Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Является ли послание президента РФ источником отрасли конституционного права РФ?
Студент Иванов С.П., посмотрев в прямом эфире выступление Президента РФ с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, где отмечалась необходимость изменения срока полномочий депутатов Государственной Думы РФ, на следующий день во время сдачи экзамена по Конституционному праву РФ утверждал, что в Конституцию РФ были внесены изменения в части сроков полномочий депутатов Государственной Думы.
Является ли Послание Президента РФ источником отрасли Конституционного права РФ?
Источники конституционного права
Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами — «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы(например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).
Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).
Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации
2.Законы
1) федеральный конституционный закон 2) федеральный закон.
3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. декларации,
4. Указы Президента РФ.
5. Постановления Правительства РФ,
6. Акты органов местного самоуправления.
7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. :
1) Федеративный договор
2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области),
4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию.
5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации,
Как видно из основ Послания Президента не относятся к источникам
Здравствуйте Юлия! Обратите внимание какой ответ по данному вопросу дает Википедия.
"
Обращение главы Российского государства с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции Президент
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
С сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального Собрания на послания Президента.[9]
По своей конституционной природе Послание не может рассматриваться как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено только два вида правовых актов главы государства — его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом. Поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций[10] или как нормативно-политической формы деятельности главы государства." Ссылка. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Послание_президента_России_Федеральному_собранию
Википедия ссылается на научные монографии. Нужно учесть при ответе на вопрос пункт 9, 10 и 11.
С другой стороны данный вопрос является дискуссионным. Обращаю ваше внимание на следующую статью в правовом журнале. http://www.pravgos.ru/rubriki/...
Здравствуйте Юлия! Для более глубокого погружения в вопрос вы можете ознакомиться с данной статьей:
Гадалов Г. А., Орлова С. В. Послания президента РФ Федеральному Собранию: понятие и роль в правовой системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3441–3445.
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и роль посланий президента РФ Федеральному Собранию РФ. Анализируется природа посланий главы государства высшему органу законодательной власти в разных странах, взаимосвязь значения посланий и формы правления. Уделено внимание историческому развитию института посланий президента РФ Федеральному Собранию в России в различные периоды времени.
Здесь в частности говорится, что «используя интегративный подход, послание Президента РФ можно определить как предусмотренный Конституцией РФ, документ концептуального характера, являющийся материальным источником права...»