8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Эквивалент в 223 ФЗ

Доброго времени! По 223 ФЗ больница указывает в закупке весь медицинский материал импортный, при этом прописывает преференции за поставку товаров производства РФ. В тоже время не допускает эквивалентность. Законно ли это? Если мы подадим заявку с товарами производства РФ нас отклонят? Совместимости требуемого в закупке товара с каким - либо оборудованием нет.

, Андрей, г. Ижевск
Руслан Шахбанов
Руслан Шахбанов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте Андрей!

Закон не содержит положения о том, чтобы в документации о закупке обязательно было указание на эквивалент. То есть заказчику дано право указывать на конкретные характеристики товара, в том числе страну происхождения. Если нарушения или нет нужно оценивать в каждом конкретном случае, и сопоставлять на предмет нарушения принципов установленных в 223 ФЗ

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Можете у заказчика потребовать объяснение того, почему в документации прописан именно импортный материал, по каким соображениям. Если усматривается явное ограничение конкуренции можно жаловаться в УФАС.

Если мы подадим заявку с товарами производства РФ нас отклонят?

Андрей

Скорее всего так и будет.

2
0
2
0
Геннадий Кураев
Геннадий Кураев
Юрист, г. Новосибирск
рейтинг 9.1
Эксперт

Здравствуйте, Андрей.

Не совсем ясен Ваш вопрос, Вы указываете на то, что Заказчик установил требования к стране происхождения товара, но в тоже время указывает на преференции в отношении Российского товара.

Вы можете дать ссылку или указать номер закупки?

Как верно указал коллега, Заказчик вправе не указывать слова «или эквивалент» в отличие от закупок по 44-ФЗ и указать страну происхождения товара.

Нужно изучать Извещение и Положение о закупках Заказчика.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

 
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

 
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе — лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример разъяснений с примерами судебной практики

Закупки по 223-ФЗ и эквивалентность 

Автор: В. Носова

 Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.

Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:

п.1 ч.10 ст.4 («В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: <…>
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика <…> »).
 

Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.

Заказчику следует помнить об ограничениях этого права

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке — это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».


Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований Закона 223-ФЗ суд учитывает следующее:

Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
https://otc.ru/academy/article...

С уважением!  Г.А. Кураев

1
0
1
0
Андрей
Андрей
Клиент, г. Ижевск

Геннадий, доброго времени! Ссылка на аукцион http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31705258906

Номер извещения 31705258906

Посмотрите, пожалуйста.

Номер извещения 31705258906 Посмотрите, пожалуйста.

Андрей

Проблема в том, что Заказчик требует именно товар иностранного происхождения, конкретных торговых марок.

То есть заведомо Заказчик установил скидку на товар.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925«О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительство Российской Федерации постановляет:

3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложениео поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Указание товара определенных торговых марок по 223-ФЗ как уже было указано, допустимо.

Если Вы предложите к поставке иной товар чем тот, который требует Заказчик, то Ваша заявка будет отклонена.

При этом, Вы вправе подать жалобу в ФАС на нарушение статьи 17  ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  Заказчику придется доказывать его нуждаемость именно в этих товарах.

С уважением!   Г.А. Кураев

1
0
1
0
Похожие вопросы
Административное право
Где это на законодательном уровне прописано?
В Федеральном законе от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "Об ответственном обращении с животными" в статье 13 пункт 5 написано: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных; (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 377-ФЗ). Это означает что с любой собакой необходимо гулять на поводке? Откуда в интернете информация, что с собаками до 5 кг и 40 см в холке можно гулять без поводка. Где это на законодательном уровне прописано?
, вопрос №4005868, Аделина, г. Москва
Предпринимательское право
Здравствуйте, хотел узнать могут ли выдвигать кандидатуру в председатели колхоза на общем собрании членов
Здравствуйте, хотел узнать могут ли выдвигать кандидатуру в председатели колхоза на общем собрании членов колхоза и еще надо ли самому председателю выдвигать свою кандидатуру или же его кандидадура автоматические подается в связи прекращением его полномочий? В уставе колхоза или в Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О сельскохозяйственной кооперации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) не нашел четкого ответа на этот вопрос.
, вопрос №4005819, Виталий, с. Ербогачен
Трудовое право
После вхождения ЛНР в состав РФ и принятием нового законодательства, Я обратилась в ПФР с заявлением о
Я гражданка РФ с 2006 г. До этого ,будучи гражданкой Украины ( Луганская обл.), имела трудовой стаж с 1989 по 2006 г. В этот период ( с 1998 по 2006) я проходила службу в системе исполнения наказаний департамента исполнения наказаний( в настоящее время МВД ЛНР). По состоянию на 01.10.23 в сведениях моего ИЛС входил стаж Украины с 1989 по 31.12.2001г. и стаж заработанный в РФ с 2006 и составлял 28 лет 10 мес. После вхождения ЛНР в состав РФ и принятием нового законодательства, Я обратилась в ПФР с заявлением о корректировке стажа и внести период службы с 01.01.2002 по 2006.Получено Решение ПФР об отказе в корректировке включить в стаж период службы, так ещё и исключили весь мой стаж, заработанный на территории Луганской области с 1989 по 2001 на основании ФЗ 17 , так как я выехала с территории Луганской области до 11.05.2014 г. По состоянию на 05.02.24 в сведения моего ИЛС входит только стаж заработанный в РФ и составил 18 лет 4 мес. Правомерно ли Решение ПФР об исключении стажа заработанного на территории Луганской области ( в настоящее время территория РФ) ?
, вопрос №4004741, Елена, г. Москва
Налоговое право
7 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" по следующему абзацу: "Физическое лицо - резидент не
Здравствуйте! Помогите пожалуйста с толкованием ст. 12 п. 7 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по следующему абзацу: «Физическое лицо - резидент не представляет налоговым органам отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такие банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.» Требование автоматического обмена финансовой информацией относиться только к территории иностранного государства? Или подразумевается, что и к государству - члену ЕАЭС требование автоматического обмена финансовой информацией относится тоже?
, вопрос №4004289, Андрей, г. Москва
Тендеры и закупки
Вправе не включать в план закупок и соответственно в реестр договоров?
Здравствуйте. Вопрос по 223-фз. Планируем проводить неконкурентную закупку у ед. поставщика в электронной форме среди СМП. Если закупка меньше 100т.р. обязаны ли мы включить такую закупку в план закупок (т.к. она содержит информацию о смп) и нужно ли размещать извещение о такой закупке? Или здесь действует общий принцип, что закупки до 100т.р. вправе не включать в план закупок и соответственно в реестр договоров? Перечень товаров для СМП размещен в ЕИС.
, вопрос №4002845, наталья, г. Ярославль
Дата обновления страницы 27.06.2017