Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нужно ли менять разрешенное использование земельного участка
Здравствуйте!
Следующая ситуация, есть земельный участок, назначение ИЖС, на нем стоит дом, в котором я проживаю с семье, во в дворе этого дома построено 5 двухэтажных гостевых домов, которые я в летнее время июль и август, использую для сдачи внаем туристам. На эти два-три месяца я получаю в налоговой так называемый патент на упрощенную систему налогообложения "сдача внаем собственного недвижимого имущества", который мне считают с площади. Недавно у нас была проверка прокуратуры совместно с росреестром. Теперь росреестр хочет предъявить мне штраф за нецелевое использование земли. Однако я считаю, что у меня нет необходимости менять назначение земли с ИЖС на туристическое обслуживание, т.к. я использую дома для сдачи только 2 месяца и беру патент.
Нужно ли мне переводить землю под тур. обслуживание? Если нет, на какие нормы я могу сослаться.
Добрый день. Права собственников земельных участков на использование земельных участков предусмотрены в ст. 40 Земельного кодекса РФ. Там указано:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии с положениями ст. 263 ГК РФ:
Статья 263. Застройка земельного участка
1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п.2 ст. 260 ГК РФ:
2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Из указанного следует, что земли, отнесенные к различным категориям, имеют целевое назначение. И использовать эти земли можно только по этому целевому назначению. За нарушение указанного правила установлена ответственность в ст. 8.8 КоАП РФ
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Замечу также, что изменение вида разрешенного использования земельного участка никак не изменит то, что до указанного изменения Вы использовали земельный участок с нарушениями. Это означает, что за прошлое нарушение Вас даже при переводе земельного участка могут привлечь к ответственности. Не смогут привлечь к ответственности в том случае, если пройдет срок на привлечение к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ.
Здравствуйте, Екатерина!
На мой взгляд, Вам не нужно менять именно основной вид разрешенного использования земельного участка.
Ведь законом предусмотрены основной, условно разрешенный и вспомогательный виды разрешенного использования (ВРИ) земельных участков.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ:
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
То есть Вам необходимо подать в местную администрацию заявление о присвоении земельному участку вспомогательного ВРИ (туристическое обслуживание).
Но надо смотреть, предусмотрен ли такой ВРИ в той территориальной зоне, в которой расположен Ваш земельный участок (как это указано в градостроительном регламенте, содержащемся в местных правилах землепользования и застройки).
А если я собственные дома, расположенные на моей территории сдаю по договору коммерческого найма мне тоже нужно запрашивать ВРИ? Где можно посмотреть ВРИ?
Если на момент проверки земли находили в ИЖС то мне нужно платить штраф?
А если я собственные дома, расположенные на моей территории сдаю по договору коммерческого найма мне тоже нужно запрашивать ВРИ?
Екатерина
Да, Екатерина, сдача собственных жилых помещений в коммерческий наем, это и есть осуществление коммерческой деятельности.
Соответственно, и ВРИ земельного участка должен соответствовать этой деятельности.
Где можно посмотреть ВРИ?
Екатерина
В градостроительных регламентах (которые содержатся в местных правилах землепользования и застройки, утвержденных органами местного самоуправления) должны содержаться виды разрешенного использования (основные, вспомогательные и условно разрешенные) для каждой территориальной зоны в пределах данного конкретного муниципального образования.
Если на момент проверки земли находили в ИЖС то мне нужно платить штраф?
Екатерина
Что касается наложения штрафа, то поскольку на проверкой выяснилось, что ВРИ не соответствовало фактическому использованию (во всяком случае, отчасти), то штраф, конечно, будет правомерным.
Здравствуйте Екатерина.
Лучше конечно перевести.
Но на земельном участке для ИЖС разрешено возведение объектов вспомогательного использования. Собственно гостевые домики это и есть объекты вспомогательного использования.
п. 2.1 Классификатора видов разрешенного использования, утвержденного Приказом МЭР РФ от 01.09.2014 N 540«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»
Для индивидуального жилищного строительства
Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей);
выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур;
размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений
Но не смотря на это Росреестр может подвести под ст. 8.8 КоАП. И скорее всего он прав. Поэтому лучше все-таки изменить ВРИ.
В каком размере мне нужно будет платить штраф?
В размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей
Возможно ли разделить зем. участок, часть будет под ИЖС, часть участка не менять вид. разрешенного использования, а запросить условно-разрешенный вид использования
Возможно, если образуемые участки будут соответствовать требованиям к предельным размерам.
