Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Что выбрать-дистрибьюторский договор, дилерский или агентский договор. В чем отличие?
Я собираюсь продавать высокотехнологичную продукцию российского производителя. Моя фирма на упращенке. Какой вид договора мне заключить, чтобы:
- платить меньше налогов
- самостоятельно регулировать ценообразование
- чтобы при этом ответственность перед моими покупателями нес производитель (например в случае поломки и гарантийного обслуживания или порчи имущества третьих лиц)
- и может подскажите, от каких моментов еще стоит страховаться
Здравствуйте.
Если Вы собираетесь продавать частным лицам эту продукцию, то от ответственности перед потребителем, установленной соответствующим законом (О защите прав потребителей) Вы не уйдёте, он вправе предъявить претензии Вам, а уж Вы в рамках заключённого с производителем договора, будете взыскивать свои расходы с него. С другой стороны если Вы будете выступать агентом, то в соответствии с заключённым с Принципалом договором, Вы можете действовать от имени, за счёт Принципала (производителя), т.е. все заключенные Вами договора на продажу его продукции будут создавать обязанности не для Вас, а непосредственно для производителя. В результате Вы будете передавать покупателя вместе с договором Принципалу и платить налоги только с получаемого Вами агентского вознаграждения.
На мой взгляд, если Вы хотите меньше проблем, то наилучший вариант это агентский договор, если на него полет производитель.
При этом многие компании аналогичные Вам не хотят заключать агентский договор потому, что таким образом они «сдают» покупателя производителю и они могут впоследствии обойтись уже без Вас. Однако если эти сделки носят разовый характер, то агентский договор — самое лучшее для Вас.
Здравствуйте, Анна.
Прежде всего необходимо отметить, что ни дистрибьюторский ни дилерский договоры не предусмотрены как таковые действующим законодательством РФ. Но заключение таких договоров не запрещено законами если их содержание не противоречит нормам права.
В соответствии с п. 2 ст. 4:101 Принципов европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (далее — ПАФД) [6, с. 176 — 198] дистрибьюторский договор — это договор, в соответствии с которым одна сторона (поставщик) обязуется поставлять другой стороне (дистрибьютору) продукцию на постоянной основе, а дистрибьютор обязуется выкупить их и затем продавать от своего имени и в своих интересах.
Обычно в предмет договора включаются обязательства дистрибьютора приобретать и перепродавать определенные товары от своего имени и за свой счет на определенной территории, а также не создавать обязательств для поставщика в связи с такой перепродажей.
В обязанности поставщика вне зависимости от вида дистрибьюторского договора входят обязанности по: 1) поставке заказанной дистрибьютором продукции, насколько это возможно, при условии, что заказ разумен; 2) информированию дистрибьютора относительно: а) свойств товаров; б) цен и условий продажи товаров; в) рекомендованных цен и условий перепродажи товаров; г) любых значимых связей между поставщиком и потребителями; д) любых рекламных кампаний, значимых для ведения бизнеса. 3) предупреждению дистрибьютора в разумный срок о том, что поставщик предвидит или должен предвидеть, что объемы производимых им поставок будут существенно меньше, чем дистрибьютор имел основание ожидать; 4) предоставлению дистрибьютору за разумную цену всех имеющихся рекламных материалов, необходимых для надлежащей дистрибуции и продвижения товара; 5) приложению всех возможных усилий для того, чтобы не навредить репутации товаров и торговой марки. Согласно Руководству по составлению международных дистрибьюторских соглашений Международной торговой палаты в любом виде договора дистрибуции дистрибьютор должен: 1) приобретать и перепродавать товар от своего имени и за свой счет; 2) принимать на себя организацию продаж на определенной территории; 3) не создавать обязательств для производителя.
Сбыт готовых изделий сопровождается обычно ограничением свободы действий дистрибьютора, в частности обязательством воздерживаться от конкуренции.
Этот договор скорее носит характер смешанного договора, включающего в себя элементы договоров поставки, агентирования и организационного договора.
Поскольку фактически дистрибьютор выступает продавцом, то и ответственность за надлежащее качество товара несет он. Таким образом, все претензии покупателей будут предъявляться именно к дистрибьютору, а не к производителю товара.
