Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

372 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
372 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Страхование

Когда и как можно провести независимую экспертизу самостоятельно (КАСКО)?

Здравствуйте.

Сегодня в местном отделении страховой компании РЕСО-Гарантия передал все документы для выплаты по КАСКО.

Сегодня же выполнили осмотр автомобиля рядом на СТО.

Представитель страховой все поврежденные внутренние элементы сфотографировал и составил акт осмотра (как я понял предварительный). Я его подписал, но представитель отказался подписать его, мотивируя тем, что сначала должен их главный посмотреть и он же подписывает.

Я снял копию и ушел.

Осмотр на мой взгляд проводился не очень объективно. Т.к. оценщик не вписал деформацию поворотного кулака (она не очень видна, но если взять в руки линейку, можно заметить деформацию достаточно серьезную, но на глаз не заметишь) я ему это указал. Но оценщик отказался вписывать, т.к. на кулаке трещин нет значит он цел и невредим.

В понедельник (он сообщил) я смогу забрать результаты осмотра (уже подписанного).

Теперь внимание вопросы:

1) могу ли я прямо сегодня написать заявление в страховую, что через N дней прошу прислать представителя на независимую экспертизу по такому-то адресу?

2) или же мне необходимо дождаться подписания акта осмотра и выставления категорий повреждений (ремонт/замена) напротив поврежденных элементов и только потом уведомить о прохождении независимой экспертизы за N дней?

3) оценщик сказал, что стоимость работ по восстановлению авто (стоимость ущерба) высчитываться не будет. А будет только написано количество нормо часов. Т.к. они хотят меня направить "в свою" СТО (в полисе ремонт по направлению страховщика, а я прошу их деньгами).

Соответственно оценку в рублях они не делают. Но по закону Об оценочной деятельности они обязаны считать также стоимость работ, пункт к сожалению не помню.

4) можно ли их как-то наказать за отсутствие оценки ущерба?

Вопросы нужно решить быстро, т.е. в течение нескольких часов максимум.

Прошу также скидывать ссылки на судебную практику по данным вопросам и ссылки на статьи закона, аргументирующие вашу точку зрения.

Спасибо!

18 Октября 2012, 10:29, вопрос №21677 Марат, г. Новосибирск

Уточнение клиента

Спасибо за ответы. В общем сегодня много побегал, договорился с автоэкспертизой и назначил на 24 число. Отправил телеграмму страховщику. Итого получилось ровно за 3 рабочих дня.

Первичный осмотр они сделали, правда акт на руки не дали, это уже их дело. А экспертизу проведем четко и пусть попробуют отказать в выплате :)

18 Октября 2012, 19:03
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (4)

  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Здравствуйте, Марат!

    Стоимостное выражение зафиксированного вреда может быть получено в результате оценки рыночной стоимости ремонта поврежденного имущества, проводимой независимым оценщиком на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако, опираясь на правило допустимости доказательств, доказывание размера убытков возможно и иными документами.

    К иным документам прежде всего относятся проводимые страховщиком каско сметные расчеты о стоимости ремонта поврежденного транспортного средства (Постановление ФАС ВВО от 06.11.2007 по делу N А43-36488/2006-15-707). Сомневаться в достоверности такого документа в отсутствие прямых доказательств обратного нет оснований.

    В частности, подход о достаточности для возмещения вреда, причиненного транспортному средству, заключения эксперта - сотрудника страховщика каско нашел отражение в Определении ВАС РФ от 27.04.2008 N 3840/08.

    Противоположный подход к решению данного вопроса, согласно которому отсутствие отчета оценщика влечет отказ в удовлетворении требований по причинам недоказанного размера вреда (Постановления ФАС ВСО от 27.05.2008 N А58-8783/05-2111/08, от 19.03.2007 N А19-19921/06-17-Ф02-958/07), не соответствует законодательству об ОСАГО, так как еще раз подчеркивает отсутствие в нем специальных правил доказывания размера вреда определенными доказательствами (ст. 12 Закона об ОСАГО).

    Не стоит забывать, что нормы ГК РФ обладают большей юридической силой, чем нормы договора страхования. Договор страхования должен составляться в соответствии с действующим законодательством РФ, а не противоречить ему.

    В силу ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в РФ" целью организации страхового дела выступает обеспечение имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев. По договору имущественного страхования возмещению подлежат убытки в застрахованном имуществе, явившиеся следствием страхового случая, в пределах определенной договором страховой суммы (ст. 929 ГК РФ).

    Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

    Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта (см. Решение ВС РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658; Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 N 9045/06).

    Принимая 24.07.2007 Решение N ГКПИ07-658, ВС РФ разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, так как уменьшение его потребительской стоимости нарушает права страхователя как владельца транспортного средства.

    То же касается и скрытых дефектов, которые не установлены оценкой эксеперта.

