292 юриста сейчас на сайте

Консультируйтесь с юристом онлайн

292 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Общие вопросы

Компенсация за погибшего в ДТП

Добрый день! Обратились в Росгосстрах в 2019 году, за получением страховки по погибшему в ДТП в 2014 году. Получили отказ, ссылаясь на то, что заявитель не являлся иждивенцем у погибшего. А заявитель - это мать погибшего, о чём мы предоставили соответствующие документы. Мы с этим не согласны. Подскажите пожалуйста, имеют ли право близкие родственники - не иждивенцы (мать, сын, дочь, супруг) погибшего , получить страховку? Если да, то согласно каким нормативам? Обращаю ваше внимание, страховой случай произошел 2014 году, до изменений в законе об ОСАГО.

IMG_156458IMG_1564587494856.jpg7494856.jpg
31 Июля 2019, 18:55, вопрос №2456107

Уточнение клиента

Друзья, у кого из вас в практике были дела по погибшим в ДТП, по старым законам? Я имею ввиду до этих Положений ЦБ от 19.09. 2014 года и изменений в законе об ОСАГО 2015 года. Если были, то дайте ссылку на решения. О том, на что вы ссылаетесь мы читали, и не раз. Но конкретики мы не находим. Нас интересует судебные дела, в которых родственник(не иждивенец) получил страховку за погибшего(не иждивенец тоже). Интересует период до этих изменений
31 Июля 2019, 21:17
1000 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Юрист - Пэтр
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Москва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день! Силу  п.6 ст. 12 ФЗ Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)

В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательствомна возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).

Также в данной норме есть отсылка на  ГК РФ Статья 1088. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца



1. В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Таким образом, полагаю, что нужно привести доказательства того, что супруг или другой член семьи занят уходом за его детьми или другими находившимся на иждивении лиц и еще раз предоставить их в страховую, если таких доказательств нет, то увы врятли. Если уход действительно осуществляется, то следует еще раз направить запрос в страховую  с вышеуказанными подтверждениями, также можете приложить и Определение Верховного Суда (см. ниже). Если снова откажут, то остается взыскание уже в претенциозном и судебном порядке. Вот судебная практика по аналогичной ситуации (ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №41-КГ17-35 ОПРЕДЕЛЕНИЕ   12 декабря 2017 г. https://юрист-сочи.рус/informa...). 

Надеюсь ответ поможет Вам.

31 Июля 2019, 19:16
q Отблагодарить
0 0
получен
гонорар
100%
Юрист - Михаил
9,4
Рейтинг Правовед.ru
19151
ответ
10388
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Саратов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день.

Мы с этим не согласны. Подскажите пожалуйста, имеют ли право близкие родственники — не иждивенцы (мать, сын, дочь, супруг) погибшего, получить страховку?

Рустам

Да, они имеют на это право и на это прямо обращено внимание в п. 4.4 

Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

4.4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего к выгодоприобретателям относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца).
При отсутствии лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, право на возмещение вреда имеют супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

При этом указанные лица могут не находится на их иждивении умершего или умерший не должен был находится у них на иждивение.

На это обращено внимание и в судебной практике.

Например,

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N 11-КГ18-1

Из вышеприведенных норм следует, что законодателем закреплено право супруга, как выгодоприобретателя, на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего вне зависимости от того, находился переживший супруг у погибшего супруга на иждивении или нет. Действующее законодательство также не связывает возможность обращения с заявлением о возмещении вреда пережившим супругом с нахождением погибшего супруга у него на иждивении.

Таким образом, здесь не требуется доказательства того, что лица находились на иждивении друг друга или как вам было рекомендовано выше  привести доказательства того, что супруг или другой член семьи занят уходом за его детьми или другими находившимся на иждивении лиц.

Супруг, родители, дети потерпевшего вправе рассчитывать на получение выплаты в силу абз.2 п. 4.4 в на общих основаниях. 

31 Июля 2019, 19:19
q Отблагодарить
3 0
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате
4.4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего к выгодоприобретателям относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца).
При отсутствии лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, право на возмещение вреда имеют супруг, родители, дети потерпевшего, граждане,у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

Также следует учесть, что во первых это акт Банка России, который по иерархии нормативных актов ниже федерального закона, так как его деятельность подчинена самим  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

Также следует добавить, что в п.4.4 Положении Банка России также  после  слов тех кто имеет право на возмещение оговорка (у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.)

