Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве"
ФГУП в стадии ликвидации. Идет процесс реализации имущества с торгов. Начальная цена имущества определена оценщиком.
2 раза торги признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Вопрос: Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Максим, добрый день! А почему имущество ФГУПа продается в ходе ликвидации а не возвращается к собственнику имущества
ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
если вопрос в погашении задолженности, то опять же согласно ст. 35 161-ФЗ должны выходить в банкротство
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссиядолжны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.но основной вопрос почему продается имущество закрепленное за ФГУП и ему на праве собственности не принадлежащее, поясните пожалуйста
Уважаемый Максим! Здравствуйте! А ликвидация по какой причине (решение собственников или несостоятельность (банкротство)? На имущество обращено судебное взыскание или нет?
Дело в том, что если по решению собственников, то ни федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст.35 Закона), ни ГК РФ подобных моментов не регламентирует.
Федеральный закон же от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества» здесь не действует (см. ст.3 Закона)
У Вас же в любом случае или решение ЛК об оценке или отчет оценщика (и то и другое вместе).
Проводите торги повторно или переоценивайте имущество и далее снова выставляйте на торги.
Здесь надо еще понимать, что далее уже придут проверяющие органы, которые могут поставить вопросы по недопоступлению денежных средств.
Если рассмотреть с точки зрения ГК РФ, то ФГУП является юридическим лицом.
ГК РФ Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Здравствуйте.
Есть такое разъяснение относительно изменения цены
Вопрос: О возможности изменения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества (указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО
от 7 декабря 2011 г. N Д08-4971Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу уменьшения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества и сообщает следующее.
Порядок проведения аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества установлен ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).
Пунктом 152 Правил установлено, что в случае объявления о проведении нового аукциона организатор вправе изменить условия аукциона.
В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества начальная (минимальная) цена договора может быть изменена. Однако, принимая во внимание требования ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы.
Одновременно Минэкономразвития России отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства Российской Федерации, а также давать официальные разъяснения в отношении практики его применения.Директор Департамента
имущественных отношений
А.К.УВАРОВ
07.12.2011
Несмотря на то, что речь тут идет об аренде, но принцип полагаю единый и может быть применим и к продаже. С другой стороны, учитывая, что у Вас уже состоялись (точнее не состоялись) два аукциона, на мой взгляд, возможно есть смысл обратиться в ФАС за получением соответствующих разъяснений, поскольку установленная рыночная цена не соответствует ожиданиям покупателей.
Добрый день!
Нашел интересное дело, бывшее предметом рассмотрения апелляционной и кассационной инстанции (А27-10048/2015), схожее в ряде моментов с вашей ситуацией.
Выдержки:
Седьмой арбитражный апелляционный суд Постановление от «29» сентября 2015 г.
г. Томск Дело № А27-10048/2015
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Полномочия собственника имущества прекращаются (ч. 4 ст. 62 ГК РФ).
По смыслу вышеуказанных норм, если решение о ликвидации предприятия принято уполномоченным органом, то после его принятия согласие собственника на отчуждение имущества не требуется.
Выдержки:
Арбитражный суд западно-сибирского округа Постановление от 25 января 2016 года. Дело № А27-10048/2015
Следовательно, все действия по отчуждению закреплённого
за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения имущества для удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации предприятия осуществляет ликвидационная комиссия, а не собственник имущества в лице соответствующих исполнительных органов.
Поскольку имущество в процессе ликвидации предприятия реализуется
в таком же порядке, то согласия собственника на отчуждение имущества
предприятия не требуется. Иначе не будет достигнута основная цель
установленной законом процедуры ликвидации юридического лица –
удовлетворение требований кредиторов.
В новой редакции п.4 ст.63 ГК РФ:
ГК РФ Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В ранее действовавшей редакции ст.63 ГК РФ
Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица
3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Порядок исполнения судебных решений, на который имелась ссылка в п.3 ст.63 ГК РФ, установлен законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С учетом новой редакции данного пункта изменилась формулировка в части торгов, нет отсылки к порядку установленному для исполнения судебных решений. На основании указанного, торги должны проводится в общем порядке установленном ГК РФ, в том числе с учетом особенностей в приведенном выше приказе.
При этом видится, что снизится в цене вы можете в разумных пределах, в том числе по аналогии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве, и однозначно, что не ниже порога возможности удовлетворения требований кредиторов. В противном случае необходимо заявление в суд о признании банкротом. Также обращает внимание в этой связи объективность проведенной оценки объекта, поскольку все факторы оценщик должен был учесть при определении стоимости, а с учетом отсутствия участников на торгах, можно говорить о допущенных при оценке ошибках. Возможно имеет смысл провести повторную и внести коррективы.
Несмотря на имеющуюся судебную практику, подтверждающую легитимность ликвидационной комиссии при принятии решений по отчуждению, при изменении начальной цены на объект в сторону ее снижения, целесообразно заручиться согласием собственника имущества, в целях избежания в дальнейшем возможных претензий со стороны контролирующих органов.
Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В принципе такое имущество должно реализовываться в порядке, установленном
Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»
ст. 17.1 135-ФЗ О защите конкуренции
соответственно надо смотреть данный приказ применительно к избранному способу торгов (аукцион, конкурс и т.д.), посмотрю чуть позже отпишусь если не опередят коллеги какие там есть ограничения на этот счетА разве в вопросе это ставилось под сомнение?
Собственно исходя из приведенного выше приказа ФАС №67
т.е. в иных случаях кроме того, когда подана только одна заявкаорганизатором конкурса в силу п. 4 является в вашем случае
т.е. в силу ст. 35 161-ФЗ ликвидационная комиссия
в плане определения начальной цены, в том числе ее снижения при описанных обстоятельствах данный приказ организатора какими либо конкретными рамками (10, 15, 20%) не ограничивает, исходя из этого думаю что допустимо применение порядка предусмотренного ст. 92 ФЗ Об исполнительном производстве