    Поэтому Вы можете для доказывания размера причиненного ущерба страховым случаем в любое время провести независимую экспертизу данного ТС, так как на осмотр Вы его представителю СК уже представили. В соответствии с услвовиями договора каско в установленные им сроки должен быть представлен акт осмотра и заключение эксперта по оценке ущерба.

    Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является. Здесь говорится обо всех нормативных источниках, которых обязан придерживаться оценщик. Причем важно, чтобы все эти источники были действующими. Применение недействующих норм может привести к тому, что отчет оценщика может быть признан недостоверным. Пример тому - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2004 N А56-21802/03. При определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства ответчик использовал Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009.015-98, утвержденное Министерством экономики Российской Федерации 04.06.1998. Однако указанное Методическое руководство не основано на действующем законодательстве, поскольку письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.11.2002 N 07/11150-ЮД в регистрации данного документа отказано.

    Относительно обязанности включения в сумму ущерба стоимости работ по восстановлению - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2010 по делу N А53-7301/2009:

    "Отказ в иске в части взыскания страхового возмещения по полуприцепу мотивирован тем, что отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта полуприцепа составлен с нарушением норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), не содержит подробного описания повреждений и калькуляции стоимости ремонта, иные необходимые данные для определения степени повреждения транспортного средства, в связи с чем является недопустимым доказательством"

    Таким образом, при несолгасии с результатами оценки ущерба, можно подать исковое заявление в суд с требованием взыскания разницы в определении суммы ущерба, основываясь на результатах независимой экспертизы - так и накажите СК.

    18 Октября 2012, 11:08
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Меркулов Александр Константинович
    Меркулов Александр Константинович, Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Здравствуйте!

    Страховая компания обязана в течение 5 рабочих дней организовать независимую экспертизу для потерпевшего. Эксперт составляет смету на страховую выплату, которая передается в страховую компанию. Но если вы не уверены в объективности оценки, то можете привлечь к осмотру и своего эксперта. Обычно услуги независимых экспертов по оценке повреждений автомобиля стоят примерно 1,5–2 тыс. рублей. Кстати, если страховщик затягивает с проведением экспертизы на срок свыше 5 дней, то вы можете организовать независимую экспертизу (уведомив об этом страховщика) и компания будет обязана признать ее результаты и возместить расходы на нее.

    Ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" определяет перечень вопросов которые должны быть включены в отчет оценщика"

    Согласно ст.13 Указанного закона отчет может быть обжалован в суде.
    Мое мнение:

    1.Вы вправе прямо сегодня написать заявление в страховую о проведении независимой экспертизы;

    2. Вам следует дождаться отчета об оценке и акта осмотра так как у вас будут достаточные основания

    3.Оценку в денежном эквиваленте оценщик обязан сделать;

    4.В судебном порядке вы можете обжаловать отчет об оценке.





    18 Октября 2012, 11:26
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Шабанов Александр
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Добрый день!

    Согласно п. 16.2 Правил (которые Вы предоставляли и, которые по сути являются частью договора страхования(полиса)

    В случае возникновения споров о причинах и размере Ущерба, каждая из сторон имеет право потребовать проведения экспертизы. Экспертиза проводится за счет стороны, потребовавшей ее проведение. Если экспертиза проводилась за счет Страхователя и
    результаты экспертизы были признаны Страховщиком, то последний возмещает Страхователю указанные расходы. При этом общий размер возмещения не может превышать размер ответственности Страховщика на момент страхового случая.

    Таким образом, сперва Вам необходимо дождаться подписанного представителем страховщика акта осмотра т/с с калькуляцией (нормочасов и денежной - вполне возможно там она всё-таки будет).

    После получения документов, извещаете страховщика о проведении экспертизы. После проведения экспертизы пишите претензию с приложением отчета.

    Также не забудьте вручить страховщику Ваше требование выплатить вам страховое возмещение деньгами.

    Если Страховая компания игнорирует Ваше требование (в части увеличения страхового возмещения), то смело идите в суд (по месту нахождения филиала СК в г. Новосибирске). Также учтите, что закон о защите прав потребителей к страховым правоотношениям не применяется.

    Касательно наказания - можете написать жалобу в РосСтрахНадзор (Федеральная служба страхового надзора).

    По своей сути, можете даже не обращать внимания на "отчет" СК - если он Вас не удовлетворяет, то делаете свою экспертизу и идёте сперва в СК(с претензией), а потом в Суд (общей юрисдикции).


    Таким образом, Ваш алгоритм следующий (кратко):

    1. Дожидаетесь отчета СК

    2. Делаете свой отчет

    3. Претензия

    4.Суд.

    18 Октября 2012, 13:22
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Здравствуйте Марат!

    В соответствии со ст.8 Закона об оценочной стоимости проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:при национализации имущества;при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" иФедеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

    То есть, страховой случай не относится к случаю проведения обязательной оценки имущества. Поэтому данный закон не применяется В Вашем деле.

    Оценка ущерба имущества должна производиться по методике

    ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПОВРЕЖДЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

    СТОИМОСТИ ИХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УЩЕРБА ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ

    Р-03112194-0377-98, Утвержденной руководителем Департамента автомобильного транспорта

    Министерства транспорта Российской Федерации от 15 декабря 1998 года.

    В соответствии с п.1.1 -п.1.7 Методики Настоящий документ устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и ущерба от их повреждения. Основными причинами повреждения транспортных средств могут являться дорожно-транспортные происшествия (столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные объекты, опрокидывание и т.п.), крупные производственные аварии, стихийные бедствия (буря, шторм, ураган, ливень, град, обильный снегопад, землетрясение, сель, обвал, камнепад, оползень, паводок, наводнение и т.п.), провал под лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного средства.

    Основной задачей документа является обеспечение проведения работ по оценке стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и ущерба от их повреждения на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценочной деятельности и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Документ разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации, ГОСТов и нормативно-технической документации по вопросам технической эксплуатации транспортных средств, безопасности дорожного движения и проведения экономико-правовой экспертизы транспортных средств. Методические положения документа основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки транспортных средств, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств.

    Результаты, получаемые при применении методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации (место оценки транспортного средства). Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с документом .

    Документ предназначен для использования:

    - экспертами по оценке транспортных средств для оценки ущерба от повреждения транспортных средств, для оценки стоимости поврежденных транспортных средств и для оценки стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств;

    - при подготовке и переподготовке экспертов по оценке транспортных средств;

    - в качестве методического документа в системе мониторинга ущерба от дорожно-транспортных происшествий в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации;

    - в качестве нормативного документа Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ" [18], на соответствие требованиям которого проводится сертификация определенных видов услуг по оценке автотранспортных средств.

    Согласно п . п. 3.3.3.1 -3.3.2. Стоимость проведения i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:

    р нч

    С = С x t , (3)

    i i i

    где:

    нч

    С - стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида)

    i

    работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного

    средства на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

    t - трудоемкость i-того наименования (вида) работ,

    i

    необходимого для восстановления поврежденного транспортного

    средства, нормо-час.

    Стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется по результатам статистического выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства среди организаций, имеющих лицензии и сертификаты соответствия на проведение работ по ремонту транспортных средств [3] и выполняющих эти работы в соответствии с требованиями документа ]. Стоимость одного нормо-часа определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.

    Трудоемкость i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств и т.д.). В указанной документации в качестве размерности трудоемкости работ по ремонту транспортных средств может использоваться термин "человеко-час", который соответствует термину "нормо-час".

    Стоимость материалов, которые должны быть использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки определяется следующим образом:

    м m м м р

    С = SUM С x N x S , (4)

    i j=1 ji ji ji

    где:

    m - количество видов материалов, которые должны быть

    использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного

    транспортного средства на дату оценки;

    м

    С - стоимость одной единицы измерения (м, кв. м, кг и т.д.)

    ji

    j-того вида материала, который должен быть использован при i-том

    виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства,

    на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

    м

    N - норма расхода j-того вида материала, который должен быть

    ji

    использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного

    транспортного средства, единица материала - ремонтная единица

    транспортного средства (деталь, узел, агрегат, кг, м, кв. м и

    т.д.);

    м

    S - количество ремонтных единиц (деталь, узел, агрегат, кг,

    ji

    м, кв. м и т.д.), подвергаемых ремонту при i-том виде работ по

    восстановлению поврежденного транспортного средства с

    использованием j-того вида материала.

    Виды и количество материалов, используемых при конкретном виде ремонтных воздействий, определяются в соответствии с нормативно-технической документацией, регламентирующей технологии работ по восстановлению транспортных средств (руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств). Основные виды материалов, используемых при ремонте транспортных средств, и единицы их измерения приведены в Приложении 1.

    Определение стоимости одной единицы материала (м, кв. м, куб. м, кг и т.д.), который должен быть использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Стоимость одной единицы материала определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.

    Норма расхода j-того вида материала определяется в соответствии с документом [16], а также другой нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на ремонт транспортных средств (нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и т.д.) и рекомендациями изготовителей материалов.

    То есть, оценка ущерба должна производится с учетом всех рекомендаций, данных в Методике.

    Если Вашим Договором предусмотрено безальтернативное проведение ремонтных работ в случае наступления страхового случая без , то Вы не имеете право требовать выплаты компенсации в виде денежной суммы .


    Если Вы не согласны с Актом, составленным представителем Страховщика, то Вы имеете право его оспорить.

    Приэтом, Вы имеете провести независимую экспертизу не дожидаясь результатов отчета Страховщика.

    С уважением Ф, Тамара

    18 Октября 2012, 16:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats