Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как суд определяет, является ли произведение пародией?
Здравствуйте!
В соответствии со статьей 1255 гражданского права РФ:
"Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Каким образом определяется, является ли произведение пародией на другое? Что является доказательством в суде?
Спасибо!
Добрый вечер, Андрей.
Прежде всего, хотелось бы заметить, что в ст. 1255 ГК РФ ничего подобного нет, Вы процитировали частично нормы ст. 1274 ГК РФ.
При определении, является ли производное произведение пародией, и как подходят к этому суды, предлагаю ознакомиться с цитатами из некоторых судебных постановлений.
1. Постановление 9 ААС (самого креативного суда, на мой взгляд) по делу А40-60254/2012:
2. Решение АС Нижегородской области (в составе судьи Логинова К.А. — кто бы сомневался? :-) )А43-20091/2012:Из
экспертного заключения следует, что номера являются и принадлежат
особому жанру музыкальной пародии,
пародируют песню в целом и ее исполнителей,используя их узнаваемость и
популярность, а не ее музыкальный материал (собственно музыку, мелодию
песни). Пародийный эффект номеров складывается из ряда компонентов –
популярности музыки, визуального ряда, широкой популярности исполнителей
и нового текста юмористического содержания в их сочетании. При
отсутствии хотя бы одного из вышеназванных компонентов, в том числе
узнаваемой популярной музыки, пародийный эффект просто исчезает.
Под пародией
понимается произведение, имеющее целью создание у зрителя (слушателя)
комического эффекта за счет намеренного повторения уникальных черт
другого известного произведения в специально измененной форме. К числу
признаков, позволяющих отнести произведение к пародии, следует отнести: комичность; использование иного оригинального произведения; направленность пародии на оригинальное произведение. То есть пародия предполагает высмеивание оригинального произведения и его смыслового содержания, его автора, исполнителя, отдельных образов.
3. Постановление ФАС МО по делу А40-38278/12:
4. Наиболее полный анализ термина «пародия» даётся в Решении АС г. Москвы по делу A40-125210/2009. Вот небольшая выдержка:целью спорного номера, в соответствии с
концепцией телепередачи, являлось создание именно пародии
на творчество группы «Кармен» путем повторения уникальных черт
указанного коллектива, рассчитанной на создание комического эффекта.
Предлагаю перейти по ссылке и ознакомиться, т.к. в решении изложено всё весьма и весьма обстоятельно. Также следует отметить, что оценку судебным актам по данному дал в т.ч. и ВАС РФ, отказав в передаче надзорной жалобы в Президиум ВАС РФ (что означает отсутствие по мнению ВАС РФ оснований для изменения / отмены обжалуемых актов).В теории также обращается внимание на две особенности пародийных произведений — пародия неизменно связана с комическим эффектом и должна быть сразу же узнаваема, соответственно, пародия не может быть совершенно отделена от оригинального произведения, так как в этом случае пропадает сам смысл создания пародии
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу.
Для признания в суде производного произведения пародией, необходимо:
1. Наличие изменений (по отношению к оригинальному произведению), целью которых является достижение юмористического / комического эффекта производного произведения, направленного на высмеивание персонажей либо сюжета оригинального произведения;
2. Чтобы пародируемое (оригинальное) произведение было известным и узнаваемым.
С уважением, Бардов Иван.