета износа, определенных заключением экспертизы.

Но практика по данному вопросу как уже отметил не однозначна и зачастую по такой категории дел назначается судебная экспертиза на основании которой и принимается судом решение. 

0
0
0
0
Вера Горячева
Вера Горячева
Юрист, г. Ярославль

Марк, доброго дня! я в большей части соглашусь с коллегой, но уточню ответ. Насколько я понимаю, вас интересует вероятность взыскания с виновника доплаты в размере 800 тыс .( 1,2 млн это стоимость ремонта без учета износа- 400 тыс. это выплата страховой= 800 тыс. ). Такую сумму вам никто не взыщет. В рамках ваших отношений нет законодательно утвержденной методики ремонта авто- вы можете предоставить заключение оценщика, можете предоставить дефектовку с официального дилера, можете предоставить акт выполненных работ по ремонту. Суд будет оценивать все эти доказательства и на основании них вносить решение. НО, имеются методики определения рыночной стоимости авто на момент ДТП. Имеются официальные справочники по стоимости авто, которые издаются ежемесячно. В вашей ситуации вы не сможете требовать больше рыночно стоимости авто. Я полностью соглашаюсь с коллегой Михаилом и приведенными им нормативными актами в части того, что вы вправе требовать полного возмещения вреда. Но это не означает, что бы должны получить денег больше стоимости имущества в доаварийном состоянии. В доаварийном состоянии авто стоило 500-700 тыс. и виновник обязан вам произвести доплату ровно до той суммы чтобы получились эти же 500-700 тыс. В противном случае у вас возникнет неосновательное обогащение по правилам ст. 1102 ГК РФ. 

На практике, когда констатируется полная или конструктивная гибель авто взыскание идет по следующей схеме: 

1) расчет и выплата страхового возмещения ( у вас 400 тыс);

2) определение стоимости полного ремонта по стоимости без учета износа и не по методике ЦБ РФ, а по среднерыночным ценам;

3) определение рыночной стоимости авто на момент ДТП.

4) определение стоимости годных остатков авто;

5) определение порядка выплаты (вы можете потребовать от виновника выплаты стоимости полной разницы между рыночной стоимостью авто и страховой выплатой, но при этом обязаны отдать ему годные остатки. ЛИБО вы вправе потребовать выплаты в размере рыночная стоимость авто- страховое возмещение- стоимость годных остатков). 

Чтобы выбрать правильный вариант нужно смотреть фактические повреждения. Очень часто авто «тоталят» при очень незначительных повреждениях (например при лобовом ударе на вашем авто могут сработать 4 подушки безопасности+2 преднатяжителя ремней+ блок управления+замена руля+ замена торпедо+замена общивки и стоимость только этих деталей составит 200-300 тыс без учета износа. При этом все авто может оказать целым).

Смотрите например: 

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.10.2018 по делу N 33-6676/2018 Требование: О взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП, компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП его автомобиль получил механические повреждения, а также был причинен легкий вред его здоровью. При обращении к страховщику в выплате страхового возмещения было отказано. Решение: Требование удовлетворено частично.

В соответствии с заключением (номер) от 03.07.2017 г. ИП П.С.Л., предоставленного в суд с исковым заявлением, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца с учетом износа составляет 474 300,00 рублей; при этом среднерыночная стоимость аналогичного транспортного средства составляет 362 520,00 рублей, стоимость годных остатков составляет 59 596,48 рублей. Экспертом указано, что величина материального ущерба, вызванного повреждением транспортного средства в размере 302 900,0 рублей.
Решение суда первой инстанции обжалуется истцом в части размера подлежащих взысканию материального ущерба и компенсации морального вреда, в связи с чем, в данной части является предметом апелляционной проверки в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о необходимости взыскания с ответчика стоимости восстановительного ремонта транспортного средства установленного заключением эксперта, без учета его полной гибели, судебная коллегия отмечает, что указанный вывод суда постановлен в соответствии с положениями норм материального права и не нарушает право истца на полное возмещение вреда, предусмотренное ст. ст. 15, 965, 1064, 1079 ГК РФ, а также разъяснениям, данным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 г. N 6-П.
Из содержания п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 года N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по смыслу вытекающих из ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 и 52 гарантий права собственности, определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес или — принимая во внимание в том числе требование п. 1 ст. 16 Федерального закона „О безопасности дорожного движения“, согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, — с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 „О применении судами некоторых положении раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Конституционный суд в Постановлении от 10.03.2017 года N 6-П указал, что размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (пункт 13 Указанного выше Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
При определении целесообразности восстановительного ремонта применяются положения „Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов“, в соответствии с разделом 2 которых под полным уничтожением АМТС в МР понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения, физически невозможно или экономически нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатационного износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов составляет 80% и более его стоимости на момент повреждения).
В судебном заседании достоверно установлено, и следует из экспертного заключения предоставленного стороной истца, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет более 100% от стоимости самого транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем ремонт последнего экономически не целесообразен, что верно установил суд первой инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы направленные на оспаривание размера материального ущерба.

