Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Использование композиций ароматов популярных духов в своем бизнесе
Добрый день. Я хочу начать бизнес по созданию натуральной косметики и ароматических свечей. Могу ли я в своей продукции использовать ароматы очень похожие на духи известных брендов? Продаются отдушки с точными копиями ароматов.
Знаю что сам бренд и название писать нельзя.. Но например, если у Dolce Gabbana есть духи с названием L'Imperatrice. то у меня свечка будет просто называться по русски "Императрица" но с тем же запахом?
В интернете не нашла ответа, видимо никто не задавался этим вопросом ранее))
Добрый вечер, Светлана.
Исходя из положений Гражданского кодекса РФ каких-либо запретов и ограничений в изложенной Вами ситуации нет.
Могу ли я в своей продукции использовать ароматы очень похожие на духи известных брендов?Светлана
Можете, поскольку ароматы не являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, исходя из содержания ст. 1225 ГК РФ.
Здравствуйте, Светлана.
Думаю, что можно, потому что законодательно запрещается копировать и дублировать названия уже существующих марок, брэндов и т. д.
Вы не копируете, а заимствуете название брэнда, но на русском языке, при этом создаете новый продукт — свечу с ароматом этого брэнда.
Даже если владелец брэнда и узнает о таком заимствовании, то придется проводить очень сложную экспертизу, определяя процент заимствования уже существующего названия брэнда, по запаху законодательного запрета на копирование нет. Маловероятно, что экспертиза даст положительное заключение — ведь вы используете название своей свечи на русском языке, и пишется оно совсем не так как на итальянском.
В общем риски минимальны (крайне малы).
Здравствуйте, Светлана! Считаю необходимым дополнить и несколько скорректировать ответ коллег.
Аромат (запах) духов, свечей может быть объектом исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности, как показывает практика (особенно зарубежная), так и допускает, в том числе, российское гражданское законодательство.
Дело в том, что таким результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации как изобретениям (пп.7 п.1 ст.1225 ГК РФ) и товарным знакам (пп.14 п.1 ст.1225 ГК РФ) предоставляется правовая охрана. При этом аромат (запах) духов может быть как объектом патентных прав (изобретением), так и выступать в качестве товарного знака (средства индивидуализации).
Так, исходя из п.1 ст.1350 ГК РФ патентом может быть защищено как само вещество (смесь), так и способ его получения (или и то, и другое) при условии их новизны:
ГК РФ Статья 1350. Условия патентоспособности изобретения
1. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Что касается использования аромата (запаха) духов в качестве товарного знака, то как следует из пп.1 п.2 ст.1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. При этом нужно обратить внимание на то, что согласно п.1 ст.1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Вот к другим обозначениям, непоименованным в ГК РФ, но используемым в российской и особенно мировой практике, собственно и относятся звуковые, световые, обонятельные обозначения. Обонятельные обозначения характерны для парфюмерного производства, когда производитель регистрирует в качестве товарного знака запах духов или какого-то другого продукта. Такие обозначения особенно распространены во Франции, славящейся своей парфюмерной индустрией.
И в этом случае, следует учесть, что производитель духов, зарегистрировавший такой товарный знак будет защищен от появления не только идентичных, но и сходных запахов в качестве товарных знаков (ст.1515 ГК РФ):
Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака
1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Но при всем при том нужно помнить, что в целях защиты такого товарного знака запах (аромат) должен выполнять определенную функцию — отличать товар одного производителя от другого, а не являться самостоятельным предметом торговли, что на практике действительно встречается достаточно редко.
Таким образом, Светлана, аромат (запах) духов и других товаров (например, ароматических свеч), вполне может защищаться правом интеллектуальной собственности, но на практике химический состав духов редко когда патентуют, поскольку это связано с определенными техническими сложностями. И отечественное патентное ведомство запахи в виде брендов почти не регистрировало, одним из исключений, например, является получение исключительных прав российским парфюмером на торговую марку в виде квадратной кожаной бирки, обладающей «ярко выраженным запахом натуральной кожи», новый торговый знак будет представлять ее духи для мужчин и женщин с таким запахом.
Ну а за рубежом, в частности, во Франции, духи с определенным ароматом гораздо чаще регистрируются как объекты исключительных прав.
В нашей же стране обычно ограничиваются регистрацией товарного знака на словесные, изобразительные, объемные и комбинированные обозначения (этикетки, упаковки), получением патента на флакон как промышленный образец (новизна и оригинальность формы и дизайна). Поэтому воспроизводить одинаковые названия брендов и использовать идентичные брендам (похожие) упаковки и флаконы для продажи своих товаров (духов, ароматических свечей и т.п.) не стоит — велика вероятность получения иска от известных правообладателей.
А в части исключительных прав на использование ароматов (запахов) духов, то их нарушение Вами маловероятно, поскольку, как было отмечено выше, химический состав духов патентуется редко, особенно в нашей стране, и использование определенного аромата духов в качестве товарного знака достаточно экзотический случай (в нашей стране прежде всего).
Верно, название бренда копировать нельзя. При этом схожесть запаха допустима, а полностью воспроизвести аромат вряд ли получится (и не нужно воспроизводить его полностью), поэтому нарушений нет.