Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Обязательно ли производителю одежды самому регистрировать штрих коды на продукцию?
Мы являемся производителями женской одежды и сейчас интересует такой момент. Обязательно ли нам регистрировать штрих коды для продукции самостоятельно? Или уже конечные магазины продажи это сделают? Спасибо за ответ.
ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» не устанавливает обязательного нанесения штрихкода на выпускаемую продукцию. Законодательного требования этого также не установлено.
Однако существуют требования о присвоении артикула товара при его розничной реализации, который может быть успешно заменен штрихкодом.
В частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее — Правила), в пункте 1 которых указано, что они разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В пункте 41 Правил указано, что товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
Согласно пункту 46 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что в случае, если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
Артикул — это цифровое или буквенное обозначение товара для его идентификации среди аналогичных товаров продавца.
Согласно разъяснениям Роскода артикул — это скальный пятизначный буквенно-цифровой номер товара.
Согласно общедоступным сведениям сети Интернет European Article Number, EAN (европейский номер товара) — европейский стандарт штрих кода, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя. Является надмножеством американского стандарта UPC.
Штриховой код присваивается в соответствии с мировым форматом EAN-8 и EAN-13 в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 15420-2010 «Межгосударственный стандарт. Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики штрихового кода EAN/UPC».
Существуют разновидности штрих-кода EAN-8 (сокращенный) — кодируется 8 цифр; EAN-13 (полный) — кодируется 13 цифр; EAN-128 — кодируется любое количество букв и цифр, объединенных в регламентированные группы.
Коды EAN-8 и EAN-13 содержат только цифры и никаких букв или других символов.
Фактически артикул товара содержится внутри штрих кода — это тот же код товара, содержащий, как и артикул, сведения о его характеристиках.
Большинство стран мира отказались от устаревших артикулов и перешли на использование международного штрих кода. Тем не менее, хотя артикул и штрих код — это разные понятия, параллель между ними просматривается весьма четко. Штрих код представляет собой более прогрессивную систему кодирования, исключающую повторение номеров у товаров разных производителей, что нередко можно было наблюдать при использовании артикулов.
Таким образом, по сути, штрих код — международный артикул в графическом формате.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 по делу N А11-3394/2017.
Соответственно, в том случае, если продавец планирует заменять артикул товара штрихкодом, то именно ему придется его получить и зарегистрировать. Производителю получать штрихкод необязательно.