Просто не уверена, что это так легко поменять вид разрешенного использования, т.к. ген. план нашего поселка уже утвержден, а если менять вид разрешенного использования, то должны вносится изменения в ген. план
Вы можете, как указано выше, подать заявление о предоставлении разрешения на условно-разрешенное использование ЗУ. И тут главное значение имеет не ген. план, а ПЗЗ.
Здравствуйте, Екатерина.
Нарушение вида разрешенного использования земельного участка у Вас есть, так как ВРИ для ИЖС не содержит возможности предоставления помещений для проживания и размещения.
Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540
Классификатор видов разрешенного использования земельных участковЖилая застройка
Размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых:
— с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха);
Вы можете обратиться за получением условно-разрешенного вида разрешенного использования земельного участка для гостиничного обслуживания на Ваш земельный участок.
Либо сменить вид разрешенного использования Вашего ЗУ, если это допустимо Вашими Правилами землепользования и застройки с учетом зоны, в которой находится Ваш земельный участок.
Градостроительный кодекс
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Если Вы собственник земельного участка то для смены ВРИ земельного участка Вам необходимо обращаться в Росреестр.
С уважением! Г.А. Кураев
А если я собственные дома, расположенные на моей территории сдаю по договору коммерческого найма мне тоже нужно запрашивать ВРИ? Где можно посмотреть ВРИ? Если на момент проверки земли находили в ИЖС то мне нужно платить штраф?
Екатерина
Екатерина.
Формально привлечение Вас к административной ответственности законно, поскольку вспомогательный вид разрешенного использования Вашего земельного участка Вами не выбран, нарушение имело место на момент проверки.
В каком населенном пункте расположен Ваш земельный участок?
В каком размере мне нужно будет платить штраф? зем. участок принадлежит мне как физ.лицу, но одновременно я являюсь ИП. Возможно ли разделить зем. участок, часть будет под ИЖС , часть участка не менять вид. разрешенного использования, а запросить условно-разрешенный вид использования. Просто не уверена, что это так легко поменять вид разрешенного использования, т.к. ген. план нашего поселка уже утвержден, а если менять вид разрешенного использования, то должны вносится изменения в ген. план
Добрый день. Назначение земли действительно необходимо менять, иначе помимо штрафа за нецелевое использование, Вам может грозить и возложение обязанности по сносу самовольной постройки.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Для гостиниц предусмотрен вид использования земельного участка — «Гостиничное обслуживание (код 4.7). Он предусматривает размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Либо есть ещё подходящий код — туристическое обслуживание 5.2.1. Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных
зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из
предоставления жилого помещения для временного проживания в них;
размещение детских лагерей.
Екатерина, здравствуйте!
ЗК РФ Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Указанный классификатор утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540
2.1 Индивидуальное жилищное строительство предусматривает
Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодныйдля постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей);
выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений
Т.е. фактически у Вас помещения используются в коммерческих целях как гостиница или туристическое обслуживание. Назначение необходимо поменять.
Для гостиниц есть «Гостиничное обслуживание (код 4.7) который
предусматривает
Размещение гостиниц,
а также иных зданий, используемых с целью извлечения
предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для
временного проживания в них
либо туристическое обслуживание (код 5.2.1)
Размещение пансионатов, туристических гостиниц,
кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных
зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из
предоставления жилого помещения для временного проживания в них;
размещение детских лагерей
У Вас все документировано, так как Вы платите налоги именно с этого вида деятельности.
Таким образом, прокуратура и росреестр правы.
С уважением юрист Дмитрий.
Если на момент проверки земли находили в ИЖС то мне нужно платить штраф?
При проверке прокуратура или росреестр должны составить документы: акт, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении. Только на основании этих документов Вас могут обязать выплатить штраф, но всегда есть возможно оспорить этот штраф.
С уважением юрист Дмитрий.
Екатерина! Можете здесь посмотреть судебную практику по ст. 8.8 КоАП РФ
https://rospravosudie.com/cate...
Например, в этом судебном решении добились отмены постановления:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Сурова В.В. от 14.06.2017 года ООО «Дом отдыха «Зелёный город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700.000 рублей.
Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 05.09.2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Дом отдыха «Зелёный город» оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, заявитель просит принятые акты отменить, указывая на их незаконность, поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Кроме этого, классификатор видов разрешенного использования не применим к конкретным правоотношениям.
