Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Авторские права музеев на предметы из музейных коллекций
Добрый день.
Занимаемся созданием путеводителя по Эрмитажу и нескольким другим музеям. Вопрос по использованию изображений из музейных коллекций:
1. Правильно ли я понимаю,что по нашему законодательству, музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов? Какими могут быть последствия использования такого изображения без разрешения музея?
2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)
3. Распространяется ли это на изображения интерьеров?
4. Какие есть варианты обхода подобного ограничения? Например, если в качестве иллюстраций в путеводителе используются рисунки, сделанные живым художником "по мотивом" того или иного экспоната? То есть не буквальное воспроизведение картины, например, а авторская живописная вариация на тему картины? Пример такого решения представлен в путеводителе, выдержки из которого я прилагаю.
- 1.jpg
- 2.jpg
Здравствуйте.
Весь ваш вопрос сводится к тому кто является автором конкретной фотографии — в том числе с конкретной вещью или группами вещей.
Если фото делалось музеем — права у него.
Если же фото делали вы ( без нарушений правил музея) то авторские права у вас.
Или например вы это фото купили у музея или в фото банке- тогда оно тоже переходит к вам на оговоренных условиях. То есть если там разрешено их размещать в коммерческих целях проблемы не будет.
Со зданием несколько проще — любой человек может пройти мимо и сделать его фото — он будет автором фото и распоряжаться фото он будет сам, не спрашивал никого
Алексей, здравствуйте.
Нет, систему вы понимаете не верно. Музеи не обладают исключительными правами на экспонаты — если речь идёт об общественном достоянии — то изображения, к примеру, картин — в свободной реализации, исключительных прав на них ни у кого нет.
ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
Музей может иметь право на собственные фотографии, которые защищаются авторским правом, либо на экспозицию как «сборник» произведений — сами же картины уже таким образом не охраняются.
Здание музея — фотографировать можно.
С уважением,
Роман Новиков
В таком случае как можете прокомментировать это:
"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".
Материалы дела вот тут:
http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Алексей
Всё правильно. Исключительными правами музей не обладает, НО
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
Алексей
При этом, из решения суда следует, что единственное, что музей мог потребовать — это запрет на дальнейшее использование произведений — о компенсации в связи с нарушением исключительных прав там речи не идёт.
Прошу прощения, изначально не верно понял контекст.
Что касется интерьеров и здания в данном контексте
с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символик
Всё равно это делается с разрешения дирекции музеев. Зарисовка предмета является таким же использованием, как и фотография — экспертиза скорее всего именно это и покажет.
музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов?
Алексей
Алексей, добрый вечер! Дело в том, что согласно ст. 1259 ГК объектами авторского права являются в том числе
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
т.е. фотография картины является новым объектом авторского права. Что касается самих картин то согласно ст. 1281, 1282 ГК
1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
2. Произведение, перешедшее в общественное достояние,может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
т.е. если изображение картины изготовлено Вами вы на законных основаниях можете использовать его для путеводителя поскольку оно само является объектом авторского права а используемое в нем первоначальное произведение (картина) в силу истечения срока перешло в общественное достояние
2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)
Алексей
с ним в общем тоже самое, в силу ст. 1259 ГК к объектам авторских прав относится
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;но ввиду того, что срок по исключительному праву давно истек вы также свободно можете использовать сделанное вами путем фотографирования или зарисовки изображение данного здания, если Вы берете изображения Эрмитажа, сделанные другими лицами, то используете другой объект авторского права — рисунок или фотографию. Но тут думаю без проблем можно сделать фото самому и свободно его использовать
В таком случае как можете прокомментировать это:
"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".
Материалы дела вот тут:
http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661
1. Правильно ли я понимаю, что по нашему законодательству, музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов? Какими могут быть последствия использования такого изображения без разрешения музея?
Алексей
Здравствуйте. В дополнение к высказанным мнениям. Музеи безусловно обладают правами на использование изображений, он лишь в тех случаях, когда эти изображения сделаны самими музеями либо по их заказу. Осуществлять съемку экспонатов допускается при наличии на это разрешения музея, но именно на съемку как действие/процедуру, а не на экспонаты.
2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)
Алексей
Естественно общественные здания допускается фотографировать и использовать без каких-либо ограничений.
3. Распространяется ли это на изображения интерьеров?
Алексей
Что касается интерьеров, тут несколько сложнее, поскольку сам по себе интерьер (например некий специально изготовленный для проведения какой-то выставки) может быть предметом авторского права и тогда придется получать разрешение от автора этих конкретно интерьеров. Если же это обычные интерьеры музея, то кроме разрешения на съемку ничего больше не потребуется.
4. Какие есть варианты обхода подобного ограничения?
Алексей
Соответственно и обходить в принципе ничего не надо.
В таком случае как можете прокомментировать это:
"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".
Материалы дела вот тут:
http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661
На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо «Дама в голубом».
Алексей
На мой взгляд ситуация сильно отличается. В представленном деле картина «Дама в голубом» была использована в коммерческих целях без указания на источник и без какого-либо соотнесения именно с Эрмитажем как хранилищем картины:
установив, что предметом спора является требование владельца о запрете коммерческого использования воспроизведения объекта из состава Музейного фонда Российской Федерации, суды пришли к выводу о применении норм музейного законодательства Российской Федерации, которые ограничивают коммерческое использование воспроизведений предметов музейных коллекций и устанавливают специальный правовой режим для таких объектов. Исходя из доказанности факта нарушения предпринимателем прав Эрмитажа путем использования спорного стилизованного рисунка в качестве эмблемы дизайнерским магазином одежды «Ия Йоц» и отсутствия доказательств использование спорного стилизованного рисунка в соответствии с договором на использование в коммерческих целях воспроизведения музейного предмета, включенного в состав музейного фонда Российской Федерации (Т. Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» (Герцогиня де Бофор) или иным законным способом, суды пришли к выводу о том, что использование воспроизведения картины (стилизованного рисунка сходного до степени смешения с картиной) в процессе показа коллекции одежды является коммерческим использованием, поскольку такое использование сопряжено с рекламой и направлено на вызов у неограниченного числа лиц ассоциаций при виде изображения картины с товарами, производителем и продавцом которых является предприниматель.
Из Определения Верховного суда РФ от 6 июля 2015 г. N 308-ЭС15-6600
Вы же делаете путеводитель именно по музею, никакой коммерческой цели в части публикации картин не имеете, исключительно информационную. Поэтому данный случай к рассматриваемому отношения, на мой взгляд не имеет.
Вам главное понимать что по ст 1259 гк фото это самостоятельный объект авторского права и он не связан как то с тем что там изображено- главное чтобы автор фото вам передал права на него.
Ну сьемка в коммерческих целях обычно внутри музея только с их письменного разрешения идет
В таком случае как можете прокомментировать это:
"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."
На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".
Материалы дела вот тут:
http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661