8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Обеспечение законности административно-правовых актов

здравствуйте. помогите ответить на вопрос. Обеспечение законности административно-правовых актов.

, Спиридонова Зульфия Хасиятулловна, г. Казань
Екатерина Прокофьева
Екатерина Прокофьева
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Добрый день!

Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.

Законность как принцип деятельности – это провозглашение и закрепление в законодательстве требования соблюдать общественные предписания субъектами данной сферы отношений.

Законность как метод руководства обществом – это соблюдение правовых норм в поведении и деятельности субъектов права в сфере управления.

Законность как режим – это соблюдение и исполнение большинством участников общественных отношений правовых предписаний.

Структура законности:

°         цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;

°         содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;

°         средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;

°         мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).

Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее  состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность: 1) политико-правовая природа общества; 2) динамика процессов демократизации общества; 3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

-          это общеобязательность законов для всех без исключения;

-          единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;

-          недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Рассматриваемый режим является общим для всех сфер госу­дарственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной адми­нистрации он имеет ряд особенностей.

1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа госу­дарственных органов, иных государственных организаций и их ра­ботников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия от­раслей и функций.

2. Главное требование законности к государственной админис­трации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их приме­нение и защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов изда­ется исполнительно-распорядительными органами. В настоящее время и в ближайшем будущем чис­ло действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также со­держащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, при­нявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоя­щих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считать­ся и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнитель­ным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).

Возрастает роль и международных, государственно-пра­вовых и административных (между административно- территориаль­ными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур. Для исполнительно-распо­рядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.

4. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.

5. В ряде случаев государственная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Более того, нередки слу­чаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у адми­нистрации нет финансов.

6. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятель­ности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридичес­кого образования у многих государственных служащих, для обеспече­ния режима правозаконности в деятельности государственной адми­нистрации нужна большая система гарантий.

Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых сле­дует различать общие условия (предпосылки) и специальные юриди­ческие, организационно-правовые средства обеспечения режима за­конности.

Среди общих условий в системе гарантий различают политические, экономи­ческие, организационные, идеологические, юридические, общественные.

Политичес­кими предпосылками законности являются режим демократии, глас­ность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданско­го общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как до­стигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики при равенстве всех форм собственности, существование развитых рынков товаров, капиталов, труда, информации и т.д.

Огромное значение для существования правопорядка имеет пра­вовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, осно­ванное на признании абсолютной ценности основных прав чело­века. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в част­ности, умело организованного поощрения (идеологические предпо­сылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие орга­низационные факторы, как организационная структура аппарата, ква­лификация служащих, эффективность деятельности системы право­вой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномо­чий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствова­ние разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепле­ния правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние сис­темы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении систе­мы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Среди основных способов обеспечения законности выделяют:

-          государственный контроль;

-          административный надзор;

-          обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;

-          общественный контроль;

-          прокурорский надзор.

1
0
1
0
Похожие вопросы
700 ₽
Земельное право
На какие правовые документы можем опираться, чтобы не получить отказ администрации и какие нормативные акты изучить
Хотим взять в аренду участок земли под склад, Московская область. ПОсле постройки склада выкупить ее в собственность. На какие правовые документы можем опираться, чтобы не получить отказ администрации и какие нормативные акты изучить. Спасибо.
, вопрос №4081236, Татьяна, г. Москва
Получение образования
Здравствуйте, я учусь в магистратуре, являюсь сиротой, нахожусь на полном государственном обеспечении (мне выплачивают определенную сумму каждый месяц), также получаю пенсию по потере кормильца
Здравствуйте, я учусь в магистратуре, являюсь сиротой, нахожусь на полном государственном обеспечении (мне выплачивают определенную сумму каждый месяц), также получаю пенсию по потере кормильца. Начал терять интерес к обучению, раздумываю об отчислении. Мне 22 года, пенсию вроде как выплачивают до достижения 23 лет. Вопрос такой - если я отчислюсь не закончив магистратуру, обязан ли я буду вернуть все деньги, которые мне выплачивали ?
, вопрос №4080013, Никита, г. Москва
Административное право
Здравствуйте, как восстановить историю об административном правонарушении
Здравствуйте, как восстановить историю об административном правонарушении
, вопрос №4079904, ксения, г. Санкт-Петербург
Автомобильное право
Вопрос: как правильно оспорить административный штраф, и что для этого нужно?
Здравствуйте! Пользуюсь арендованным автомобилем по договору аренды. Сотрудники ГИБДД выписали штраф за остановку и стоянку в неположенном месте. Штраф был выписан по водительскому удостоверению. Все сроки оплаты штрафа истекли. Недавно был выписан штраф по такому же правонарушению, но с другими данными геолокации (место правонарушения), и штраф выписан по СТС автомобиля. Дело в том, что в указанную дату и время совершения правонарушения я не был в том районе городе, где было совершено правонарушение. Вопрос: как правильно оспорить административный штраф, и что для этого нужно? Заранее спасибо!
, вопрос №4079752, Владимир Масловский,
Недвижимость
Установлен ли законом минимальный срок проведения собрания?
Добрый день. Необходима консультация, с ссылкой на нормативно-правовые акты. Застройщик получил разрешение на ввод в эксплуатацию ЖК 27.03.2024 30.03.2024 было разослано уведомление о проведении очно-заочного собрания собственников, датированное 28.03.2024. Очная часть собрания состоится 09.04.2024 г. с 11 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. в помещении Управляющей компании. Заочная часть собрания (голосования) состоится в период с 10 час. 00 мин. 10.04.2024 г. по 17 час. 00 мин. 08.05.2024 г в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, лица, которые приняли от застройщика по передаточном акту помещение в многоквартирном доме, в течение года после этого получают право голосовать на общих собраниях собственников. Застройщик различными способами переносит подписание акта приема передачи с собственниками. В результате, к моменту окончания заочной части ОСС, фактически смогут голосовать не более 10 процентов реальных собственников жилых помещений. Прошу высказать мнение 1. Будет ли такое собрание легитимным? 2. Установлен ли законом минимальный срок проведения собрания?
, вопрос №4079431, Алексей, г. Москва
Дата обновления страницы 23.01.2018