Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат денежных средств за неоказанную услугу
Добрый день! Турист в начале круиза подписывает с ООО договор о реализации услуг на теплоходе, где прописано:"...на свой счет турист вносит депозит, на сумму депозита туристу выдается именная карта и в случае приобретения услуги, турист прикладывает к терминалу эту карту и услуга считается оплаченной без возможности возврата денежных средств не зависимо от каких-либо причин...". На сколько правомерна данная формулировка с точки зрения закона о правах потребителей в отношении к заключенному договору (турист и ООО), подписанного с двух сторон? Заранее спасибо!
Елена, добрый день.
На сколько правомерна данная формулировка с точки зрения закона о правах потребителей в отношении к заключенному договору (турист и ООО), подписанного с двух сторон?
Считаю, что такая формулировка противоречит следующим положениям Закона РФ о защите прав потребителей.
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
и является недействительной в силу
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Кроме того,
не зависимо от каких-либо причин...
Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» указывает
20. Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
С уважением, адвокат Сергей Нестеров.
Уважаемая Елена! Доброго! По уму договор бы посмотреть не помешало. Но главное в том, что сама или сами то услуга или услуги были оказаны или нет?
И в каком объеме и на какую сумму (см. ст.ст.308-310 ГК РФ)?
От этого и надо идти.
Имейте также в виду, что доводить спор с физическим лицом -Потребителем до суда «себе дороже», так как здесь может быть и штрафа и возмещение морального вреда (см. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»)
Добрый день.
турист прикладывает к терминалу эту карту и услуга считается оплаченной без возможности возврата денежных средств не зависимо от каких-либо причин...".
Елена
Увы, но отсутствие возможности возврата оплаченной услуги в случае отказа от нее противоречит и ГК РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей».
В частности по смыслу ст. 32 Закона
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
А следовательно подписанный договор в той части, в которой ограничивает потребителя в праве на возврат денежной суммы является недействительным.
Ст. 16 Закона
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
терминалу эту карту и услуга считается оплаченной без возможности возврата денежных средств не зависимо от каких-либо причин...". На сколько правомерна данная формулировка с точки зрения закона о правах потребителей в отношении к заключенному договору (турист и ООО), подписанного с двух сторон?
Елена
Здравствуйте
Совершенно не правомерна.
Допустим услуги были оказаны не качественно — тогда потребитель праве написать претензию ( или подать иск в суд) по ст 29 закона.
Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
2 момент- это допустим он внес деньги, но почему потом от услуг решил отказаться — по ст 32 он имеет на это полное право, а удержать с него исполнитель может только свои фактические расходы которые он должен (исполнитель) доказать.
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
без возможности возврата денежных средств не зависимо от каких-либо причин..."
Елена
такая фраза- так же прямое нарушение 16 ст закона.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Тут можно смело жалобу в роспотребнадзор подавать только за одну эту фразу- даже не касаясь самого порядка оказания услуг и качества.
"… на свой счет турист вносит депозит, на сумму депозита туристу выдается именная карта и в случае приобретения услуги, турист прикладывает к терминалу эту карту и услуга считается оплаченной без возможности возврата денежных средств не зависимо от каких-либо причин...".
Елена
Здравствуйте.
Тут придется смотреть насколько эта услуга потребляема. Естественно, если Вы потребили услугу, то отказаться от нее Вы не можете. Во всех остальных случаях действует правило установленное ЗоПП
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей»
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Потреблена услуга или нет, а также размер фактически понесенных расходов будет доказывать исполнитель, как экономически сильная сторона в договоре.
Кроме того, предложенная Вами схема противоречит и ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
согласно ст. 10 которого
И здесь подлежит применению положение ст. 451 ГК РФ
и ст. 453 ГК РФ
Более того, как было отмечено Верховным Судом РФ - Существенное отступление от условий договора является основанием для возмещения убытков и компенсации морального вреда
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 59-В02пр-5
А также предполагаемые действия не стыкуются с требованиями
Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»
Таким образом, с учетом ранее приведенных норм Закона РФ «О защите прав потребителей» у потребителя — есть достаточно механизмов потребовать возврат оплаченной суммы, несмотря на достигнутые с ним договоренности.