Нужно оценить ни расчетную стоимость ремонта, а реальную с учетом ремонта авто по возможности более дешевыми деталями (неоригинал, разборка, покупка донора и и т.д.). И исходя из этого выбрать вариант либо оставлять авто себе, либо отдавать его виновнику. В любом случае вам нужно готовить заключение о максимально высокой стоимости доаварийного авто и о максимально низкой стоимости годных остатков, тогда у вас получится наибольшая дельта и наибольшие требования к виновнику. 

0
0
0
0
Mark
Mark
Клиент, г. Красноярск

Спасибо!

Похожие вопросы
586 ₽
Вопрос решен
Социальное обеспечение
Скажите, пожалуйста, лишат ли меня данной социальной выплаты в этом случае?
Я инвалид третьей группы. Я получаю пенсию в размере 7 тысяч рублей и московскую социальную доплату к ней в размере 18 тысяч рублей. Я собираюсь сдавать свою квартиру в аренду за 40 тысяч рублей как самозанятый, страховые взносы платить не собираюсь. Скажите, пожалуйста, лишат ли меня данной социальной выплаты в этом случае?
, вопрос №4105128, Ирина, г. Москва
700 ₽
Автомобильное право
Приветствую лишен прав по ДТП, в 19 года на 1, 5 года время прошло я не ходил да правами, щас за рулем трезвым сяду, без прав, какое наказание будет?
Приветствую ) лишен прав по ДТП , в 19 года ) на 1,5 года ) время прошло я не ходил да правами , щас за рулем трезвым сяду , без прав , какое наказание будет ?
, вопрос №4104822, Павел, г. Москва
Взыскание задолженности
Здравствуйте Я попал в ДТП на сумму выплаты составляет 1 млн руб Я боюсь что у меня могут я не могу заплатить
Здравствуйте Я попал в ДТП на сумму выплаты составляет 1 млн руб Я боюсь что у меня могут я не могу заплатить эти деньги у меня могут забрать квартиру я хочу переоформить на родного брата по данравственной стоит ли это делать
, вопрос №4104037, Павел, г. Москва
300 ₽
Все
Можно ли взыскать в данной ситуации полную стоимость восстановительного ремонта после ДТП?
Добрый день, подскажите, пожалуйста нужна судебная практика для решения спорного вопроса, гражданин обратился к ответчику за взысканием размера ущерба при ДТП сверх оплаты по осаго, так как осаго выплатило 400000,00 руб. Проведена судебная экспертиза уже в суде и вот результаты: восстановительный ремонт составил: с учетом износа: 484300 (Четыреста восемьдесят четыре тысячн триста) руб. без учета износа: 1366226 (Один миллион триста шестьдесят шесть тысяч двести двадцать шесть) руб. 52 коп. Рыночная стоимость транспортного средства марки Опель : на дату дорожно - транспортного происшествия, произошедшего 30.07.2022 656000 (Шестьсот пятьдесят шесть ты~яч))руб.; на день вынесения определения суда о назначении экспертизы: 637200 (Шестьсот тридцать семь тысяч двести) руб. Полная гибель транспортного средства марки Опель рассматриваемом случае, не наступила, годные остатки не считалась.  Вопрос может ли потерпевший требовать без учета износа 1366226 руб.? И какое решение по суммам предположительно вынесет суд.Заседание будет в июне, думаем уточняться или нет. Спасибо!
, вопрос №4102710, Александр, г. Балтийск
Автомобильное право
Муж попал в дтп, машине нанесен существенный ущерб, пострадавших нет
Здравствуйте! Муж попал в дтп, машине нанесен существенный ущерб, пострадавших нет. Виновник дтп - пьяный водитель лишенный прав на чужом автомобиле. Вопрос - возместит ли нам ущерб страховка хозяина автомобиля, который доверил свое авто нетрезвом у другу без водительских прав?
, вопрос №4102203, Екатерина, г. Новочеркасск
Дата обновления страницы 15.11.2019