592 юриста сейчас на сайте

Консультируйтесь с юристом онлайн

592 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Гражданское право

Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФГУП в стадии ликвидации. Идет процесс реализации имущества с торгов. Начальная цена имущества определена оценщиком.

2 раза торги признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

Вопрос: Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ "Об исполнительном производстве".

14 Сентября 2017, 12:02, вопрос №1751597 Максим, г. Москва
Клиент оставил отзыв о сервисе
показать
1000 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (5)

получен
гонорар
50%
Юрист - Андрей
8,7
Рейтинг Правовед.ru
12154
ответа
4461
отзыв
эксперт
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Максим, добрый день! А почему имущество ФГУПа продается в ходе ликвидации а не возвращается к собственнику имущества

ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

если вопрос в погашении задолженности, то опять же согласно ст. 35 161-ФЗ должны выходить в банкротство

5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссиядолжны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
но основной вопрос почему продается имущество закрепленное за ФГУП и ему на праве собственности не принадлежащее, поясните пожалуйста
14 Сентября 2017, 12:19
q Отблагодарить
0 0
8,7
Рейтинг Правовед.ru
12154
ответа
4461
отзыв
эксперт
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист
Общаться в чате

В принципе такое имущество должно реализовываться в порядке, установленном

Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

ст. 17.1 135-ФЗ О защите конкуренции

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

соответственно надо смотреть данный приказ применительно к избранному способу торгов (аукцион, конкурс и т.д.), посмотрю чуть позже отпишусь если не опередят коллеги какие там есть ограничения на этот счет
14 Сентября 2017, 12:27
8,7
Рейтинг Правовед.ru
12154
ответа
4461
отзыв
эксперт
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист
Общаться в чате

Если рассмотреть с точки зрения ГК РФ, то ФГУП является юридическим лицом.

Лунёва Ольга

А разве в вопросе это ставилось под сомнение?

Может ли ликвидационная комиссия ФГУПа принять решение о снижении стоимости имущества на 15% по аналогии с ст. 92 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Максим

Собственно исходя из приведенного выше приказа ФАС №67

152. В случае если аукцион признан несостоявшимся по основаниям, не указанным в пункте 151 настоящих Правил,организатор аукциона вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового аукциона организатор конкурса вправе изменить условия аукциона.
т.е. в иных случаях кроме того, когда подана только одна заявка

организатором конкурса в силу п. 4 является в вашем случае

 при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», -уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

т.е. в силу ст. 35  161-ФЗ ликвидационная комиссия

5. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.
в плане определения начальной цены, в том числе ее снижения при описанных обстоятельствах данный приказ организатора какими либо конкретными рамками (10, 15, 20%) не ограничивает, исходя из этого думаю что допустимо применение порядка предусмотренного ст. 92 ФЗ Об исполнительном производстве
14 Сентября 2017, 13:23
Максим
клиент, г. Москва

Коллеги, не пояснил более детально.

Решением собственника ТУ Росимущества в г. Москве было принято решение о ликвидации (не по решению суда). Имущественный комплекс предприятия состоит из нескольких объектов:

- здания и строения (центры связи, склады, гаражи);

- сооружения связи (кабельные и телефонные канализации).

Промежуточный ликвидационный баланс утвержден собственником имущества.

Проведенная оценка имущества позволяет сделать вывод о возможности погашения требований кредиторов за счет продажи имущества.

В настоящее время идет процесс реализации имущества, однако есть объекты, которые мы публиковали уже дважды, но заявок от потенциальных участников не поступило.

Вопрос собственно в следующем: Имущество федеральное, проведение оценки обязательно (Закон об оценочной деятельности). Оценка проведена, определена стоимость имущества (начальная цена). Если в рамках действия отчета об оценке никто так и не изъявит желания приобрести объекты, имеет ли ликвидационная комиссия принять самостоятельное решение о снижении цены объекта на 15%. Торги проводим по приказу 67, ГК и ФЗ "О защите конкуренции". ФЗ "Об исполнительном производстве" такая возможность предусмотрена.

14 Сентября 2017, 16:27
Юрист - Михаил
7,2
Рейтинг Правовед.ru
5414
ответов
2219
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Уважаемый Максим! Здравствуйте! А ликвидация по какой причине (решение собственников или несостоятельность (банкротство)? На имущество обращено судебное взыскание или нет?

Дело в том, что если по решению собственников, то ни  федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст.35 Закона), ни ГК РФ подобных моментов не регламентирует.

Федеральный закон же от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества» здесь не действует (см. ст.3 Закона)

У Вас же в любом случае или решение ЛК об оценке или отчет оценщика (и то и другое вместе). 

Проводите торги повторно или переоценивайте имущество и далее снова выставляйте на торги.

Здесь надо еще понимать, что далее уже придут проверяющие органы, которые могут поставить вопросы по недопоступлению  денежных средств.

