Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какой процент изначального изображения можно изменить, чтобы это не считалось плагиатом?
Добрый вечер! Столкнулся с такой проблемой. Есть иностранный сайт с различными векторными изображениями (шатерсток). Там имеется в одном из изображении элемент, который мне понравился. По логике сайта, в случае покупке их лицензий (обычная и расширенная) можно использовать на сайтах, в производствах и тд, но ни по одной ни по второй лицензии, которые кстати стоят 29 $ и 199 $ соответственно, нельзя использовать элемент дизайнера как в своем логотипе, так и в регистрации товарного знака.
Постарался связаться с данным дизайнером через службу поддержки шатерсток, они требуют не меньше 10000 $ за один элемент (чтобы вы понимали, там черный силуэт кота и больше ничего). По хорошему, цена такому изображению не должна превышать и 10 $, но тем не менее.
На самом деле мне кажется, что если даже я использую их элемент в логотипе, они все равно об этом так и не узнают, потому что дизайнер иностранец, да и сайт тоже в целом зарубежный с поддержкой русского языка. Но тем не менее, не хотелось бы рисковать, и вот вопрос: какой процент в этом элементе мне нужно изменить, чтобы это перестало быть плагиатом и я свободно смог использовать это в регистрации товарного знака? 1 %, 10%, 50 % или вообще нужно отказаться от этой идеи? Спасибо!
Здравствуйте, Дмитрий! На указанном Вами сайте действительно имеется строго ограниченный перечень способов использования объектов авторского права, и расширенная лицензия не предоставляет права использования изображений в логотипах, которые впоследствии будут зарегистрированы в качестве товарных знаков. Безусловно, говорить о том, что Вы можете использовать в логотипе элемент, взятый с shutterstock.com, т.к. «об этом так и не узнают», я как юрист не вправе. Риск возникновения претензий со стороны правообладателей все-равно присутствует. Что касаемо изменений: любое изменение изображения будет являться его переработкой, а ее осуществление возможно только с согласия обладателя исключительного права на произведение (статья 1229 ГК РФ):
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Какой процент изначального изображения можно изменить, чтобы это не считалось плагиатом?
Это будет не плагиат, а нарушение исключительного права на произведение. И за это предусмотрена ответственность, в том числе в соответствии со статьей 1301 ГК РФ:
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Конечно, доказать правообладателю, что Вы видоизменили именно его произведение, будет довольно проблематично, т.к. это всего лишь силуэт. Но если Вы все-таки хотите действовать в правовом поле, закажите разработку своего логотипа, который впоследствии будете регистрировать в качестве товарного знака, дизайнеру. В договоре предусмотрите ответственность дизайнера за претензии от правообладателей в случае использования в составе объекта интеллектуальной собственности элементов, авторами которых являются другие лица.
С уважением, Татьяна.
Спасибо за подробный ответ! Небольшое уточнение — имеет ли шатерсток право на пользование этим элементом на территории РФ? Из того, что я вычитал. Исключительное право имеет только тот, кто первым зарегистрировал товарный знак. Куча же историй была с заводами водочными и тд, кто не регистрировал права по незнанию, а конкуренты таким образом отжимали эти заводы, регистрируя их бренды. То есть, тут не работает правило «кто успел — тот и съел»?.. Спасибо!
Не совсем так. Одно дело — исключительное право на товарный знак, другое — на изображение. Согласно статьи 1479 ГК РФ,
Право на использование товарного знака действует на территории тех стран, в которых ему предоставлена правовая охрана. И в данном случае действительно приоритет товарного знака устанавливается при подаче заявки на его регистрацию.
Но у Вас ситуация иная: в визуальном отображении товарного знака Вы планируете использовать самостоятельный объект интеллектуальной собственности, правообладателем которого не являетесь. И здесь всегда есть риск того, что автор этого изображения предъявит Вам свои претензии. Повторюсь: риск конечно минимален, но он присутствует.