Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий
Добрый вечер! Муж является военнослужащим/г.Севастополь. Срок его службы 20 лет. Детей нет. В связи с тем, что моё фактическое место работы - г.Ростов-на-Дону, нам было отказано в признании меня нуждающейся в улучшении жилищных условий (получение субсидии). Также, в связи с другим фактическим местом моего проживания, мне отказали и в компенсации при оформлении служебной квартиры. Прописаны по одному адресу (город Севастополь). Недвижимости в собственности не имеем/не имели. Правомерно ли это и как стоит поступить в данной ситуации?! Спасибо.
Здравствуйте.
Немного непонятно. Вы где не получили компенсацию и где именно Вам отказали в признании нуждающейся? В РнД или в Севастополе?
Насколько понимаю отказ был обусловлен тем, что фактически Вы совместно с супругом не проживаете.
При этом условием предоставления жилищной субсидии является именно фактическое совместное проживание военнослужащего и членов его семьи.
Как отмечается в
Приказе Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510
«Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы»
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения:
копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
В свою очередь в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) отмечалось, что
Из изложенного следует, что обеспечение жилым помещением при перемене места жительства указанной категории граждан (как военнослужащих, так и членов их семей) осуществляется при их совместном проживании.
Такого рода позиция встречалась и в
Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АПЛ17-506
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, социальная гарантия в виде обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства предоставляется указанным категориям военнослужащихи совместно проживающим с ними членам их семей только при условии сдачи соответствующему органу жилых помещений по прежнему месту жительства.
Аналогичным образом стоит исходить и при толковании вопросов жилищного обеспечения в форме предоставления субсидии, где условием предоставления также будет рассматриваться факт совместного проживания.
Здравствуйте, Оксана!
Желательно посмотреть на мотивировку отказа в виде официального документа.
Но, стоит понимать, что одним из решающих оснований для жилищного обеспечения членов семь военнослужащего, является факт их совместного проживания.
Например,
Определение ВК Верховного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 211-В11-8
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений; военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы — жилые помещения на общих основаниях.Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.
Важно понять, что понимается под «совместным проживанием», не всегда учитывается только регистрация, но и фактическое местонахождение гражданина также берется в расчет. Наличие регистрации по месту жительства является лишь одним из доказательств проживания гражданина по конкретному адресу.
В частности, при установлении факта проживания совместно с собственником следует исходить из требований ст. 20 ГК РФ.
1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Стоит понимать, что по смыслу Жилищного Кодекса РФ, совместное проживание предполагает ведение всеми членами семьи общего хозяйства, т.е. участие в несении общих расходов, использование жилого помещения в общих интересах, подчинение интересов отдельных членов семьи общесемейным интересам.
Поэтому, Вам придется доказывать факт совместного проживания с супругом в суде и суд уже примет решение по Вашего делу.
А кто подал сведения о Вашем фактическом месте проживания в орган жилищного обеспечения? Не редки случаи, когда военнослужащие уезжают на новое место службы без жен, которые остаются работать и жить в другом городе. Но в целях жилищного обеспечения военнослужащего с учетом членов семьи делают постоянную регистрацию по месту прохождения службы. При этом они не подают сведения о фактическом месте проживания супруги.
Как указано в Приказе Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510:
1… копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
Иных документов требовать не имеют права.
Поэтому, Если и придется доказывать факт совместного проживания, придется доказывать только этот факт, как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»
11. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
Поэтому, побороться за свое право в суде представляется возможным.
Хорошо бы посмотреть отказ и его мотивировку.