8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Обеспечение законности административно-правовых актов

здравствуйте. помогите ответить на вопрос. Обеспечение законности административно-правовых актов.

, Спиридонова Зульфия Хасиятулловна, г. Казань
Екатерина Прокофьева
Екатерина Прокофьева
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Добрый день!

Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.

Законность как принцип деятельности – это провозглашение и закрепление в законодательстве требования соблюдать общественные предписания субъектами данной сферы отношений.

Законность как метод руководства обществом – это соблюдение правовых норм в поведении и деятельности субъектов права в сфере управления.

Законность как режим – это соблюдение и исполнение большинством участников общественных отношений правовых предписаний.

Структура законности:

°         цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;

°         содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;

°         средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;

°         мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).

Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее  состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность: 1) политико-правовая природа общества; 2) динамика процессов демократизации общества; 3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

-          это общеобязательность законов для всех без исключения;

-          единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;

-          недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Рассматриваемый режим является общим для всех сфер госу­дарственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной адми­нистрации он имеет ряд особенностей.

1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа госу­дарственных органов, иных государственных организаций и их ра­ботников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия от­раслей и функций.

2. Главное требование законности к государственной админис­трации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их приме­нение и защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов изда­ется исполнительно-распорядительными органами. В настоящее время и в ближайшем будущем чис­ло действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также со­держащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, при­нявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоя­щих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считать­ся и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнитель­ным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).

Возрастает роль и международных, государственно-пра­вовых и административных (между административно- территориаль­ными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур. Для исполнительно-распо­рядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.

4. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.

5. В ряде случаев государственная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Более того, нередки слу­чаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у адми­нистрации нет финансов.

6. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятель­ности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридичес­кого образования у многих государственных служащих, для обеспече­ния режима правозаконности в деятельности государственной адми­нистрации нужна большая система гарантий.

Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых сле­дует различать общие условия (предпосылки) и специальные юриди­ческие, организационно-правовые средства обеспечения режима за­конности.

Среди общих условий в системе гарантий различают политические, экономи­ческие, организационные, идеологические, юридические, общественные.

Политичес­кими предпосылками законности являются режим демократии, глас­ность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданско­го общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как до­стигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики при равенстве всех форм собственности, существование развитых рынков товаров, капиталов, труда, информации и т.д.

Огромное значение для существования правопорядка имеет пра­вовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, осно­ванное на признании абсолютной ценности основных прав чело­века. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в част­ности, умело организованного поощрения (идеологические предпо­сылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие орга­низационные факторы, как организационная структура аппарата, ква­лификация служащих, эффективность деятельности системы право­вой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномо­чий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствова­ние разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепле­ния правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние сис­темы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении систе­мы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Среди основных способов обеспечения законности выделяют:

-          государственный контроль;

-          административный надзор;

-          обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;

-          общественный контроль;

-          прокурорский надзор.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Административное право
Здравствуйте подскажите пожалуйста куда мне обратиться чтобы убрать из базы данных административное правонарушение которое было в 2012 году и до сих пор висит
Здравствуйте подскажите пожалуйста куда мне обратиться чтобы убрать из базы данных административное правонарушение которое было в 2012 году и до сих пор висит.
, вопрос №4775747, Александр, г. Москва
Административное право
Подскажите пожалуйста, я написала заявление участковому об административном правонарушение (оскорбления
Добрый день! Подскажите пожалуйста, я написала заявление участковому об административном правонарушение (оскорбления,унижение) прошло 12 дней, ответа так и нет, они мне говорят ждите письмо, сколько его ждать, непонятно, подскажите какой вообще порядок и сроки рассмотрения, что делать если участковый как будто не хочет заниматься рассмотрением.
, вопрос №4775403, Софья, г. Москва
Интеллектуальная собственность
Я столкнулся с такой проблемой: сомневаюсь в законности ношения нашивки с изображением "чёрного солнца"
Здравствуйте. Я столкнулся с такой проблемой: сомневаюсь в законности ношения нашивки с изображением "чёрного солнца". Насколько я понимаю, символика лишь косвенно отсылает к каким-то правым идеологиям и по сути своей является древним славянским (языческим) символом. Я не отношу себя ни к какой идеологии, кроме славянского язычества-неоязычества, а по закону вроде бы есть свободное вероисповедание. Очень хочу быть уверенным,что кроме социальных проблем по типу "недопонимания" среди простых людей не возникнет. Такие нашивки продают на маркетплейсе вайлдберрис, а кулоны с ним вообще на всех остальных. Так же много наших на сво их носят. Заранее спасибо
, вопрос №4775268, Александр, г. Ярославль
Лицензирование
Можете дать образец жалобы на протокол и постановление по делу об административном правонарушении по ч
Добрый вечер! Можете дать образец жалобы на протокол и постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 Коап РФ?
, вопрос №4774944, Александр, г. Москва
Земельное право
Каким образом нам добиться установления обременения на эту дорогу на предмет обеспечения нам беспрепятственного и бесплатного проезда к своей частной собственности?
Наше СНТ находится в окружении других СНТ, одно из которых оформило единственную ведущую к нам дорогу в частную собственность. Теперь на этой дороге пытаются установить шлагбаум и брать с нас плату за проезд и содержание этой дороги. Каким образом нам добиться установления обременения на эту дорогу на предмет обеспечения нам беспрепятственного и бесплатного проезда к своей частной собственности?
, вопрос №4774752, Клиент, г. Москва
Дата обновления страницы 23.01.2018