Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли назвать компанию названием, если на него существует зарегистрированный товарный знак?
Добрый вечер! возник вопрос про товарный знак. Если есть зарегистрированный товарный знак "Изящные сладости" является ли нарушением их прав назвать другую компанию "Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE"? (при том, что у них абсолютно разные логотипы) обе компании занимаются кондитерскими изделиями https://isladosti.ru - сайт "Изящные сладости" https://vk.com/izuyachnosti - логотип Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE
Добрый день!
Законодатель дает четкое определение товарному знаку и указывает на его исключительную особенность — товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг). Визуально он действительно выглядит как текстовой либо графический объект, нанесенный на продукцию, упаковку, или используемый в рекламных целях. Однако сам факт размещения красивого и запоминающегося знака недостаточно, чтобы защитить его от противоправного использования конкурентами. Для этого необходимо оформить свидетельство в Роспатенте.
Товарный знак рассматривается как объект интеллектуальной собственности, ведь придумать или разработать уникальное обозначение можно только в ходе творческого процесса. Выделим характерные признаки товарного знака, которыми он должен обладать, чтобы пройти регистрацию:
- обладает различительной способностью;
- не использует сочетания букв, не имеющие словесного характера (например, РВП, ТВГ) и характерного графического исполнения;
- не использует официальную символику, официальные названия и изображения объектов культурного наследия;
- не вводит потребителя в заблуждение, не является ложным или общеизвестным;
- не содержит обозначение, идентифицирующее иностранные алкогольные напитки;
- не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Товарный знак, торговая марка, логотип, бренд— в чём же разница?
По сути, для Роспатента нет никакой разницы — это все товарные знаки, просто товарный знак может быть выражен в разной форме. Давайте их рассмотрим:
Логотип
Это графические эмблемы, знаки или символы, которые используются для распознавания продукции или самой компании. Зарегистрировать его нельзя, поскольку в российском законодательстве он не имеет юридического определения. Это частный случай товарного знака. Логотип может быть изображением или сочетанием слов и изображения.
Бренд
Это более глобальное понятие, которое может включать в себя несколько видов товарного знака. Например, товарный знак на цвет, название, слово. Исключительные права на бренд в РФ не регистрируются. Поэтому можно зарегистрировать весь брендбук отдельными товарными знаками: слоган (словесный товарный знак), логотип (изображение или комбинация слов и изображения), звук (если написан специально под бренд), этикетку, цвет. Порой также возникает необходимость отдельно регистрировать товарный знак в цвете, поскольку уже есть судебные прецеденты. Например, суд посчитал товарный знак в цвете не нарушающим права товарного знака в черно-белом исполнении, который уже был зарегистрирован.
Торговая марка
По всем своим признакам торговая марка идентична торговому знаку, однако в России можно зарегистрировать только второй вариант обозначения. Торговые марки используются в большинстве правовых систем иностранных государств (например, США, Великобритания и т.д.), т.е. вариант использования одного из указанных обозначений выбирает законодатель конкретной страны. Однако между торговой маркой и товарным знаком есть существенные различия исходя из норм отечественного и зарубежного права:
Торговая марка:
- служит средством индивидуализации и устанавливает ответственность за качество продукции
- зарубежная торговая марка не получает защиту на территории РФ от нелегального использования со стороны третьих лиц, ее нужно зарегистрировать в Роспатенте как товарный знак
- обозначение «ТМ» может существовать на территории РФ, но не защищено законодательством нашей страны. В зарубежных странах применение данного символа означает, что заявка на регистрацию товарного знака уже подана, но свидетельство еще не выдано.
Торговый знак:
- служит только средством индивидуализации
- регистрируется в Роспатенте и получает защиту на всей территории России от противоправного использования
- обычно сопровождается символом «R», который означает, что товарный знак уже прошел регистрацию в Роспатенте, а правообладатель получил свидетельство.
В статье 1482 ГК РФ зафиксирован общий перечень обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака:
- текстовые обозначения, слова и словоформы — в этом случае используются только буквенные символы без применения графики;
- изобразительные обозначения — торговый знак состоит из графических элементов и блоков, без включения текста;
- объемные обозначения — графический или иной творческий замысел, выраженный в трехмерном виде;
- цветовые, звуковые или тактильные обозначения;
- комбинированные обозначения — различные сочетания перечисленных текстовых, графических и объемных объектов.
Если иные виды товарных знаков позволяют однозначно идентифицировать товар предприятия, то закон разрешает их использование. В отношении цветовой гаммы указанных обозначений ГК РФ также не содержит ограничений.
Таким образом, при полном сходстве признаков торговых марок и знаков, различие между ними на территории РФ заключается в возможности зарегистрировать исключительные права.
В вашем же случае
«Изящные сладости» и «Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE» — отдельные виды товарного знака (независимо от регистрации последнего), слова «CAKE BOUTIQUE» придают эту разницу, соответственно нарушения интеллектуальных прав нет.
Однако лучше не рисковать, ведь в любой момент конкурент просто может зарегистрировать также и ваше написание — ваш товарный знак и подать на вас же в суд.