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N 11-КГ18-1

Что касается судов, то там сказано вне зависимости от того, находился переживший супруг у погибшего супруга на иждивении или нет, а в том же положении  супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

Однако дальше по тексту в определении Суда… Действующее законодательство также не связывает возможность обращения с заявлением о возмещении вреда пережившим супругом с нахождением погибшего супруга у него на иждивении...

31 Июля 2019, 19:45
9,4
Рейтинг Правовед.ru
19151
ответ
10388
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Саратов
Общаться в чате
что во первых это акт Банка России, который по иерархии нормативных актов ниже федерального закона, так как его деятельность подчинена самим  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

Пэтр Бабич

Только не забудьте, что по смыслу ст. 5 ФЗ «Об ОСАГО»

1. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России) в правилах обязательного страхования.

Положение — в данном случае является актом прямого регулирования в силу указания в законе.

также  после  слов тех кто имеет право на возмещение оговорка (у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.)

Пэтр Бабич

Эта оговорка касается иных граждан, что прямо указано в данном пункте.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции, отказавшим в удовлетворении исковых требований по тому основанию, что не представлено доказательств нахождения одного из супругов на иждивении другого, допущено неправильное толкование норм законодательства, подлежащих применению по настоящему делу, что в силу ст. 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииявляется основанием к отмене судебных актов в кассационном порядке.

31 Июля 2019, 19:50
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате

Это все хорошо, но как быть тогда с  нормой п.6 ст. 12 ФЗ Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»



В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).

  и «нормой отсылки»   ГК РФ Статья 1088. п.1

«Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца „



пункт 1. В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

Вышеперечисленные законы тоже не из пальца высосаны. И что есть возможность, что страховая компания применит ее, а суды поменяют позицию в таком случае. Такая же вероятность есть, правильно?

31 Июля 2019, 20:00
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате

Но я примерно понял логику Суда, который вынес такой вывод.

В силу  п. 4.4.2.  Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П

В целях получения страховой выплаты лица, указанные в абзаце втором пункта 4.4, предоставляют страховщику:



копию свидетельства о смерти;

свидетельство о заключении брака в случае, если за получением страхового возмещения обращается супруг потерпевшего;



свидетельство о рождении ребенка (детей) в случае, если за получением страхового возмещения обращаются родители или дети потерпевшего.

Ведь там ничего не сказано, что надо предоставить документ о том, умерший находился на иждивении.

31 Июля 2019, 20:17
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате

Получается Суд толкует  п.6 ст. 12 ФЗ Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следующим образом:

В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц (если отсутствуют лица которые перечислены  ГК РФ Статья 1088. п.1)— «супруг», «родители», «дети потерпевшего», "граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (отдельно)" (выгодоприобретатели).

Таким образом, со ссылкой на решение вышеуказанных судов писать претензию в адрес страховщика. При отказе судиться уже. Надеюсь ответы помогли Вам.

31 Июля 2019, 20:27
Рустам
клиент, г. Краснодар
Михаил, у вас в практике были дела по погибшим в ДТП, по старым законам? Я имею ввиду до этих Положений ЦБ от 19.09. 2014 года и изменений в законе об ОСАГО 2015 года. Если были, то дайте ссылку на решения. О том, на что вы ссылаетесь мы читали, и не раз. Но конкретики мы не находим. Нас интересует судебные дела, в которых родственник(не иждивенец) получил страховку за погибшего(не иждивенец тоже). Интересует период до этих изменений
31 Июля 2019, 22:16
Рустам
клиент, г. Краснодар
У вас в практике были дела по погибшим в ДТП, по старым законам? Я имею ввиду до этих Положений ЦБ от 19.09. 2014 года и изменений в законе об ОСАГО 2015 года. Если были, то дайте ссылку на решения. О том, на что вы ссылаетесь мы читали, и не раз. Но конкретики мы не находим. Нас интересует судебные дела, в которых родственник(не иждивенец) получил страховку за погибшего(не иждивенец тоже). Интересует период до этих изменений
31 Июля 2019, 22:18
9,4
Рейтинг Правовед.ru
19151
ответ
10388
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Саратов
Общаться в чате
У вас в практике были дела по погибшим в ДТП, по старым законам?

