Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

368 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
368 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФГУП в стадии ликвидации. Идет процесс реализации имущества с торгов. Начальная цена имущества определена оценщиком.

2 раза торги признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

Вопрос: Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве".

14 Сентября 2017, 12:02, вопрос №1751597 Максим, г. Москва

Максим оставил отзыв о сайте — показать

1000 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (7)

  • Юрист - Власов Андрей
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист
    Общаться в чате

    Максим, добрый день! А почему имущество ФГУПа продается в ходе ликвидации а не возвращается к собственнику имущества

    ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
    «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
    имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

    если вопрос в погашении задолженности, то опять же согласно ст. 35 161-ФЗ должны выходить в банкротство

    5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссиядолжны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
    но основной вопрос почему продается имущество закрепленное за ФГУП и ему на праве собственности не принадлежащее, поясните пожалуйста
    14 Сентября 2017, 12:19
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Коллеги, не пояснил более детально.

    Решением собственника ТУ Росимущества в г. Москве было принято решение о ликвидации (не по решению суда). Имущественный комплекс предприятия состоит из нескольких объектов:

    - здания и строения (центры связи, склады, гаражи);

    - сооружения связи (кабельные и телефонные канализации).

    Промежуточный ликвидационный баланс утвержден собственником имущества.

    Проведенная оценка имущества позволяет сделать вывод о возможности погашения требований кредиторов за счет продажи имущества.

    В настоящее время идет процесс реализации имущества, однако есть объекты, которые мы публиковали уже дважды, но заявок от потенциальных участников не поступило.

    Вопрос собственно в следующем: Имущество федеральное, проведение оценки обязательно (Закон об оценочной деятельности). Оценка проведена, определена стоимость имущества (начальная цена). Если в рамках действия отчета об оценке никто так и не изъявит желания приобрести объекты, имеет ли ликвидационная комиссия принять самостоятельное решение о снижении цены объекта на 15%. Торги проводим по приказу 67, ГК и ФЗ "О защите конкуренции". ФЗ "Об исполнительном производстве" такая возможность предусмотрена.

    14 Сентября 2017, 16:27
  • Юрист - Григорьев Михаил Юрьевич

    Уважаемый Максим! Здравствуйте! А ликвидация по какой причине (решение собственников или несостоятельность (банкротство)? На имущество обращено судебное взыскание или нет?

    Дело в том, что если по решению собственников, то ни  федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст.35 Закона), ни ГК РФ подобных моментов не регламентирует.

    Федеральный закон же от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества» здесь не действует (см. ст.3 Закона)

    У Вас же в любом случае или решение ЛК об оценке или отчет оценщика (и то и другое вместе). 

    Проводите торги повторно или переоценивайте имущество и далее снова выставляйте на торги.

    Здесь надо еще понимать, что далее уже придут проверяющие органы, которые могут поставить вопросы по недопоступлению  денежных средств.

    14 Сентября 2017, 12:20
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Власов Андрей
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист
    Общаться в чате

    В принципе такое имущество должно реализовываться в порядке, установленном

    Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

    ст. 17.1 135-ФЗ О защите конкуренции


    3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
    1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

    соответственно надо смотреть данный приказ применительно к избранному способу торгов (аукцион, конкурс и т.д.), посмотрю чуть позже отпишусь если не опередят коллеги какие там есть ограничения на этот счет
    14 Сентября 2017, 12:27
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Лунёва Ольга Николаевна

    Если рассмотреть с точки зрения ГК РФ, то ФГУП является юридическим лицом. 

    ГК РФ Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица


    3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
    4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
    Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
    5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
    6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

    Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    Статья 2. Унитарное предприятие


     
    1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

    Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия


     
    1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
    2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
    3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
    4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
    5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
    6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

    14 Сентября 2017, 12:28
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Власов Андрей
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист
    Общаться в чате

    Если рассмотреть с точки зрения ГК РФ, то ФГУП является юридическим лицом.

    Лунёва Ольга

    А разве в вопросе это ставилось под сомнение?

    Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Максим

    Собственно исходя из приведенного выше приказа ФАС №67

    152. В случае если аукцион признан несостоявшимся по основаниям, не указанным в пункте 151 настоящих Правил,организатор аукциона вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового аукциона организатор конкурса вправе изменить условия аукциона.
    т.е. в иных случаях кроме того, когда подана только одна заявка

    организатором конкурса в силу п. 4 является в вашем случае

     при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», -уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

    т.е. в силу ст. 35  161-ФЗ ликвидационная комиссия

    5. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.
    в плане определения начальной цены, в том числе ее снижения при описанных обстоятельствах данный приказ организатора какими либо конкретными рамками (10, 15, 20%) не ограничивает, исходя из этого думаю что допустимо применение порядка предусмотренного ст. 92 ФЗ Об исполнительном производстве
    14 Сентября 2017, 13:23
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Колковский Юрий Валерьевич
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист, г. Екатеринбург
    Общаться в чате

    Здравствуйте.

    Есть такое разъяснение относительно изменения цены

    Вопрос: О возможности изменения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества (указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы).


    Ответ:
    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    ПИСЬМО
    от 7 декабря 2011 г. N Д08-4971


    Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу уменьшения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества и сообщает следующее.
    Порядок проведения аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества установлен ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
    В соответствии с п. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).
    Пунктом 152 Правил установлено, что в случае объявления о проведении нового аукциона организатор вправе изменить условия аукциона.
    В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества начальная (минимальная) цена договора может быть изменена. Однако, принимая во внимание требования ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы.
    Одновременно Минэкономразвития России отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства Российской Федерации, а также давать официальные разъяснения в отношении практики его применения.


    Директор Департамента
    имущественных отношений
    А.К.УВАРОВ
    07.12.2011


    Несмотря на то, что речь тут идет об аренде, но принцип полагаю единый и может быть применим и к продаже. С другой стороны, учитывая, что у Вас уже состоялись (точнее не состоялись) два аукциона, на мой взгляд, возможно есть смысл обратиться в ФАС за получением соответствующих разъяснений, поскольку установленная рыночная цена не соответствует ожиданиям покупателей.

    14 Сентября 2017, 14:09
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Савин Дмитрий
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Добрый день!

    Нашел  интересное дело, бывшее предметом рассмотрения апелляционной и кассационной инстанции (А27-10048/2015), схожее в ряде моментов с вашей ситуацией.

    Выдержки: 

    Седьмой арбитражный апелляционный суд Постановление от «29» сентября 2015 г.

    г. Томск Дело № А27-10048/2015 

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Полномочия собственника имущества прекращаются (ч. 4 ст. 62 ГК РФ).

    По смыслу вышеуказанных норм, если решение о ликвидации предприятия принято уполномоченным органом, то после его принятия согласие собственника на отчуждение имущества не требуется.

    Выдержки:

    Арбитражный суд  западно-сибирского округа Постановление от 25 января 2016 года.  Дело № А27-10048/2015 

    Следовательно, все действия по отчуждению закреплённого

    за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения имущества для удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации предприятия осуществляет ликвидационная комиссия, а не собственник имущества в лице соответствующих исполнительных органов.

    Поскольку имущество в процессе ликвидации предприятия реализуется
    в таком же порядке, то согласия собственника на отчуждение имущества
    предприятия не требуется. Иначе не будет достигнута основная цель
    установленной законом процедуры ликвидации юридического лица –
    удовлетворение требований кредиторов.

    В новой редакции п.4 ст.63 ГК РФ: 

    ГК РФ Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица


    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

    В ранее действовавшей редакции ст.63 ГК РФ

    Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица
    3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Порядок исполнения судебных решений, на который имелась  ссылка в п.3 ст.63 ГК РФ, установлен законом  от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С учетом новой редакции данного пункта изменилась формулировка в части торгов, нет отсылки к порядку установленному для исполнения судебных решений. На основании указанного, торги должны проводится в общем  порядке установленном ГК РФ, в том числе с учетом особенностей  в приведенном выше приказе.

    При этом видится, что снизится  в цене вы можете в разумных пределах, в том числе по аналогии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве, и однозначно, что не ниже  порога возможности удовлетворения требований кредиторов. В противном случае необходимо  заявление в суд о признании банкротом. Также обращает внимание в этой связи объективность проведенной оценки объекта, поскольку все факторы оценщик должен был учесть при определении стоимости, а с учетом отсутствия участников на торгах,  можно говорить о допущенных при оценке ошибках.  Возможно имеет смысл провести повторную и внести коррективы.

    Несмотря на имеющуюся судебную практику, подтверждающую легитимность ликвидационной комиссии при принятии решений по отчуждению,  при изменении начальной цены на объект в сторону ее снижения, целесообразно заручиться согласием собственника имущества, в целях избежания в дальнейшем возможных претензий со стороны контролирующих органов.

    Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“

    Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

    2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.


    14 Сентября 2017, 15:58
    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0
    Свернуть
stats