Таким образом, существенными условиями дистрибьюторского договора являются условие о предмете, условие о цене товара, условие о вознаграждении дистрибьютора, условие о территории распространения товара и условие о соблюдении логистических условий распространения товара.
Дилерский договор является близким по правовой природе с договором дистрибуции видом договора. Его главным отличием от дистрибьюторского договора является специфика его субъектного состава. Субъектами дистрибьюторского договора, как правило, являются поставщик – производитель товаров и профессиональный дистрибьютор, обладающий соответствующими логистическими возможностями, наработанными каналами товарораспределения, торговой сетью и т.д.
В подавляющем большинстве случаев дилерские договоры заключаются между дистрибьюторами и дилерами. В случае, если канал товарораспределения не включает в свой состав звено дистрибьюторов, производитель (поставщик) может заключить дилерский договор напрямую с дилером.
Основой деятельности дилера является самостоятельная торговля, в которой он сам становится собственником приобретаемых товаров и выступает стороной заключаемых сделок.
Сразу после поставки товара дилер производит расчеты с поставщиком и фактически становится собственником товара, а затем продает эти товары от своего имени и за свой счет. Но в отличие от обычной перепродажи товаров, приобретенных по договорам купли-продажи, когда новый собственник не связан никакими обязательствами с продавцом, у которого он приобрел товар, дилер обязан продавать купленные у поставщика товары на условиях, определенных соглашением между ними о предоставлении права на продажу. Как правило, этим соглашением устанавливается минимальный объем продаж на определенный период времени, и, если фактический объем продаж будет ниже установленного минимума, поставщик имеет право расторгнуть соглашение. В договор также могут включаться условия о совместном сотрудничестве сторон по продвижению товаров на рынок страны ввоза товаров, о маркетинге, рекламе, сервисном обслуживании товара конечным потребителям, обучении персонала и др.
На дилера может накладываться ряд дополнительных обязанностей:
1) организация рекламы; 2) предпродажный сервис (демонстрационные залы, выставки продаж); 3) техническое обслуживание товаров; 4) соблюдение интересов поставщика; 5) обеспечение для его товаров условий, не худших, чем для товаров других поставщиков; 6) сообщение своему поставщику информации о своей деятельности.
В отношении установления цен дилеры полностью самостоятельны.
Если не запрещено соглашением, дилер может заключать соглашения с другими поставщиками.
Юридико — технические отношения с дилером регулируются договором поручения, договором комиссии или агентским договором. Размер вознаграждения должен быть определен четко. Дилеры получают вознаграждение в виде разницы между ценой покупки товара у поставщика и ценой его перепродажи. Необходимо указать в договоре и момент, с которого у дилера наступает право на получение вознаграждения. В качестве такого момента могут выступать дата заключения сделки, дата ее подтверждения, дата перечисления денежных сумм на банковский счет принципала по сделкам, совершенным с третьими лицами. Периодичность выплаты вознаграждения также должна быть определена договором.
Доход дилера зависит только от прямых продаж: сколько продано, столько и получено. Если дилер не продал ничего за определенный период времени, то он не получит своих денег. В отличие от дистрибьютора, которому могут поступать деньги от продаж привлеченных им людей.
Так как дилер действует не от своего имени, то и претензии по качеству товара предъявляются не ему, а изготовителю.
Отношения, возникающие из агентского договора регулируются главой 52 Гражданского кодекса РФ.
Часть 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации:
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, если в спорном правоотношении Агент действовал на основании агентского договора от имени и за счет принципала, при отсутствии обстоятельств, указывающих урегулирование отношений иным образом, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанным лицом перед покупателем является Принципал.
Я правильно понимаю, что при агентском договоре деньги от клиента перечисляются на счет производителя, а тот уже в свою очередь перечисляет мой интерес мне на счет?
Совсем необязательно, Вы можете в агентском договоре прописать, что осуществляете приём платежей от покупателей, потом перечисляете деньги производителю, а агентское вознаграждение оставляете себе. Вполне рабочий вариант. Просто в числе обязанностей агента, действующего от имени Принципала будет и эта. Но естественно это на усмотрение Принципала.