Участвующим в судебном заседании в Нижегородском областном суде на основании доверенности защитникам общества Денисовой Е.Н., Федотовой И.Н., должностному лицу Управления Росреестра по Нижегородской области, вынесшему постановление, Сурову В.В. разъяснены права и обязанности, предусмотренные гл.25 КоАП РФ, права и обязанности понятны, отводов и ходатайств не заявлено. Иные участники в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, уважительных причин неявки не установлено, в связи с чем судом вышестоящей инстанции принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц. В судебном заседании также присутствуют представители Управления Росреестра по Нижегородской области Иванов А.В., Матвеев И.А.
В судебном заседании защитники общества доводы жалобы поддержали, полагая вынесенные в отношении общества акты необоснованными и незаконными, просили их отменить, производство прекратить. Должностное лицо, вынесшее постановление, против удовлетворения по доводам жалобы возражало, в ее удовлетворении просило отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд вышестоящей инстанции приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.8.8 КоАП РФ административная ответственность установлена за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Дом отдыха «Зелёный город» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ послужило тообстоятельство, что в результате проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства должностным лицом административного органа было установлено, что ООО «Дом отдыха «Зеленый город» использует земельный участок с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, в соответствии с видом разрешенного использования земельный участок предоставлен для лечебных и оздоровительных целей, а используется под размещение объекта капитального строительства с назначением — жилой дом, с кадастровым номером №, а также под размещение шести многоквартирных жилых домов.
По данному факту 11.11.2016 года должностным лицом административного органа в отношении ООО «Дом отдыха «Зеленый город» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Разрешая дело об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Суров В.В. исследовал представленные в дело доказательства и пришел к выводу о виновности ООО «Дом отдыха «Зеленый город» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и 14.06.2017 года вынес постановление о привлечении ООО «Дом отдыха «Зеленый город» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания.
Судом вышестоящей инстанции установлено, что рассматривая жалобу общества и оставляя без изменения постановление должностного лица от 14.06.2017 года, судья районного суда пришел к выводу о том, что вина ООО «Дом отдыха «Зеленый город» полностью подтверждена материалами дела.
Между тем, указанные выводы суда являются преждевременными, с которыми не может согласиться суд вышестоящей инстанции.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом вышестоящей инстанции установлено, что обществу вменено нарушение ч.1 ст.8.8 КоАП РФ по причине того, что обществом как арендатором используется земельный участок с кадастровым номером № не по целевому назначению. Участок обладает разрешенным использованием — для лечебных и оздоровительных целей, а фактически используется под размещение многоквартирных жилых домов и жилого объекта капитального строительства.
Однако суд вышестоящей инстанции не может согласиться с выводами должностного лица и суда первой инстанции, поскольку приведенная норма ч.1 ст.8.8 КоАП РФ является отсылочной к земельному законодательству в части определения соответствия фактического использования земельного участка и вида его разрешенного использования.
Таким образом, для установления объективной стороны состава административного правонарушения необходимо установить не только вид разрешенного использования земельного участка иего фактическое использование, но и конкретную норму закона, запрещающую такое фактическое использование.
Кроме этого, в оспариваемом постановлении в качестве нормы, запрещающей обществу использование земельного участка под вышеуказанные цели, должностное лицо ссылается на «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года №540.
Вместе с тем суд вышестоящей инстанции не может согласиться с данным выводом, поскольку земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2014 года (л.д.39 административного материала).
Земельный участок предоставлен ООО «Дом отдыха «Зеленый город» на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.07.2014 года сделана запись регистрации №
Таким образом, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и право аренды зарегистрировано до момента вступления в силу приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Следовательно, соотнесение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0100017:744 с видами разрешенного использования, установленными в классификаторе, является неправомерным.
Таким образом, какой либо запрещающей нормы, применимой в рассматриваемом случае, Классификатор не содержит.
При указанных обстоятельствах выводы должностного лица и суда первой инстанции о нарушении приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года №540 является необоснованным.
При этом п.2 приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года №540 установлено, что «в соответствии с Классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу». Приказ согласно п.3 вступил в силу с 24.12.2014 года. Земельный участок, принадлежащий заявителю, поставлен на государственный кадастровый учет 26.01.2011 года.
Таким образом, согласно п.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» применение Классификатора и ссылка на него в постановлении в рассматриваемом случае являются неправомерным.
Также должностное лицо и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что объект капитального строительства — коттедж кадастровый №, расположенный на вышеуказанном земельном участке, является вновь построенным объектом, со ссылкой на изменение правового режима использования земельного участка.
Вместе с тем, выводы должностного лица и суда первой инстанции являются необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела и документам.
Судом вышестоящей инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель населенных пунктов.
