Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Документооборот при курьерской доставке
Здравствуйте.
Наша обычная схема — заключение бумажного договора поставки товара с физ.лицами, далее при самовывозе с нашего склада мы проводим реализацию товара со склада по товарной накладной ТОРГ-12, которую подписывает покупатель (1 экземпляр для склада, 1 для бухгалтерии, 1 для клиента).
При покупке в интернет-магазине с курьерской доставкой, что регулируется договором оферты на сайте — бумажный договор не заключается, но мы все-равно предоставляем клиенту ТОРГ-12, подписанный оригинал которой не получаем. У клиента также имеется фискальный чек с позициями заказа от онлайн-эквайринга или курьера.
Вопрос — регулирование продажи договором оферты, но товар передается на склад курьерской службы на ответственное хранение, после чего по нашей заявке кладовщики будут собирать заказ и передавать в доставку (Фулфилмент). Клиент будет получать коробку с товаром и чек с позициями заказа от курьера (без накладных). Факт доставки является роспись клиента в акте приема-передачи, оригинал акта хранится у курьерской службы и может быть затребован по запросу.
Провомерна ли такая схема без предоставления ТОРГ-12?
Добрый день Павел. В силу норм Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности организации подлежат оформлению первичными учетными документами, утверждаемыми руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом организация может использовать как самостоятельно разработанные документы, так и унифицированные формы первичной документации, содержащиеся в специальных альбомах и утверждаемые Госкомстатом России.
Так, Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, среди которых — товарная накладная (форма N ТОРГ-12), применяемая для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации. Поэтому на практике организации для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяют товарную накладную по форме ТОРГ-12. Товарную накладную можно сформировать и хранить как в бумажном виде, так и в электронном.
Следовательно, в вашем случае первичным учетным документом будет является чек с позициями товара и акт приема-передачи. Для большей формальности рекомендую прописать данное положение внутренним нормативным актом организации, на который при необходимости делать ссылки.
Здравствуйте, Павел.
В Вашем случае моментом реализации товара является дата передачи товара курьером покупателю (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 458 ГК РФ).Фиксация указанной даты осуществляется курьерской компанией (курьером) с составлением первичного учетного документа (п. 3 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»). Акт приёма-передачи является достаточным документом, служащим основанием для отражения реализации товара конкретному покупателю, но при этом он должен соответствовать требованиям ч.2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учёте», а именно:
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Если акт соответствует данным требованиям, то такая схема правомерна и составление накладной ТОРГ-12 в данном случае необязательно.
спасибо, а если вместо акта приема-передачи курьер просит расписаться клиента на планшете (клиент ставит плюсик или галочку) и получает только фискальный чек по ФЗ-54 в случае оплаты курьеру. или имеет копию чека от онлайн-эквайринга полученному по имейл.
Допускается и применение самостоятельно разработанной формы акта. В этом случае нужно проследить, чтобы в форме присутствовали обязательные для первичных документов реквизиты.
Они перечислены в ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.:
• наименование документа;
• дата;
• название организации;
• содержание операции;
• единица измерения, количество;
• подписи сторон.