14 Сентября 2017, 12:20
q Отблагодарить
0 0
Юрист - Ольга
1008
ответов
301
отзыв
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Люберцы
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Если рассмотреть с точки зрения ГК РФ, то ФГУП является юридическим лицом. 

ГК РФ Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Статья 2. Унитарное предприятие

 
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

 
1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

14 Сентября 2017, 12:28
q Отблагодарить
0 0
получен
гонорар
50%
Юрист - Юрий
8,8
Рейтинг Правовед.ru
19834
ответа
7301
отзыв
эксперт
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Екатеринбург
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте.

Есть такое разъяснение относительно изменения цены

Вопрос: О возможности изменения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества (указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы).

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 декабря 2011 г. N Д08-4971

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу уменьшения начальной (минимальной) цены договора при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества и сообщает следующее.
Порядок проведения аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества установлен ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).
Пунктом 152 Правил установлено, что в случае объявления о проведении нового аукциона организатор вправе изменить условия аукциона.
В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, при повторном проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества начальная (минимальная) цена договора может быть изменена. Однако, принимая во внимание требования ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указанная цена не должна быть ниже стоимости, определенной в установленном порядке на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы.
Одновременно Минэкономразвития России отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства Российской Федерации, а также давать официальные разъяснения в отношении практики его применения.

Директор Департамента
имущественных отношений
А.К.УВАРОВ
07.12.2011

Несмотря на то, что речь тут идет об аренде, но принцип полагаю единый и может быть применим и к продаже. С другой стороны, учитывая, что у Вас уже состоялись (точнее не состоялись) два аукциона, на мой взгляд, возможно есть смысл обратиться в ФАС за получением соответствующих разъяснений, поскольку установленная рыночная цена не соответствует ожиданиям покупателей.

14 Сентября 2017, 14:09
q Отблагодарить
1 0
Юрист - Дмитрий
9,9
Рейтинг Правовед.ru
2247
ответов
1008
отзывов
эксперт
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день!

Нашел  интересное дело, бывшее предметом рассмотрения апелляционной и кассационной инстанции (А27-10048/2015), схожее в ряде моментов с вашей ситуацией.

Выдержки: 

Седьмой арбитражный апелляционный суд Постановление от «29» сентября 2015 г.

г. Томск Дело № А27-10048/2015 

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Полномочия собственника имущества прекращаются (ч. 4 ст. 62 ГК РФ).

По смыслу вышеуказанных норм, если решение о ликвидации предприятия принято уполномоченным органом, то после его принятия согласие собственника на отчуждение имущества не требуется.

Выдержки:

Арбитражный суд  западно-сибирского округа Постановление от 25 января 2016 года.  Дело № А27-10048/2015 

Следовательно, все действия по отчуждению закреплённого

за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения имущества для удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации предприятия осуществляет ликвидационная комиссия, а не собственник имущества в лице соответствующих исполнительных органов.

Поскольку имущество в процессе ликвидации предприятия реализуется
в таком же порядке, то согласия собственника на отчуждение имущества
предприятия не требуется. Иначе не будет достигнута основная цель
установленной законом процедуры ликвидации юридического лица –
удовлетворение требований кредиторов.

В новой редакции п.4 ст.63 ГК РФ: 

ГК РФ Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В ранее действовавшей редакции ст.63 ГК РФ

Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица
3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Порядок исполнения судебных решений, на который имелась  ссылка в п.3 ст.63 ГК РФ, установлен законом  от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С учетом новой редакции данного пункта изменилась формулировка в части торгов, нет отсылки к порядку установленному для исполнения судебных решений. На основании указанного, торги должны проводится в общем  порядке установленном ГК РФ, в том числе с учетом особенностей  в приведенном выше приказе.

При этом видится, что снизится  в цене вы можете в разумных пределах, в том числе по аналогии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве, и однозначно, что не ниже  порога возможности удовлетворения требований кредиторов. В противном случае необходимо  заявление в суд о признании банкротом. Также обращает внимание в этой связи объективность проведенной оценки объекта, поскольку все факторы оценщик должен был учесть при определении стоимости, а с учетом отсутствия участников на торгах,  можно говорить о допущенных при оценке ошибках.  Возможно имеет смысл провести повторную и внести коррективы.

Несмотря на имеющуюся судебную практику, подтверждающую легитимность ликвидационной комиссии при принятии решений по отчуждению,  при изменении начальной цены на объект в сторону ее снижения, целесообразно заручиться согласием собственника имущества, в целях избежания в дальнейшем возможных претензий со стороны контролирующих органов.

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“

Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.


14 Сентября 2017, 15:58
q Отблагодарить
2 0

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

Не хотите ждать?
Звоните бесплатно! 8 499 705-84-25