Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Составить возражение на претензию о возмещении ущерба перевозимого груза
Добрый вечер! Я являюсь грузоперевозчиком. Во время сильного дождя был утрачен перевозимый груз (машина слетела с трассы и груз развалился). Заказчик выставляет претензию на возмещение ущерба. Как составить возражение на претензию ссылаясь на форс-мажор? Вина водителя доказана не была, акт об административном нарушении не составлялся.
Здравствуйте, Екатерина!
Прежде всего, обратитесь в годрометцентр района, где проходили сильные дожди, и попросите выдать подтверждающую справку. Далее, обратитесь к автоэксперту с просьбой ответить, имелась ли у Вас техническая возможность избежать ДТП. Имея положительные ответы, Вы легко можете отказаться от возмещения ущерба, ссылаясь на результаты экспертизы и погодные условия. А так, в принципе, в Вашем случае можно усмотреть нарушение п. 10.1. ПДД, согласно которому «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Екатерина!
В данном случае возможно применение положений ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ:
Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов,… и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы
Соответственно, надо постараться доказать, что в данном случае речь идёт об обстоятельствах непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при сложившихся на момент аварии обстоятельств.
Объективным подтверждением этого может быть состояние погоды в момент происшествия, указание на то, что водителем были предприняты все возможные меры для предотвращения ущерба, ведь не случайно вина водителя в происшествии установлена не была, к административной ответственности он не привлекался.
Всё это и следует отразить в отзыве на претензию, если Вам необходима дополнительная консультация или помощь в составлении документа, можете обратиться ко мне в чат (по условиям сайта консультации платные).
Здравствуйте, Екатерина.
В дополнение отмечу, что в данном случае необходимо руководствоваться статьей 401 Гражданского кодекса РФ, где отмечается, что:
Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Однако, говорить однозначно о том, что получится в последствии доказать наличие форс-мажора в суде нельзя.
Вот пример из судебной практики, где указывается на отсутствие непреодолимой силы, в связи с обильными осадками и сильным ветром. В нем речь идет не о перевозках грузов, однако, метеоусловия плохие.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2015 г. N Ф03-5442/15 по делу N А51-6528/2015
Доводы о плохих погодных условиях судом обоснованно отклонены со ссылкой на то, что непреодолимая сила классифицируется непредотвратимостью и чрезвычайностью. Как указал суд, выпадение обильных осадков и сильный ветер — это распространенное, часто повторяющееся, обычное природное явление характерное для города Владивостока в сентябре-ноябре месяцах, не обладающее признаком чрезвычайности, следовательно, оно не может быть квалифицировано как непреодолимая сила. В свою очередь общество, как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в строительной сфере, обязано было предусмотреть возможные риски неисполнения контракта и принять все необходимые меры для исключения возможности неисполнения своих обязательств по контракту, в том числе по причинам, связанным с погодными условиями. Данные обстоятельства подрядчик мог и должен был предвидет
Поэтому, однозначно говорить о чрезвычайности обстоятельств пока невозможно. Решение будет приниматься судом на с учетом всех справок, подтверждающих плохие метеоусловия.
Здравствуйте Екатерина.
К сожаление Вы несете этот риск как предприниматель и ответственность за ущерб на Вас. Так что лучше заплатить. Суд с вероятностью в 100 % встанет на стороны Заказчика.
п. 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
По смыслу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие обстоятельств, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда.
В рассматриваемой ситуации перевозчик являлся коммерческой организацией, осуществлявшей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Как профессиональный перевозчик он не мог не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, следовательно, указанное обстоятельство не является непредвидимым и перевозчик несет риск убытков, связанных с его наступлением.
Возгорание груза, произошедшее при описанных обстоятельствах, связано с эксплуатацией транспортного средства перевозчика, и он несет риск возникновения убытков, связанных с наступлением обстоятельств, не носящих внешний характер по отношению к его деятельности.
Спасибо за минус.
Но сход машины с трассы во время дождя — это не форс-мажор. Как указал Логинов Андрей, Вам нужно будет это доказать, а так спор будет рассматривать АС, явно возьмет за основу приведенный мной обзор, в котором президиум явно указал на обязательства перевозчика возместить ущерб в независимости от причин его возникновения. Обстоятельствами непреодолимой силы могло быть, не знаю, землетрясение, шквалистый ветер, который сносил автомобили с трассы, но не то, что водитель не справился с управлением во время дождя.
Удачи.
Именно шквалистый ветер и был, и снесло не один автомобилью