Рустам

Рустам, немного не понятно почему Вы ведете речь до указанных изменений, если у Вас ДТП было в 2014 г., когда указанные нормы действовали.

Что касается практики

Вот Вам пример по сходной ситуации

https://engelsky--sar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=202134787&delo_id=1540005&new=0&text_number=1

До 2014 г. действовало постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» которое предусматривало

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

135 тыс. рублей — лицам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);

Именно в силу данного постановления до 2014 г. возмещение вреда осуществлялось только лицам, находящимся на иждивении.

31 Июля 2019, 22:33
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате
У вас в практике были дела по погибшим в ДТП, по старым законам?

Рустам

Еще раз добрый день! Что по поводу практики до 2014 года у меня ее лично нету, но хочу обратить внимание, что если я правильно понял обратились в страховую 15 июля 2019 года согласно приложенному к вопросу письму, следовательно любые действия по выплатам регулируются действующим законодательством. Кроме того нужно также учесть

абз. 3 ст. 208 ГК РФ «Требования, на которые исковая давность не распространяется»

требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

Данная норма обозначает, что требование о возмещении вреда удовлетворяется, если факт правонарушения (причинения вреда здоровью) произошел в течение 3 лет до предъявления иска в суд. Они подлежат удовлетворению не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. По сути дела, в данном случае применен общий срок исковой давности (см. ст. 195), но исчисление срока произведено по правилам о длящихся требованиях, право на предъявление которых возникает не единовременно. (http://gkinf.ru/Kommentariy-k-...) ссылка на комментарий этой нормы.

01 Августа 2019, 18:39
9,4
Рейтинг Правовед.ru
19151
ответ
10388
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Саратов
Общаться в чате
Что по поводу практики до 2014 года у меня ее лично нету, но хочу обратить внимание, что если я правильно понял обратились в страховую 15 июля 2019 года согласно приложенному к вопросу письму, следовательно любые действия по выплатам регулируются действующим законодательством. Кроме того нужно также учесть

Пэтр Бабич

Там в другом дело, там основные требования были заявлены по полису 2013 г. 

01 Августа 2019, 18:40
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате

В принципе я тоже понял позицию страховой:  

п.3 Преамбулы Положения ЦБ от 19.09.2014 N 431-П  Абзац четвертый пункта 4.1абзац второй пункта 4.4подпункт 4.4.2подпункт 4.4.3 (в части предельного размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни потерпевшего) пункта 4.4, абзац третий пункта 4.22 приложения 1 к настоящему Положению применяются с 1 апреля 2015 года.

А п.4.11.  Положения ЦБ от 19.09.2014 N 431-П фактически дублируют постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в плане размера выплат.

01 Августа 2019, 18:55
Рустам
клиент, г. Краснодар

Да. По полису 2013

01 Августа 2019, 20:03
9,4
Рейтинг Правовед.ru
19151
ответ
10388
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Саратов
Общаться в чате
Да. По полису 2013

Рустам

В таком случае отказ СК вполне обоснован, поскольку действующее на тот период законодательство связывало получение страховой выплаты с фактом нахождения на иждивении.

01 Августа 2019, 22:58
Рустам
клиент, г. Краснодар
спасибо
02 Августа 2019, 14:07
Рустам
клиент, г. Краснодар

Да. По полису 2013 года

01 Августа 2019, 20:04
1134
ответа
167
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате

Вот ещё информация по теме на вопрос «Применяется ли обратная сила закона вступившего в силу 01.04.2015г. по ОСАГО в части возмещения вреда здоровью по полисам страхования до 01.04.2015г.?»

В соответствии с 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер страховой суммы, установленный статьей 7 Закона об ОСАГО, применяется к договорам, заключенным начиная с 1 октября 2014 года (подпункт «б» пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). По договорам, заключенным до этой даты, предельный размер страховых выплат потерпевшим составляет на одного потерпевшего 120 000 рублей, при причинении вреда нескольким лицам — 160 000 рублей.Следует учитывать, что по договорам, заключенным начиная с 1 апреля 2015 года, размер страховой суммы при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего составляет 500 000 рублей.Таким образом, если договор ОСАГО заключен после 01.10.2014г., размер выплаты по ОСАГО за вред здоровьюсоставит 500.000 рублей
01 Августа 2019, 19:07
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

292 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут