Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Прохождение предрейсовых техосмотров на служебных автомобилях
Согласно изменениям, внесенным в Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152
"Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", с 26 февраля 2017 года в путевых листах должна ставиться отметка о предрейсовом техническом осмотре транспортных средств. Наша фирма имеет в наличии 7 служебных легковых автомобилей, которые переданы торговым представителям (менеджерам), находящихся на разъездном характере работы, которые не занимаются перевозкой пассажиров или перевозкой грузов (багажа). Также имеется 1 служебный автомобиль, управляемый водителем (в штате), который возит директора. Еще 7 автомобилей находятся в аренде у сотрудников, которые на них передвигаются по служебным делам, не связанным с перевозками (возят только себя и документы). Штатного механика у нас нет, т.к. организация не является транспортной и ее деятельность не связана с какими-либо перевозками. Подскажите, пожалуйста, новые правила по проведению предрейсовых техосмотров и заполнению путевых листов распространяются на ВСЕ организации, независимо от того, являются ли они транспортными, или относятся только к транспортным компаниям? Если на ВСЕ, то нужно ли проходить техосмотры только служебным автомобилям, или также тем, что находятся в аренде?
Елена, добрый день!
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Таким образом, если эксплуатация транспортного средства организации не связана с оказанием услуг автомобильным транспортом, обязанности по оформлению и использованию путевых листов не возникает.
Ваша организация предоставляет принадлежащие ей автомобили работникам, трудовая деятельность которых не связана непосредственно с управлением автомобилем, для использования в личных и служебных целях (торговые представители, менеджеры). Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Использование транспортного средства сотруником в личных и служебных поездках по собственной инициативе не может подпадать под понятие «рейса», следовательно, у компании не возникает обязанности проводить «предрейсовые» и «послерейсовые» медицинские и технические осмотры.
Так как управление автомобилем не входит в должностные обязанности работника и осуществляется им по собственной инициативе для облегчения процесса выполнения трудовых обязанностей, управление автомобилем не связано с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, компания не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Кроме того, наверняка в должностной инструкции работника отсутствуют трудовые функции как водителя транспортного средства.
Немаловажный вопрос, что необходимо понимать под осуществлением деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами?
Ответ содержится в Постановлении Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 16 «Об утверждении перечня, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств». Там перечислены непосредственно водители, машинисты, трактористы и т.д.
По поводу изменений.
Недавно ввелись изменения по путевым листам впервые с 2008 г. и в принципе незначительные, поменялся п. 12 (убрали обязательность проставления печати ЮЛ) и добавился п. 16.1 (указание даты и время проведения предрейсового контроля и заверение подписью и ФИО специалиста).
Старая редакция:
12. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Новая редакция:
12. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.
Добавился пункт:
16.1. Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Елена, хочется отметить, что данный вопрос является достаточно спорным, и возможны конфликтные ситуации с сотрудниками ГИБДД. Однако, если использовать данные этого ответа, подобные протоколы можно оспорить еще на уровне ГИБДД.
Успехов вам!
Большое спасибо!!!