Так, в соответствии с п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п.6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки (п/п.3 п.2 ст.30 данного Кодекса).
В соответствии со ст.46.8 Правил землепользования и застройки в г.Н.Новгороде, утвержденных постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода от 15.11.2005 года №89 установлено, что для территории курортного поселка «Зеленый город» использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах памятника природы регионального значения «Зеленый город», определяется Паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый город», утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 года №191-р (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.02.2013 года №233-р), и утвержденной документацией по планировке территории.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 года №191-р (в указанной редакции) на всей территории памятника природы разрешается реконструкция зданий и сооружений в пределах существующих границ строений в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Судом вышестоящей инстанции установлено, что объект недвижимости — коттедж 16, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, был реконструирован на основании распоряжения администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №-р, постановлений администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 52-RU №, выданного администрацией г.Н.Новгорода ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52).
Проект реконструкции одобрен уполномоченными органами (заключения Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Приказом Управления Росприроднадзора по ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Э утверждено заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы материалов проекта реконструкции Дома отдыха «Зеленый город» в <адрес>
Право собственности на коттедж 16 было зарегистрировано за ООО «Дом отдыха «Зеленый город» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, выданное администрацией г.Н.Новгорода 06.11.2015 года, затем на основании договора купли-продажи право собственности было зарегистрировано за ФИО9
Следовательно, вывод суда о новом строительстве коттеджа 16 с кадастровым номером № является преждевременным. Данный вывод суд первой инстанции обосновал лишь представленными в материалы дела данными ортофотосъемки, которые в свою очередь не могут быть достаточными доказательствами нового строительства.
Вместе с тем, суд первой инстанции не дает никакой правовой оценки тому, что объект недвижимости — коттедж 16, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, был реконструирован на основании поименованных ранее документов.
Кроме того, в вину ООО «Дом отдыха «Зеленый город» также вменено использование земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению в связи с расположением на нем шести многоквартирных жилых домов.
Вместе с тем, согласно кадастровым паспортам, данные дома построены в период с 1936 года по 1965 год. Каких-либо правоустанавливающих документов, связанных с их строительством, эксплуатацией, правом собственности на них и отношением к ним ООО «Дом отдыха «Зеленый город» материалы дела не содержат.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что в данном случае должностным лицом и судом первой инстанции не было предпринято мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, чем нарушен п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Сурова В.В. от 14.06.2017 года, решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 05.09.2017 года не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, поскольку в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, однозначно свидетельствующие и подтверждающие виновность ООО «Дом отдыха «Зеленый город» в совершении инкриминируемого правонарушения, в связи с чем невозможно сделать безусловный вывод о доказанности его вины в совершении административного правонарушения.
В силу п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Сурова В.В. от 14.06.2017 года, решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 05.09.2017 года, вынесенные в отношении ООО «Дом отдыха «Зеленый город» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные судебные акты.
https://rospravosudie.com/cour...
С уважением юрист Дмитрий.
Здравствуйте Екатерина! В случае если Вы решите и далее занимать деятельностью по туристическому обслуживанию, то ВРИ нужно менять, однако как вариант имеете право осуществить раздел земельного участка. Часть оставить под ИЖС, а часть перевести под коммерцию.
Согласно ст.11.4 ЗК РФ,
при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Закажите в МФЦ ПЗЗ (Выписку из Правил землепользования и застройки по адресу участка) обратите внимание, какой минимальный участок (площадь) может быть образован.
Просто не уверена, что это так легко поменять вид разрешенного использования, т.к. ген. план нашего поселка уже утвержден, а если менять вид разрешенного использования, то должны вносится изменения в ген. план
Закажите ПЗЗ, там будет всё указано, какие у Вас для Вашей зоны (участка) основные ВРИ, условные. Как правило условно-разрешенный присваивается после публичных слушаний, порядок которых указан в ПЗЗ опять же. На самом деле применение условно-разрешенного ВРИ реально, хоть и затратно по времени.
Коммерческое использование земли с ВРИ ИЖС несовместимо. Рекомендую поменять на более пригодное. Коллега Геннадий Кураев указал Вам на подходящий в таких случаях вид разрешенного использования («жилая застройка»).
Тут можете посмотреть: http://www.consultant.ru/cons/...
Не на момент проверки, а на момент использования не по назначению. Если момент проверки и момент использования не по назначению совпадет, тогда — да
Предприниматели, как правило, привлекаются к ответственности как должностные лица. По примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ:
В ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ указано: