Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

508 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
508 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Ответственность авиаперевозчика

Здравствуйте! Несет ли авиаперевозчик ответственность перед пассажирами в случае забастовки служащих этой авиакомпании. Является ли такой случай форс-мажором (что именно и утверждает перевозчик снимая тем самым с себя ответственность). И действует ли в случае забастовки постановление (ЕС) №261/2004, которое обязывает авиа перевозчиков выплачивать компенсации.

29 Октября 2012, 17:41, вопрос №23148 Александр, г. Нижний Новгород

Уточнение клиента

Речь идет об авиакомпании Lufthansa.

29 Октября 2012, 18:05
300 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (6)

  • Юрист - Балашов Владимир

    Здравствуйте! вообще забастовка форс-мажором не является ( форс мажор- это обстоятельства не преодолимой силы), а забастовка по нашему законодательству должна объявляться заранее. я думаю что в соответствии с гк рф (договор перевозки пассажиров и багажа) ответственность за это перевозчик все равно несет перед пассажирами.

    http://www.ato.ru/content/ak-aeroflot-razlichiya-zakonodatelstva-rf-i-es-v-otnoshenii-otvetstvennosti-perevozchika-pri

    законодательство ЕС не действует на российских авиаперевозчиков, тк. они подчиняются нашему законодательству
    или у вас была авиакомпания страны -евросоюза?

    Про уточнение - люфтганза это немецкая компания, а значит законодательство евросоюза на неё распрастраняется, что уже меняет дело

    29 Октября 2012, 17:46
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Речь идет об авиакомпании Lufthansa.

    29 Октября 2012, 18:48
  • Юрист - Феофанов Олег

    Добрый день. В соответствии со ст. 166 Кодекса торгового мореплавания (например), такие обстоятельства как забастовки являются форс мажором, в соответствии со ст. 120 ВК РФ,

    За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.


    В практике такие обстоятельства как забастовка признаются форсмажором, поскольку не зависят от воли сторон




    29 Октября 2012, 18:07
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Балашов Владимир

    Олег, но ведь ТК рф указывает о том что о забастовке работодатель предупреждается заранее и письменно

    Статья 410. Объявление забастовки

    Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

    Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

    Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

    Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

    Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

    В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

    О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней.

    29 Октября 2012, 18:12
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Еще пример:

    ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ТПП РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ФОРС-МАЖОРА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ 30 сентября 1994 г. N 28-4 (ЗН 96-7) Утверждено постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 30 сентября 1994 г. N 28-4 1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 г., Устава ТПП Российской Федерации и определяет порядок свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. 2. Обстоятельства форс-мажора - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.). Таковыми признаются пожар, наводнение, землетрясение, ураган, эпидемия, забастовка, военные действия, запрещение экспорта и импорта товаров и другие.

    29 Октября 2012, 18:24
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 23.10.2001 N КГ-А41/5895-01 В сфере предпринимательской деятельности обстоятельством, освобождающим от ответственности, является лишь воздействие непреодолимой силы: стихийных явлений (землетрясение, наводнение), определенных запретительных мер государства, а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и так далее, то есть такие явления, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА



    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    кассационной инстанции по проверке законности и

    обоснованности решений (определений, постановлений)

    арбитражных судов, вступивших в законную силу



    от 23 октября 2001 г. Дело N КГ-А41/5895-01

    ....

    В сфере предпринимательской деятельности обстоятельством, освобождающим от ответственности, является лишь воздействие непреодолимой силы: стихийных явлений (землетрясение, наводнение), определенных запретительных мер государства, а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и так далее, то есть такие явления, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.

    29 Октября 2012, 18:47
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Здравствуйте, Александр Владимирович!

    Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом иликодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    В соответствии со статьей 120Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401ГК РФ, т.е. из фактического наличия "чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств".

    Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (см. в этой связи также положения пункта 2 статьи 401ГК РФ ипункт 4 статьи 13Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

    Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795ГК РФ закреплено правило, согласно которому "в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату".

    В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120ВК РФ, перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия в соответствии состатьей 124ВК РФ. Причем согласно положениямстатьи 126ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

    Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленномпорядкебыла предъявлена претензия.

    Применение п. 3 ст. 401ГК РФ возможно в том случае, если должник докажет, что надлежащее исполнение им обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, например:

    - стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, пожара, тайфуна);

    - определенных запретительных мер государства (законодательных и подзаконных актов государственных органов, запрещающих виды деятельности, указанные в договоре);

    - обстоятельств общественной жизни (военных действий, террористических актов, эпидемий, эпизоотий, национальных и отраслевых забастовок, закрытия предприятия (локаут), мятежей, гражданских войн, железнодорожных катастроф) и др., то есть таких явлений, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.

    Полагается, что забастовка служащих самого авиаперевозчика не относится к непредотвратимым обстоятельствам, не связанным с деятельностью самого должника, поэтому такой случай - не форс-мажор, если конечено об этом нет прямого упоминания в договоре.

    31 Октября 2012, 10:49
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats