Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

68 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
68 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Общие вопросы

Каковы правовые аспекты при продаже лотереи за баллы программы лояльности?

Розничная сеть (ООО на ОСН) хочет провести массовую лотерею среди участников бонусной программы лояльности. Лотерейные билеты добровольно приобретаются покупателями за баллы ПЛ, а владельцы выигрышных номеров по результатам розыгрыша получают вознаграждение: - ценные призы номиналом от 10 руб до 20 тыс.руб (закупаются отдельно) - приз в виде товара из торгового зала - право на скидку - подарочный сертификат самой торговой сети - какое-то количество баллов ПЛ на свой счет Каковы правовые юридические аспекты данного мероприятия? Что необходимо сделать чтобы все было законно и как все это правильно отразить в налоговом и бухучете?

20 Октября 2012, 20:51, вопрос №22072 Андрей, г. Москва

Уточнение клиента

Уважаемые консультанты, прошу обратить внимание на то, что участники приобретают лотерейные билеты не за рубли, а за баллы программы лояльности, которые не являются деньгами. Разве в этом случае лотерею тоже нужно регистрировать? Аналогичные сложности учета возникают и в бухучете, поскольку курс рубля к баллам - это только маркетинговая информация. Механизмов обмена рублей на баллы и баллов на рубли нет и никогда не было.

22 Октября 2012, 14:09
600 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (7)

  • Юрист - Юрьев Алексей Владимирович

    Здравствуйте!

    Рекомендую посмотреть информацию по следующему адресу, надеюсь она ответит на ваши вопросы.

    http://www.lotorus.ru/uslugi/stim_loterei/registratsiya_stim_loterei

    Удачи Вам!!!

    20 Октября 2012, 21:07
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Саблук Надежда
    получен
    гонорар
    46%
    Юрист
    Общаться в чате

    Необходимо составить список товаров и торговых марок, которые будут использоваться в качестве призов в бонусной программе лояльности.Если у Вас нет прямых договоров с производителями, а заключать их Вы не хотите, то составьте список без указания на производителя. Эту нужно для того, чтобы в дальнейшем не было пртензий со стороны фирмы-производителя относительно использования торговой марки в коммерческих целях.

    Далее, согласно ст.9 ФЗ "О лотереях" от 11 ноября 2003 года No 138-ФЗ,Вам необходимо подготовить уведомление о проведении лотереи, которое должно содержать следующие моменты:

    1. наименование лотереи, если оно имеется;

    2. указание на способ проведения лотереи и территорию ее проведения;

    3. наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;

    4. сроки проведения лотереи;

    5. права и обязанности участников лотереи;

    6. порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей;

    7. порядок и сроки получения выигрышей;

    8. порядок информирования участников лотереи об условиях этой лотереи.

    Представьте и устав вашей компании, выписку из ЕГРЮЛ и ИНН. Все документы необходимо подать за 20 дней до старта акции, а в течение 15 дней сотрудники налоговых органов будут обязаны их рассмотреть. Только в том случае, если будет принято положительное решение по вашему вопросу, вы сможете провести лотерею.

    Уведомьте победителей лотереи по указанному адресу или телефону. Участники лотереи тоже могут присутствовать при розыгрыше, о времени и месте проведения которого их стоит уведомить заранее.

    Обратите внимание на то, что организатор лотереи не вправе разглашать персональные данные владельца выигрышного лотерейного билета.

    Согласно ст.20 п.8 ФЗ "О лотереях" организатор лотереи обязан хранить протокол тиражной комиссии в течение 5 лет.

    Также ст. 23 Федерального закона «О лотереях», обязывает организатора любой лотереи проводить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    К доходам от участия в ней применяются положения п. 2 ст. 224 Кодекса, согласно которым налоговая ставка в размере 35 процентов применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. Пунктом 1 ст. 226 Кодекса предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Согласно п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Следовательно, в случае денежного приза, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента (т.е. в данном случае на Вас).

    Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц. Пункт 5 ст. 226 Кодекса устанавливает, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. В этом случае, учитывая положения пп. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц с дохода в виде стоимости полученного выигрыша, превышающей 4000 руб., в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.

    Что касается бухгалтерского учета, то в соответствии с письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ №16-00-11/263 от 24.04.2000, закреплен следующий порядок учета:

    Дебет 20 Кредит 76/96 Отражение объявленного призового фонда лотереи

    Дебет 20 Кредит 60,76,02,… Отражение прочих затрат, связанных с проведением лотереи

    Дебет 62 Кредит 90 Отражена выручка от продажи лотерейных билетов

    Дебет 90 Кредит 20 Списаны расходы

    Дебет 90 Кредит 99 Отражен финансовый результат от проведения лотереи

    Дебет 76/96 Кредит 50,51 Выплата выигрышей

    20 Октября 2012, 21:52
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Гришина Вера Викторовна
    Гришина Вера Викторовна, Юрист, г. Подольск
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Андрей Викторович!

    Деятельность по организации лотерей регулируется Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

    Согласно п. 3 ст. 3 Закона лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи является стимулирующей лотереей.

    Порядок проведения стимулирующей лотереи урегулирован ст. 7 указанного Закона. В частности в данной норме содержатся следующие правила:

    1) Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    2) Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: 1) условия стимулирующей лотереи; 2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; 3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; 4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; 5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; 6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; 7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

    3) Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: 1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; 3) представление недостоверных сведений; 4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов. 4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.

    4) Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

    Статья 23 Закона предусматривает обязательную ежегодную аудиторскую проверку организатора лотереи и оператора лотереи.

    Если я правильно поняла содержание Вашего вопроса, то планируемая лотерея является именно стимулирующей. Следовательно, не является игрой, основанной на риске. При этом к доходам от участия в ней применяются положения пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса, согласно которым налоговая ставка в размере 35 процентов применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 рублей.

    Пунктом 1 статьи 226 НК предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.

    Согласно пункту 4 статьи 226 НК налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Следовательно, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента. Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц. Пункт 5 статьи 226 НК устанавливает, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

    В этом случае, учитывая положения подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц с дохода в виде стоимости полученного выигрыша, превышающей 4 000 рублей, в порядке, предусмотренном статьей 228 Кодекса.

    Все это разъяснено в Письме Минфина от 28 августа 2012 г. N 03-04-05/9-1011.

    В отношении бухгалтерского учета официальным разъяснением Минфина считается письмо и соответствующая позиция, выраженная в этом письме. Но со стороны бухгалтеров эта позиция вызывает определенные критические замечания, то есть специалисты эту позицию не считают бесспорной. Поэтому представляется правильным дать возможность бухгалтеру самостоятельно определить правомерность отдельных проверок, в том числе и учесть мнение налоговых органов в конкретном регионе (все-таки приходится признать, что в возможности возникновения в будущем спора во многом зависит от них).

    20 Октября 2012, 22:38
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна
    получен
    гонорар
    18%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Здравствуйте Андрей Викторович!

    В соответствии со ст.6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"

    Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

    Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.

    В случае, если заявитель не представит все предусмотренные настоящим Федеральным законом документы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение месяца со дня подачи заявителем заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены им не позднее чем через десять дней со дня получения такого запроса.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.

    То есть, Вам следует получить разрешение на проведение лотерии.

    Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: 1) условия лотереи;2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); 3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков; 4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи; 6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования;7) засвидетельствованные в установленном порядке копии учредительных документов заявителя; 8) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов; 9) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов; 10) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;11) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

    Таким образом, Вам следует подать в уполномоченный орган соответствующее заявление для получения разрешения на проведение лотерии.

    Согласно ст.3, ст.8, ст.10 и ст.12 Закона

    Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

    Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

    Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

    Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

    . Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

    1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

    2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

    Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.

    Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную. Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.

    Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно. 7. Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации. 8. Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

    Условия лотереи утверждаются организатором лотереи.

    Условия лотереи включают в себя:1) наименование лотереи;

    2) указание на вид лотереи;

    3) цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов);

    4) наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;

    5) указание на территорию, на которой проводится лотерея;

    6) сроки проведения лотереи;

    7) описание концепции лотереи; 8) организационно-технологическое описание лотереи; 9) права и обязанности участников лотереи; 10) порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов;11) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи; 12) порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок); 13) цены лотерейных билетов (размеры лотерейных ставок);14) денежные эквиваленты выигрышей в натуре; 15) порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи); 16) порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей. 3. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией. В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13 и 14 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.


    К обязательным нормативам лотереи относятся: 1) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов;

    2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Положение настоящего пункта не распространяется на государственные лотереи. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.

    То есть, Вы имеете право утвердить свои условия проведения лотерии.

    Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;2) наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;3) наименование лотереи;4) номер лотерейного билета;5) наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона; 6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; 8) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);10) информация о месте и сроках получения выигрышей. 2. Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета. 3. Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.

    татья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях
    1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";

    ТО есть, Вам следует оформить лотерейные билет в соответствии с вышеуказанными требованиями.

    Организаторы любой лотереи (кроме стимулирующей) обязаны ежеквартально производить целевые отчисления от выручки. Нормативы отчислений установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Закона в размере не менее 10% выручки, полученной от проведения лотереи. Целевые отчисления направляются на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, туризма, охраны окружающей среды и на благотворительные цели. Размеры целевых отчислений и мероприятия, на которые они направляются, утверждает организатор лотереи.

    Контроль над целевым использованием выручки от проведения лотерей осуществляет Федеральная налоговая служба.

    Призовой фонд используется исключительно «на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи» (ст. 17 Закона № 138-ФЗ).

    Статьей 20 Закона предусмотрен порядок использования средств, которые остались от невостребованных выигрышей. Он распространяется на все лотереи, кроме стимулирующих. Выигрыши, не востребованные в установленный срок (в том числе и денежные эквиваленты выигрышей в натуре), депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом общего срока исковой давности, то есть в течение трех лет. Если за это время выигрыши так и не будут востребованы, указанные суммы зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

    Налог на прибыль организаций

    Денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов по конкретной лотерее, включаются в состав налогооблагаемых доходов налогоплательщика — организатора лотерей. Основанием служит статья 249 НК РФ. Причем доходы организатора лотерей могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с проведением лотерей, которые удовлетворяют требованиям статьи 252 НК РФ. Имеются в виду расходы, экономически обоснованные и документально подтвержденные.

    Расходы на формирование призового фонда лотереи, за участие в которой вносится плата, учитываются при исчислении налога на прибыль, ведь они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эти расходы признаются в налоговом учете в момент розыгрыша призов.

    Согласно подпункта 19.2 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся целевые отчисления от лотерей (кроме стимулирующих), осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

    Обратите внимание: стимулирующая лотерея проводится для того, чтобы продвинуть торговую марку организации на рынке и привлечь новых клиентов. Следовательно, расходы, связанные с проведением стимулирующих лотерей, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные. При учете таких затрат следует руководствоваться пунктом 4 статьи 264 НК РФ, согласно которому расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

    Налог на добавленную стоимость

    Подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация на территории России лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, не подлежит налогообложению. Эта льгота обязательна к применению. Поэтому предъявленные поставщиками суммы «входного» НДС к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретены для использования в операциях, освобожденных от налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ).

    Кроме того, с 1 января 2006 года от налогообложения НДС освобождается проведение лотерей, осуществляемых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. Основание — подпункт 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

    Пункт 3 статьи 149 НК РФ был дополнен подпунктом 25, согласно которому передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, предъявленного поставщиками товаров, которые были приобретены, а затем розданы в рекламных целях, организация не может принять к вычету (ст. 171 НК РФ). Сумма «входного» НДС включается в стоимость таких товаров. Поскольку эти товары используются в операциях, не облагаемых НДС, не выполняется одно из обязательных условий применения налогового вычета. По аналогичным причинам нельзя принять к вычету и суммы НДС, уплаченные поставщикам сырья и материалов, из которых была изготовлена продукция, розданная в ходе рекламных акций.

    Более того, организация, которая воспользуется указанной выше льготой, обязана вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

    Теперь обратимся к пункту 4 статьи 170 Кодекса и посмотрим, что в нем сказано о суммах НДС, которые предъявляют налогоплательщикам продавцы товаров (работ, услуг), используемых в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Данные суммы принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). Имеются в виду товары (работы, услуги), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

    Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за тот же налоговый период товаров (работ, услуг).

    При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит. В расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, она не включается. Однако от этой льготы можно отказаться. Порядок отказа от льготы описан в пункте 5 статьи 149 Кодекса. В этом случае раздача в рекламных целях любых товаров (работ и услуг) будет облагаться НДС, а предъявленный налог можно будет принять к вычету в общем порядке. Раздельный учет вести не придется.

    Таким образом, Вам следует учитывать все вышеуказанные особенности налогообложения при проведении лотерии.

    С уважением Ф. Тамара

    20 Октября 2012, 22:53
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Здравствуйте, Андрей Викторович!

    Существуют два варианта проведения программ лояльности:

    - индивидуально, тогда торговое предприятие само же является и организатором программы.

    В этом случае компания организует и оплачивает все связанные с программой мероприятия - приобретение подарков или призов, печать каталогов, разработку и размещение в Интернете специального сайта, изготовление пластиковых карт, на которых накапливаются бонусы, выдачу и доставку призов и т.п.;

    - через создание группы участников - тогда торговые предприятия становятся участниками программы, а специальное юридическое лицо - ее оператором. В этом случае все связанные с программой мероприятия организуются и оплачиваются оператором программы, а ее участники на основании договора с оператором начисляют своим покупателям или клиентам бонусные баллы (как правило, на специальную пластиковую карту) и выплачивают оператору программы платежи, зависящие от объема начисленных баллов.

    Бухгалтерский и налоговый учет в первом случае - когда программа лояльности организуется самим магазином - нами уже рассмотрен: начисление бонусов отражается в учете как предоставление ретропремии, а получение бонусов - как их реализация. Единственное отличие - в самой программе идет расчет на баллы, а в учете эти баллы переводятся в рубли.

    Во втором варианте учет будет несколько сложнее. Каждый участник программы заключает с ее оператором договор на участие в программе, в котором обязательно отражается:

    - величина оплаты услуг организатора программы (при наличии такой составляющей в расчетах сторон);

    - величина отчислений в фонд программы за каждый начисленный клиенту либо покупателю рубль (100, 1000 руб. или как-то иначе);

    - величина возмещения в случае предоставления клиентам или покупателям услуг или товаров, оплачиваемых баллами (при наличии такой возможности в условиях программы).

    Для участника эти расходы рассматриваются следующим образом:

    - оплата услуг оператора - как услуги, связанные с организацией и стимулированием продаж;

    - отчисление в фонд программы - как начисление ретропремий.

    Единственная опасность, которая может подстерегать продавца в учете переданных за баллы товаров (услуг), это квалификация их передачи покупателям как безвозмездной. Ведь денежных средств в данном случае клиент не вносит, то есть, по сути, купли-продажи не возникает. Напомним, что стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли не учитывается. Это предусмотрено

    п. 16 ст. 270Налогового кодекса. Также со стоимости, причем рыночной, товаров, "оплаченных" баллами, придется начислить НДС. В целях гл. 21 Кодекса безвозмездная передача также признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146НК).

    Согласно п. 2 ст. 423Гражданского кодекса безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. В свою очередь, и для целей налога на прибыль имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя встречной обязанности передать имущество (имущественные права) другой стороне, выполнить для нее работы, оказать услуги (п. 2 ст. 248НК). В рассматриваемой же ситуации обязательства берут на себя обе стороны сделки. Ведь возможность накапливать баллы у покупателя имеется только при совершении определенных действий - после приобретения товара у продавца (ПостановлениеФАС Московского округа от 18 декабря 2007 г. N КА-А40/13151-07).

    В частности, и Минфин не квалифицирует вознаграждение покупателю или клиенту, передаваемое компанией в рамках программ лояльности, в качестве подарка. Причем выдерживают эту позицию финансисты довольно постоянно (Письма Минфина России от 3 июня 2011 г.N 03-03-06/2/86, от 31 августа 2009 г.N 03-03-06/1/555, от 4 августа 2009 г.N 03-03-06/1/513). Подтвердили они ее и вПисьмеот 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/729.

    Так, исходя из разъяснений финансового ведомства, выпущенных в разное время, можно сделать вывод, что:

    - при обмене бонусных баллов на товары, услуги стоимость последних может быть учтена при налогообложении прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264Налогового кодекса (ПисьмоМинфина России от 31 августа 2009 г. N 03-03-06/1/555);

    - при предоставлении за бонусные баллы скидки или при выплате денежной премии соответствующие суммы учитываются на основании пп. 20 п. 1 ст. 265Кодекса, если налогоплательщик оказывает услуги, и на основаниипп. 19.1 п. 1 ст. 265НК, если речь идет о реализации товаров (Письма Минфина России от 31 января 2011 г.N 03-03-06/1/40, от 9 апреля 2010 г.N 03-03-06/1/248, от 2 сентября 2009 г.N 03-03-06/1/566, от 26 апреля 2010 г.N 03-07-11/145).

    Примеры программ и начисления баллов посмотрите в приложении.

    • Пример.docx
    22 Октября 2012, 08:47
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Гришина Вера Викторовна
    Гришина Вера Викторовна, Юрист, г. Подольск
    Общаться в чате

    Стимулирующая лотерея - это такая лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях).
    Признаки, при наличии которых проводимое мероприятие должно признаваться стимулирующей лотереей:
    а) игра с розыгрышем призового фонда (процедурой, основанной на принципе случайного определения выигрышей, с помощью которой определяются выигравшие участники и полагающиеся им выигрыши - п. 4 ст. 2 Закона о лотереях);
    б) участие в данной игре не связано с внесением платы, однако может быть обусловлено совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями лотереи (абз. 3 ч. 1 ст. 16 Закона о лотереях). Например, покупкой каких-либо товаров, заказом работ или услуг;
    в) разыгрываемый призовой фонд формируется полностью за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях), а не ее участников.
    На практике в форме стимулирующей лотереи проводится большое количество рекламных акций с розыгрышем и выдачей призов. Если акция соответствует указанным критериям, она признается стимулирующей лотереей, и для ее проведения необходимо направить уведомление.
    Не должны признаваться стимулирующей лотереей акции, в ходе которых нет элемента розыгрыша, случайности в определении победителя, например, когда:
    - все участники акции, выполнившие определенные условия или совершившие определенные действия (например, собравшие установленное количество упаковок товара и отославшие их организатору акции), гарантированно получают призы;
    - участники получают призы по заранее известному алгоритму - например, каждый десятый участник или первые десять участников, приславших письмо (предъявивших купон и т.п.);
    - победитель в акции определяется исходя из максимального размера приобретенной покупки (Постановление ФАС Поволжского округа от 14.10.2010 N А65-4125/2010);
    - победителя выбирает жюри по итогам конкурса, творческого задания - например, победителем признается участник, нарисовавший самый красивый рисунок или сочинивший самое лучшее стихотворение (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 N А56-1020/2010, которым проводимая акция не признана стимулирующей лотереей, поскольку в соответствии с правилами победитель определялся в спортивном соревновании).
    В подобных случаях подавать уведомление о проведении стимулирующей лотереи не нужно.

    22 Октября 2012, 14:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Гришина Вера Викторовна
    Гришина Вера Викторовна, Юрист, г. Подольск
    Общаться в чате

    По поводу учета. Призы - стоят денег, вне зависимости от того, что вы передаете их за баллы. Приз, передаваемый или разыгрываемый между клиентами, в учете отражается в составе МПЗ (ПБУ 10/99).

    С точки зрения положений п. 11 ПБУ 10/99 затраты по приобретению призов и подарков являются прочими расходами турфирмы, так как они не связаны с обычными видами деятельности и отражаются в том периоде, в котором были произведены. Но такие расходы связаны с привлечением клиентов и увеличением реализации товара (возможно, но вам виднее), поэтому бухгалтер также может их учесть как затраты по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99 и отразить на счете 44 "Расходы на продажу".

    22 Октября 2012, 14:33
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats